Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Роль святого Сергия в объединении русских земель в XIV веке
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.10.2021, 11:51 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковь и общество

Роль святого Сергия в объединении русских земель в XIV веке

Автор: диакон Иоанн Иванов

Ослабление Руси и возникновение междоусобиц среди удельных князей началось еще с XI в., когда великие киевские князья разделили свои владения между сыновьями. С XI по XIV вв. наша Родина пережила не только междоусобные войны, но и вторжения внешних западных врагов, а также порабощение Золотой Ордой. Ослаблению Руси способствовала также и позиция князей, многие из которых даже извлекали из этого выгоду. Князья доносили друг на друга в Орду и использовали силу монголов для взаимной борьбы. Русь потеряла лидера, на которого могла бы равняться, за которым могла пойти. Это лидерство взяла на себя Русская Православная Церковь. Митрополиты, наместники крупных монастырей оказывали духовную поддержку московским князьям и не жалели денег на организацию русского войска. Духовенство вдохновляло русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель.

Посещение великим князем Димитрием Донским Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.
Художник А. Кившенко

Наибольшее влияние на всю русскую жизнь XIV века оказал преподобный Сергий Радонежский (1314-1392). Он был первым игуменом на Руси, который организовал монастырь на новой, общежительной основе: в отличие от уклада прежних келейных монастырей теперь все монахи жили одним общим хозяйством и не имели личного имущества. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. На примере своей обители преподобный показал всей отчизне, как можно жить по-христиански. Имя Сергия знала вся Русь, к его голосу прислушивался как великий князь, так и любой крестьянин. По словам одного современника, преподобный Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому.

Вот несколько случаев. В 1358 г. Сергий ходил в свой родной город Ростов, чтобы уговорить князя ростовского Константина никогда не выступать против Москвы и не поддерживать ее врагов. Вскоре Константин передал Ростов своему племяннику Андрею, который стал верным союзником Москвы, а сам удалился в Устюг. В 1364 г. миротворец снова отправился в путь, в Нижний Новгород. Преподобный пытался убедить князя Бориса, силой захватившего Нижний Новгород, вернуть эту вотчину своему старшему брату Дмитрию московскому, которому она принадлежала по праву. Но Борис отвечал, что ярлык на владение Нижним Новгородом он получил от самого хана, и именно он сейчас хозяин на Руси, а не московский князь. Дмитрий вынужден был прислать войско и смирить гордыню Бориса. Другой враг Москвы, рязанский князь Олег, собирался выступить против московского князя Дмитрия, когда узнал, что уважаемый им старец Сергий благословил московское воинство на борьбу против Орды. А когда угодник пришел в Рязань, прошагав сотни верст, грозный Олег не мог устоять против кротких слов старца и заключил с Дмитрием мир.

В течение всей своей жизни преподобный Сергий совершил много подвигов для Отечества. Историк В.О. Ключевский называет его «благодатным воспитателем русского народного духа», ведь он своей жизнью дал увидеть русскому народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло. «Он открыл им глаза и помог заглянуть в свой собственный внутренний мир».

Подготовил диакон Иоанн Иванов, клирик Скорбященской церкви г. Клина



Преподобный Сергий Радонежский в своей обителиДуховное наследие преподобного Сергия Радонежского
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Святой осенил его крестом, окропил князя и его дружину святой водой и возвестил грядущую победу. По просьбе великого князя преподобный Сергий послал с ним в боевой поход двух иноков, бывших ранее в миру воинами - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон, а 8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва, которая закончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий с братией молился в храме о победе русских воинов и о упокоении павших, называя их вслух по именам.



Святой, постигший тайну Божественной любви
Автор: Ирина Филиппова
– В чем уникальность преподобного Сергия Радонежского как святого?
– Как появился храм в деревне Мисирево и почему он был назван в честь преподобного Сергия Радонежского?
Интервью с протоиереем Борисом Балашовым, настоятелем Скорбященской церкви г. Клина и Сергиевского храма дер. Мисирево.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (25.07.2014) | Автор: Диакон Иоанн Иванов
Просмотров: 6776
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика