Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Ранние отцы и учителя Церкви о Крещении и Миропомазании
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 21.09.2017, 20:46 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковные Таинства

Ранние отцы и учителя Церкви о Крещении и Миропомазании

Автор: протоиерей Борис Балашов

 

Одно из древнейших произведений христианской письменности «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе»), написано, скорее всего, в 60–80 гг. в Сирии. Оно носит катехизический (просветительский и учительный) характер и содержит в себе очень много ценных сведений из жизни древней Церкви, в том числе наставление о том, как надо совершать Таинство Крещения:

«Что же касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой (проточной – прим. сост.) воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа. А перед крещением крестящий и крещаемый должны поститься, также и некоторые другие, если могут. Крещаемому же вели поститься за день или за два».

Святой Иустин Философ является самым значительным из христианских апологетов II в. Родился он около 100 г., получил хорошее образование. После обращения к христианской вере и Крещения (между 132 и 137 гг.) святой Иустин всю свою жизнь посвятил миссионерству и защите христианства от несправедливых нападок язычества. Скончался мученически около 166 г. В 150 г. он так писал о Таинстве Крещения:

«Теперь изложу, каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись через Христа… Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: “Если не родитесь снова, не войдете в Царство Небесное…” (см. Ин. 3, 3–5). А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, Который чрез пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый».

Святой Ириней, епископ Лионский, – наиболее выдающийся и самый авторитетный церковный деятель в борьбе за чистоту православной веры против еретиков-гностиков в последней четверти II в. Происходил он из Малой Азии и был учеником святого Поликарпа Смирнского. Родился, скорее всего, около 130 г.; скончался в конце II или начале III в. Он так пишет о Таинствах Крещения и Миропомазания:

«Ибо тела наши получили единство (между собою) по­средством бани, ведущей к нетлению, а души – через Духа. Поэтому то и другое необходимо, так как то и другое способствуют к жизни Божией».

Один из древнейших памятников раннехристианской письменности – «Послание апостола Варнавы». Оно не принадлежит перу святого апостола Варнавы, хотя его автор мог также носить это имя. Послание написано около 130 г. в Сирии христианином из язычников. В нем также говорится о Таинстве Крещения:

«Сходим мы в воду, будучи преисполнены грехов и нечистоты, а восходим из нее, неся плод в сердце – страх (Божий) и имея надежду в душе – на Иисуса».

Климент Александрийский – пресвитер, церковный писатель, богослов и катехет, то есть преподаватель, возглавлявший Александрийскую катехизическую школу, родился в середине II в., получил великолепное образование и обладал блестящими способностями. Скончался до 215 г. Он писал о Таинствах Крещения и Миропомазания:

«Так и крещаемые, отринувши грехи, подобно туману заграждающие Божественного Духа, приобрели свободное, беспрепятственное око духовное, чрез которое одно мы созерцаем божественное, при излиянии Св. Духа на нас с неба».

Итак, в Крещении наше духовное око, или иначе сердце, исцеляется от того, что его делает темным – от грехов, а потом оно озаряется тем духовным светом, который приносит Дух Святой в Таинстве Миропомазания.

Святой священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился в начале III в. в Северной Африке. Происходил из знатной семьи и получил хорошее образование. В 245 г. или 246 г. принял Крещение, в 247 г. был посвящен в сан пресвитера. В конце 248 или начале 249 г. избран в епископы. Пытался уклониться от принятия епископского сана, но народ окружил его дом и вынудил согласиться. Священномученик Киприан – великий святитель Церкви Христовой, много потрудившийся для единства Церкви и ее духовного процветания. Во время гонения при императоре Валериане претерпел мученическую казнь в 258 г. Он писал о Таинствах Крещения и Миропомазания следующее:

«Рождающийся рождается… в Крещении церковном, а Святого Духа приемлет уже родившись…»

«Крещаемые в Церкви представляются начальникам Церкви и нашею молитвою и возложением рук приемлют Духа Святого и запечатлеваются Господнею печатию».

«Необходимо также тому, кто крещен, быть и помазану, чтобы, приняв помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь в себе благодать Христову. Крещеные же помазываются елеем (Святым Миром – прим. сост.), освященным на алтаре, где совершается Евхаристия…»

Святой Кирилл Иерусалимский родился около 315 г., в 335 г. посвящен во диакона, в 343 г. – во пресвитера; в 350 или 351 г. стал епископом Иерусалимским. Скончался в 386 или 387 г. Он так говорил о Таинстве Миропомазания:

«Исшедшим из купели священных вод и облеченным в белые одежды, вам преподано Миропомазание, изображающее собою то самое, чем помазан был Христос, а это есть Дух Святой, и, став причастниками Христовыми (см. Евр. 3, 14), справедливо называетесь помазанниками. Так, это миро – дарование Христа и Духа Святого, от присутствия Божества Его сделавшееся действенным; им знаменательно помазуются чело и другие орудия чувств (уши, ноздри, персты). И тело помазуется видимым миром, а душа освящается Святым и Животворящим Духом».

 

Из книги протоиерея Бориса Балашова
«Таинственная жизнь Церкви»


О срочном крещении детей
Автор: протоиерей Борис Балашов
Сегодня мне хотелось бы сказать несколько слов о часто встречающейся ситуации, когда родители по разным причинам просят совершить Крещение ребенка очень быстро, в один день совместив все, как им кажется, «формальности».


О рождении и крещении
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Когда в семье рождается ребенок, то все радуются: это праздник, потому что человек вошел в мир, и с ним вошла безграничная надежда. Во-первых, с младенцем вошла в мир нетронутость, чистота, свет, вошла и беззащитность и возможность для какого-то круга людей познать что-то про любовь и полюбить. А еще – через рождение человека входит в мир надежда, потому что этому человеку все принадлежит, все возможно – лишь бы те, кто вокруг него, возлюбили его так, чтобы из него сделать настоящего человека: человека, способного любить, любить до предела и любить без предела, любить людей так, чтобы быть способным забыть себя ради других, любить Бога так, чтобы сердце человека стало таким глубоким, таким широким, чтобы вместилось в него небо.


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: jula (16.10.2016)
Просмотров: 330
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика