Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Роскошь и пост
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 22.01.2022, 11:15 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Роскошь и пост

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Сегодня мы поговорим о вопросах, которые задаются достаточно часто. Как постная пища соотносится с материальными затратами? Можно ли тратить на постные продукты много денег, питаться дорого? Или роскошь с постом несовместима?

- Посмотрим, как Православная Церковь относится к посту. Особенно хорошо мысли о смысле и значении поста выражены в богослужебных текстах, преимущественно стихирах, которые употребляются во время Великого Поста.

Роскошь и пост

В Прощеное воскресенье, накануне понедельника первой седмицы этого поста, поется стихира (приведем славянский текст в русском переводе): "Радостно начнем время поста, устремляя самих себя к духовным подвигам; очистим душу, очистим плоть, будем удерживаться как от яств, так и от всякой страсти, наслаждаясь добродетелями духа, чтобы, с ревностью преуспевая в них, всем нам сделаться достойными увидеть всечтимые страдания Христа Бога и духовно порадоваться святой Пасхе".

Совместима ли роскошь с постом? - Увы, нет. Пост есть время подвига самоограничения в удовольствиях, развлечениях, гордыне, тщеславии, раздражении и тому подобных наших страстях. Об этом сказано в другой стихире: "Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, удерживаться от страстей осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы".

Пост имеет две стороны: духовную и телесную. Цель поста - духовное очищение и обновление человека. Телесный пост играет важное вспомогательное значение. Он, ослабляя насыщение тела как в качестве, так и в количестве пищи, содействует духовному сосредоточению души на самом главном - борьбе с собственными греховными страстями и влечениями. Только при выполнении этого сердце православного человека может становиться "сосудом благодати" - вместилищем благодатных даров Святого Духа. Тут уместно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, что цель жизни христианина - стяжание Духа Святого, или, иначе говоря, соединение с Богом, духовное сроднение с Победителем смерти и ада Иисусом Христом.

Христианский пост не является определенного вида диетой для улучшения здоровья, хотя разумно проводимый пост во многом содействует его укреплению, как и укреплению человеческого духа.

Приступая к посту, следует определить себе меру телесного поста. Нет нужды употреблять в пищу то, что расстраивает Богом данное здоровье, всегда можно найти варианты, когда мы откажемся от такой пищи, которая доставляет нам особое удовольствие. Ограничения касаются не только качества, но и количества пищи, чтобы оставить себе только минимально необходимое для того, чтобы учиться, трудиться, заботиться о семье, то есть вести нормальный деятельный образ жизни.

Всякие дорогостоящие изыски в пище, которые только формально отвечают критериям постного питания, лишают сам пост своего духовного смысла. По сути, он тогда превращается из поста в диетическое питание. Может быть, для здоровья тела это имеет какой-то смысл, но вот для здоровья нашей бессмертной души - никакого.

Кроме того, пост еще имеет и смысл усиленного совершения добрых дел и исправления последствий своих собственных грехов: "Братья, постясь телом, будем поститься и душою, нарушим всякое несправедливое обязательство, откажемся от насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, не имеющих крова, введем в свои дома, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость" (стихира вторника первой недели Великого Поста в русском переводе).

Христиане первых веков, в большинстве своем жившие бедно, в дни поста отдавали свою пищу более нуждающимся, оставаясь часто целый день голодными. Если пост является временем усиленного совершения добрых дел ради Христа, то в это время устраивать "пир во время чумы" - тратить большое количество денег на постные деликатесы для себя, когда вокруг миллионы людей живут впроголодь, - будет саморазрушительно для нашей бессмертной души.

Конечно, постная пища в наше время может даже обходиться несколько дороже, чем скоромная. Если есть возможность, это допустимо, но при этом никак нельзя "перегибать палку" с дорогими деликатесами. Постная пища должна быть, по возможности, более простой и недорогой. Нельзя же забывать цель, ради которой все это делается! Замена вареной колбасы и сосисок на осетрину и семгу, конечно же, никак нельзя назвать постом, угодным Богу.

Правильное проведение поста православным христианином помогает сделать еще один шаг к победе над самим собой, своим эгоизмом, самолюбием и всяким грехом, гнездящимся в нашем сердце.

Фото: Татьяна Сазонова

Смысл поста
Пост


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (27.11.2011) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 1760
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика