Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Проблемы в семье: мнения святых отцов
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 08.12.2021, 13:38 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Семь-я

Проблемы в семье: мнения святых отцов

Автор: диакон Иоанн Иванов

Часто женщины в браке задают вопросы и жалуются на нелегкость, невыносимость семейного бремени. Непонимание со стороны мужа, отсутствие доверия, ласки и заботы и совершенно иное состояние любви, нежели мечталось до замужества - всё вкупе порождает подобные вопросы: за что? почему? как быть? Предлагаем небольшую подборку высказываний христианских святителей, которым более тысячи лет назад задавали эти же вопросы многие женщины.

То, что брак есть абсолютная реальность, а не лёгкая счастливая сказка говорил свт. Григорий Нисский: "...Брак влечет за собою разнообразные и различные бедствия, ибо одинаково скорбят люди, имеют ли детей или не надеются иметь их, и опять живы ли они или умерли. Один утешается детьми, но не имеет средств к их пропитанию; у другого недостает наследника имению, над увеличением которого он много трудился, и то, что составляет благополучие для одного, есть несчастие для другого; каждый из них желает иметь то, чем, как видишь, тяготится другой. У одного умер любимый сын; у другого жив, но распутный. Оба жалки: один плачет о смерти сына, другой - о жизни. Опускаю зависть и ссоры, от истинных или мнимых причин происходящие, какими скорбями и бедствиями они кончаются! Кто все это в точности может исчислить? Если же хочешь знать, что (действительно) таких зол полна жизнь человеческая, не требуй от меня древних повествований, которые поэтам дали содержание для трагедий, ибо они по крайней нелепости считаются баснями: в них (заключаются) детоубийства, пожирания чад, убийства мужей, убийства матерей, заклания братьев, беззаконные смешения и всякого рода нарушение естественных законов. Повествователи древностей начинают свой рассказ об этом (нарушении) с браков и заключают оный такого рода бедствиями.

Но, оставив все это, посмотри на печальные явления, совершающиеся на сцене настоящей жизни, которых виновником для людей служит брак. Пойди в судилища, прочитай законы, относящиеся сюда: в них ты найдешь неслыханные дела, совершающиеся в брачной жизни. Когда ты слышишь врачей, рассуждающих о различных болезнях, то узнаешь о слабости человеческого тела; понимаешь, сколько и к каким болезням оно расположено; так, когда ты читаешь законы и видишь многоразличные преступления брачной жизни, за которые они определяют наказания, тогда верно узнаешь особенности, принадлежащие браку; ибо ни врач не лечит болезней несуществующих, ни закон не наказывает преступлений не совершаемых". (Творения святого Григория Нисского. Ч.7. М., 1865. С.304.)

Основная подборка изречений о нелегкой, но спасительной доли жены в законном браке принадлежит святителю Иоанну Златоусту.

"Жена дана мужу в помощь, чтобы муж с ее утешением мог переносить все случающееся с ним в жизни. И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая и во всем помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которые ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утишит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечаливать, ничто не может нарушить их мирного счастия, потому что, где между мужем и женою господствует единодушие, мир и союз любви, там стекаются все блага, и они (муж и жена) бывают безопасны от всяких злых наветов, ограждены как бы великою и несокрушимою стеною - единодушием о Господе... это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую степень доброй славы; это и от Бога привлекает на них великое благоволение" (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 4.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898. С.422.)

"...Где муж и жена и дети в согласии и любви соединены узами добродетели, там посреди Христос. (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского". Т. 4.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1898. С.770.)

"...Разводиться - дело противное как природе, так и закону: природе, поскольку рассекается одна и та же плоть; закону - поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять". (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 7.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1901. С.635.)

"Если же надобно что-нибудь делать для угождения мужу, то нужно душу украшать, а не тело наряжать и погублять. Не столько золото, которым ты украшаешься, сделает тебя любезной и приятной для него, сколько целомудрие и ласковость к нему, и готовность умереть за своего супруга. Это по преимуществу пленяет мужей... это привяжет мужа к жене". (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 8.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902. С.411.)

"...Если хочешь нравиться мужу, украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме. Эта красота и более пленяет и никогда не прекращается. Ни старость не разрушает этой красоты, ни болезнь не уничтожает". (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 8.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1902. С.411.)

"Так размышляй <жена>: если будешь сносить жестокого мужа, то получишь светлый венец, а если тихого и кроткого, то за что Бог будет награждать тебя? Говорю это не для того, чтобы подать мужьям повод к жестокостям, но чтобы убедить жен сносить и жестоких мужей. Когда каждый будет стараться исполнять свои обязанности, то и ближний не замедлит сделать то же". (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 10.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1904. С.262.)

"Рассказывают, что один из... философов (Сократ), имея жену злую, болтливую и склонную к пьянству, на вопрос, для чего он терпит ее, отвечал, что она служит для него домашним училищем и упражнением любомудрия. "Я, - говорил он, - упражняясь ежедневно с нею, делаюсь более кротким и с другими"... Мне весьма прискорбно, что язычники любомудрием превосходят нас, которым заповедано подражать... в кротости Самому Богу. <Сократ> по этой причине не изгонял своей злой жены; а некоторые говорят, что по этой причине он и женился на ней. Но так как многие из людей не бывают настолько благоразумны, то я советую наперед всячески стараться о том, чтобы избирать жену благонравную и исполненную всякой добродетели; если же случится сделать ошибку и ввести в дом свой невесту недобрую и даже негодную, тогда подражать этому философу, всеми мерами исправлять ее и считать это дело важнее всего. Купец не спускает в море корабля и не принимается за торговлю прежде, нежели заключит со своим товарищем условия, которые обеспечили бы взаимное их спокойствие. Так и мы будем принимать все меры, чтобы внутри своего корабля сохранять всяческий мир с сообщницею житейского поприща; тогда и все прочее будет у нас спокойно, и мы безопасно переплывем море настоящей жизни. Об этом мы должны заботиться более, нежели о доме, рабах, деньгах, полях и даже делах гражданских; всего драгоценнее должно быть для нас то, чтобы не иметь вражды и распри со своею сожительницею, тогда и все прочее пойдет у нас хорошо, и в делах духовных мы будем иметь большую благоуспешность, с единомыслием неся бремя настоящей жизни, а исполнив все, получим и уготованные для нас блага..." (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архи епископа Константинопольского. Т. 10.: В рус. пер. СПб.: Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1904. С.265-266.)

"Хорошая, мужественная <жена> сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что незаметно для окружающих вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу". (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 12.: В рус. пер. СПб. Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1906. С.1107-1108.)

* * *

Вывод напрашивается простой: видеть недостатки и грехи человека может каждый, а серьезно видеть свои грехи может только христианин, который старается жить духовной жизнью. Для кого Евангелие и Христос не авторитетны, тот гонится за миражом. Можно сколько угодно выискивать недостатки мужа или жены, но самому или самой не приложить ни одного усилия для личного внутреннего изменения. Христос всегда протягивает руку, нам всем надо стараться крепко схватиться за Бога, Его Волю и жить для бессмертия как своего, так и своих домочадцев. В итоге мы абсолютно реально можем увидеть, что мир в нашей душе и вокруг нас стал гораздо теплее и светлее.

Фото: Евгений Цапенко

Седьмая заповедь: не прелюбодействуйСедьмая заповедь: не прелюбодействуй
Автор: протоиерей Борис Балашов
Игра в любовь поначалу дает острые ощущения, которые неизбежно опустошают душу человека. В итоге любовь проходит мимо, так и не состоявшись. Тогда люди выходят замуж и женятся уже не по любви, а потому что пришло время обзаводиться семьей. А сердце-то к любви стало неспособно, хотя и продолжает бесплодно ждать осуществления своей заветной мечты. Но мечты в этом случае так и остаются мечтами…



Научить детей жизни со Христом
Автор: протоиерей Борис Балашов
Одна из задач христианской семьи - малой Церкви - воспитать детей, научить их жить, соблюдая евангельские заповеди, научить их жить со Христом. Вспомним прекрасные слова Ф. М. Достоевского, которые он вложил в уста Алеши Карамазова: "Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь".




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (08.03.2015) | Автор: Диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 2740
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика