Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

"Завтра" может и не быть
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 25.01.2021, 04:08 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Здоровье душевное и телесное

"Завтра" может и не быть

Автор: Наталья Гусева

Бродя по просторам интернета, очень часто сталкиваюсь с такой постановкой вопроса: "Я-де православный (-ая) и не собираюсь ни в чем участвовать: ни в каких-то служениях, ни в делах прихода и т.д.! Я прихожу в храм к Богу, к духовнику, а остальное меня не волнует!" Более того, когда я попробовала ответить оппоненту в духе того, что в идеале приход - это духовная семья, то услышала в ответ, что "в этом случае приход похож на секту! В Православии главное и основное - работа над своей душой, над собой, над своими немощами, а социальное служение вообще является уклонением в католичество". И надолго-надолго задумалась я над этим вопросом...

Помощь и православие

А может, и правда, надо только смотреть в себя, а в идеале - и перестать замечать всё вокруг? И вот что вспомнилось мне... Два года назад убили Сергея Захарчука, помогающего нашего сестричества: наркоман вырубил с одного удара прямо возле Лавры и бил дальше уже бессознательного. 8 августа 2008 г. это случилось, а 13 августа Сережа умер. Он был одиноким, занудноватым, абсолютно не приспособленным к работе на отделении. Но когда он приезжал в больницу после работы, он всегда привозил к чаю булочку с маком. И незадолго до несчастья - 3 апреля - он тоже приехал после работы и привез эту булочку. А у меня просто "не было желания общаться": я была погружена в размышления о собственных грехах, готовясь к исповеди. Я даже обедом его накормила за отдельным столом. И понимала, что поступаю нехорошо, но решила: ладно, в следующий раз буду любезнее. А следующего раза просто не было... Я выла, вспоминая эту булочку, которую он покупал, спеша с работы на больничный обход. Я не спала ночами, я ходила на исповедь, как на работу - не по разу на неделе... Но Господь очень хорошо дал мне почувствовать, что завтра может не быть никогда. И хоть обмолись и обисповедайся - боли и осознания того, что ты скотина, не изжить. Как же надо трепетно относиться к каждому человеку! Как надо нам друг друга беречь! Ведь завтра может и не быть... Упаси Господь испытать эту боль оттого, что ничего не исправить. Я поняла, что такое ад - бесконечная боль, изматывающее усилие докричаться туда со своим тупым "прости" - и ти-ши-на в ответ...

Наверное, как всегда, мы, православные, забываем, что самый правильный путь - царский, срединный. Качает нас из стороны в сторону. То мы с головой кидаемся в социальное служение, забывая о молитве, о работе над собой, спешим наделать побольше добрых дел, начинаем их ставить впереди себя, гордиться и кичиться их количеством и качеством. Этому способствует, конечно, и похвала людская - яд для души. И тут уже нет в душе места для покаяния, для смирения, для Бога. Расцветает в ней буйно гордынюшка. Но бывает и иначе: в благочестивом экстазе мы обрушиваемся в молитву, крутим четки, рядимся в черные балахоны. Наша речь пересыпана "благочестивыми" выражениями, мы не успеваем читать акафист за акафистом, выкладываем на исповеди духовнику многостраничные хартии с греховными помыслами. И... отказываем соседке-старушке в просьбе приготовить ей, немощной, обед или сходить заплатить за квартиру, торопясь на очередной молебен. Стоя в храме, мы погружены в молитву настолько, что не видим старика на костылях, не имеющего возможности пройти к скамейке. "Благочестиво" рыкаем на молодую мамочку с хнычущим грудным младенцем на руках... По-моему, и в том, и в другом случае Глава Церкви - Христос - остается вне нашей души, вне нашего сердца.

Социальное служение само по себе - дело хорошее. Но, как, помнится, сказал мне наш духовник, "если после служения ты не можешь или не хочешь молиться - значит, в этот раз ты служила не Богу, а собственной гордыне. Если идешь на служение с должным устроением, то молитва после дела тебе не будет в тягость..." А уж тем более нельзя считать свои добрые дела: "У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Матф. 6:3). Молитвенное сосредоточение само по себе - тоже прекрасно. Но как же можно при этом не смотреть на нужды ближнего, скорбящего? При нашем абсолютном безразличии к боли и страданиям ближних (ближних - в евангельском понимании этого слова) - для Бога ли будут наши молитвы и посты?

Ради кого мы в этом случае будем совершать сии молитвенные бдения? Да ради себя же! Но задумайтесь: мы ведь всеми силами стараемся душу свою расположить к Богу, очистить ее покаянием... А что дальше? А дальше-то как раз и должны в этой очищенной душе зазвучать слова Спасителя: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф. 25, 34-40).

Вчитайтесь в эти слова: Царь мира называет страждущих Своими меньшими братьями! И как же можно отвернуться от беды ближнего, если он - брат Господа? Мне кажется, что тем, кто придерживается точки зрения: "я пришел в храм к Богу, и остальное меня абсолютно не волнует" - просто необходимо посоветоваться по этому поводу с мудрым священником.

Поймите, я не призываю всех поголовно рвануть с завтрашнего дня в сестричества. Апостол говорит: "Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены" (Рим. 12, 4-5). Но каждый на своем месте - на работе, в доме, во дворе - может и должен послужить ближнему. Ну ведь не так много для этого надо! Иногда просто поздороваться с дворником и сказать ему: "Спаси, Господи!" - спаси, Господи, за труд, за то, что тебе приятно идти по убранному тротуару! Спросить соседку-старушку о ее здоровье. Элементарно выбросить фантик не на землю, а в урну. Стерпеть и не сорваться на несправедливый упрек начальника или обидное замечание кого-то из домашних...

Ерунда, скажете вы? Вовсе нет! Не ерунда, а маленькая капля милосердия и сострадания! Вы попробуйте - и сразу почувствуете в своем сердце тепло Божией Любви. А дальше - больше. Кто знает, на какой путь служения вас приведет Господь? Будет ли это сестричество или благотворительная деятельность, или просто вы станете внимательным и добрым человеком - Бог весть. Главное, вы убьете в себе равнодушие. Вы никогда не очутитесь в том состоянии, о котором я писала в начале статьи. А это - не просто немало, а много! Правда, тут есть и еще момент: надо, обязательно надо держаться срединного пути, не позволяя себе соскользнуть в "статистический учет добрых дел". И тогда вы увидите, что и молитва, и любовь к ближнему привели ваше сердце, вашу душу в состояние благодатного равновесия.

Наталья Гусева,
старшая сестра
православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице

Фото: Сергей Вдовин

О правильном отношении к смерти
Почему я ВЕРЮ?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Здоровье душевное и телесное | Добавил: Pravklin (23.07.2011) | Автор: Наталья Гусева
Просмотров: 2506
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика