Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.10.2021, 11:05 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Русские протестанты и их отношение к водному крещению. Часть 1

Автор: протоиерей Борис Балашов

Рядом с нами на нашей земле живут люди, считающие себя христианами, но не единые с нами по вере. Нередко у них наступает духовный кризис, и они начинают осознавать неполноту собственной духовной жизни и неправоту веры своей религиозной общины, которую они раньше считали для себя христианской церковью. В таком духовном состоянии они часто обращают свой взор к Православной Церкви.

Возникает вопрос: как именно принимать русских протестантов в Православие? Нужно, в первую очередь, иметь ясное понимание, как они относятся к водному крещению, считают ли такое крещение Таинством, имеющим благодатную возрождающую силу, или нет?

Протестантское крещение

Говоря о русских традиционных протестантах, мы имеем в виду евангельских христиан, баптистов, меннонитов, христиан веры евангельской (пятидесятников) и адвентистов седьмого дня.

Объединение евангельских христиан и баптистов произошло в СССР в 1944 г. В 1945 г. к этому объединению присоединилась часть пятидесятников, а в 1963 г. – и ряд меннонитских общин.

Богословское понимание спасения и водного крещения во всех этих протестантских общинах сходно.

По словам одесского протоиерея Вячеслава Рубского, «в основе разногласия в понимании крещения между православными и протестантами лежит глубинное расхождение в вопросе о спасении. Протестанты акцентируют момент, в который уверовавший "принял Христа как личного Спасителя". Ему прощаются все грехи, и гарантируется Царство Божие. Православие понимает спасение как жизнь Бога внутри человека, исцеление плоти и духа благодатью Божией, обитающей в нас (Кол. 1, 27)…

Путь в горний Иерусалим лежит через очищение и возрождение здесь на земле. Как видим, иногда протестанты смешивают два разных действия, часто называющихся одним и тем же словом – “возрождение”. В Православии тоже есть понятие о возрождении как обретении веры, покаяния, преданности и т.д. Но когда говорится о возрождении в Таинстве Крещения, разумеются более глубокие вещи. А именно: усыновление Богу через Иисуса Христа (Еф. 1, 5). Первое возрождение открывает Спасителя, второе – соединяет с Ним. Возрожденный верою приходит к купели, чтобы возродить свое падшее естество к обновленной жизни (Рим. 6, 4), стать чадом Божиим». 1

Об этих двух духовных возрождениях святой апостол и евангелист Иоанн пишет так: А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12).

В православном Таинстве Крещения происходит духовное рождение нового человека. Протоиерей Вячеслав Рубский замечает: «Если же понимать “возрождение” лишь в первом его значении, то каким же образом человек может возродиться (т.е. заново родиться), еще не будучи погребен в крещении (Рим. 6, 4)?

Если протестант приходит к купели потому, что он уже со Христом, то православный крестится потому, что желает жить со Христом теснее. Протестант актом крещения свидетельствует о том, что здоров. Для православного крещение – это путь к исцелению, лекарство, необходимое для воссоздания первобытного единства с Богом». 2

Этого глубокого смысла Таинства Крещения мы не находим в исповедании веры евангельских христиан-баптистов. Все их рассуждения сводятся к тому, что уверовавший может быть возрожденным и без троекратного погружения в воды Крещения.

Протестантское богословие в понимании крещения водой выделяет три основных элемента: покаяние, обещание Богу доброй совести и свидетельство о своей вере. По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «для протестантов условия принятия дара, подаваемого в Крещении, культивируются в его смысл. Остальное отрицается. Таким образом, по православному мнению, крещение у протестантов остается бездарным. Богу трудно преподать дар там, где его совсем не ждут». 3

В традиционном для евангельских христиан вероучительном документе «Изложение евангельской веры (Филипп. 1, 27) или Вероучение евангельских христиан», составленном И.С. Прохановым, говорится: «Слово Божие учит нас о двух видах крещения: духовном и водном.

1) Крещение духовное называется двояко…

а) Крещение Святым Духом есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1, 5; 8); и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше, сообщением даров и т.п.

б) Крещение в смерть Христа есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности (ветхий человек умирает, новый рождается, то есть происходит рождение свыше).

2) Крещение водою. Греческое слово βάπτισμα (баптизма), в Новом Завете относящееся к крещению, означает “погружение” (Мк. 1, 5–9; Мф. 3, 16; Деян. 8, 38–39)». 4

В этом вероучительном документе евангельских христиан объясняется смысл крещения водою: «Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым или смерти для греха и воскресения для праведности (Рим. 6, 3–4)». 5

Но если человек, уверовав во Христа, уже возродился, то каково же значение водного крещения? На это в «Вероучении евангельских христиан» дается такой ответ: «Крещение водою имеет свое значение только тогда, когда оно совершается над теми, кто сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, то есть кто получили крещение духовное». 6

Таким образом, по мнению евангельских христиан, крещение водою только свидетельствует о духовном рождении человека, которое уже совершилось ранее. Другими словами, оно имеет только символическое значение.

Поскольку крещение водою есть знак уже совершившегося духовного рождения по вере, то совершенно логично отрицание крещения детей.

«Крещение для детей, которые не могут сознательно веровать или сознательно пережить смерть для греха и воскресение для праведности, – как об этом пишет И.С. Проханов, – не имеет никакого значения, тем более, что они наследуют Царствие Божие независимо от веры или покаяния (Мф. 18, 1–4)». 7

Такова вера евангельских христиан относительно водного крещения согласно вероисповедному документу «Вероучение евангельских христиан».

Обратимся к другому русскому протестантскому изданию «Подготовка к крещению», составитель Сергей Викторович Санников.

В аннотации к этому изданию сказано: «В книге представлено популярное изложение восточно-славянского опыта нескольких поколений евангельски мыслящих христиан». 8

В седьмой беседе «Водное крещение и вечеря Господня» говорится: «Церковь Христова молится и воспитывает своих членов,.. она подает своим чадам видимые знаки веры, которые выражаются в водном крещении и вечере Господней. Священное Писание указывает только на эти два видимых знака веры, имеющих внешнюю форму священнодействия. Человек, не принявший водного крещения и не участвующий в вечере Господней, не может заявить о своем спасении, хотя бывают случаи, когда крещеный и регулярно причащающийся верующий все же оказывается не спасен, если в нем не произошло внутреннего духовного перерождения». 9

Далее в этой книге говорится: «Принимая святое водное крещение, люди видимым образом свидетельствуют о своей приобщенности к учению Иисуса Христа, к Церкви Христовой. Сам Иисус заповедал именно таким образом свидетельствовать миру о присоединении к Церкви (Мф. 28, 19). Поэтому христиане принимают крещение, выполняя заповедь Господа Иисуса». 10

Из этих слов следует, что смысл водного крещения состоит в свидетельстве о своем вхождении в Церковь Христову и своей приобщенности к Христову учению. При этом ничего не говорится о духовно-благодатном перерождении в крещении и усыновлении Богу, которые, предполагается, уже произошли до совершения крещения водой.

«Итак, водное крещение – как это написано в “Подготовке к крещению…”, – это обещание Богу доброй совести, то есть ответное согласие на вхождение в Завет с Богом, согласие на Божие требование иметь добрую совесть.

Погружением в воду человек свидетельствует, что он обещает Богу добрую совесть. Он обещает не служить в ней Богу, как иногда говорят люди, а иметь ее, как указывает Слово Божие. Это значит, что добрая совесть должна проявляться во всех сферах жизни верующего: в его словах, помыслах, действиях, служении, контактах с домашними и посторонними, друзьями и врагами». 11

Обратимся теперь к авторитетному баптистскому писателю Чарльзу Райри: «Крещение символизирует покаяние и прощение грехов (Деян. 2, 38; 22, 16), соединение со Христом (Рим. 6, 1–10), начало пути ученика Христа (Мф. 28, 19). Крещение знаменует начало христианской жизни (хотя само по себе оно не производит ни прощения грехов, ни всего другого, что перечислено выше)». 12

Таким образом, крещение содержит в себе, по мнению баптистов, богатство символов, но при этом в нем абсолютно отсутствует существенная или действенная часть самого акта крещения.

«Бог по милости Своей, – продолжает Чарльз Райри, – может дать Свои дары людям, которые совершают символические действия, однако само по себе установление не несет в себе силы». 13

По словам протоиерея Вячеслава Рубского, «если “символические действия” сопровождаются благоговейной молитвой о ниспослании Святого Духа, то и Бог, верный Своим обещаниям (Лк. 11, 13; Ин. 14, 13; Мф. 7, 11; 21, 22; Мк. 11, 24), по милости Своей подает Свои дары. Тогда форма становится содержательной, тогда “символические действия” становятся таинством. В противном случае, если не происходит последнего, и никто даже не просит и не ждет дара от Бога, остается лишь пустая оболочка. Горше всего то, что с этим фактически соглашается (а иногда и решительно утверждает) протестантское богословие» 14

Протестантский богослов Чарльз Райри в параграфе «Важное значение крещения», состоящем из шести пунктов, видит эту важность в следующем: «1) Иисус был крещен… 2) Ученики Иисуса крестились… 3) Он заповедал совершать крещение… 4) В апостольские времена все уверовавшие крестились… 5) …крещение – символическое изображение богословских истин… 6) В Послании к Евреям крещение перечислено в числе других основополагательных принципов…» 15 Протоиерей Вячеслав Рубский так оценивает эти «глубокие мысли»: «Таким образом, тема важности крещения превращается в обоснование того, что оно обязательно должно быть. Но чем же оно так важно, чтобы быть таким обязательным? Неужели тем, что оно символично? Но в Церкви весьма многое символично. Даже в протестантских общинах есть множество традиций, обрядов, жестов и прочих моментов “символически изображающих богословские истины”». 16

Осознавая, что в крещении все-таки должен быть особенно важный смысл, протестантские богословы, однако, никакого иного значения, кроме обрядового, в нем увидеть не могут: «Христианское крещение, – по словам Чарльза Райри, – символизирует принятие Благой Вести, соединение со Спасителем и вступление в Церковь. Вот каков глубокий смысл крещения; не понимая этого, мы духовно обкрадываем сами себя». 17 Если же богослов символический смысл называет глубиною, «то более существенной глубины и значения в крещении, чем условного, символического баптисты не предполагают». 18

Другой баптистский богослов Пол Р. Джексон пишет: «Крещение напоминает нам реальность нашего союза со Христом, так как мы соединены с Ним подобием Его смерти, погребения и воскресения… Церемония крещения, несомненно, символизирует наше погребение и воскресение со Христом». 19

Баптистский богослов Миллард Эриксон так пишет о значении крещения: «Оно имеет большое значение, ибо представляет собой знак союза верующего со Христом, и признание этого союза – дополнительный акт веры, еще крепче цементирующий эту связь». 20 «Креститься повелел Христос (Мф. 28, 19–20). Поскольку этот обряд предписан Им, его следует принимать скорее как предписание, а не как таинство. Сам по себе он не производит в человеке какого-то духовного изменения. Мы продолжаем совершать обряд крещения просто потому, что так повелел Христос, и потому, что он играет роль публичного свидетельства. Он подтверждает факт спасения человека для него самого и для окружающих». 21

Таким образом, в понимании протестантов, крещение есть исполнение воли Христа как символическое действие, однако это не таинство и оно «не производит в человеке какого-то духовного изменения». Только непонятно, зачем Спаситель заповедует совершать по сути бессмысленные действия?

Мы уже приводили пример, в котором баптисты утверждают, что крещение «есть торжественное обещание Богу доброй совести, а также видимый знак веры». 22

Апостол Павел пишет о Таинстве Крещения: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3, 5). Исходя из этих слов, можно сказать, что в Таинстве Крещения апостол «видит одновременно и символ, и реальность, называя его банею возрождения и обновления Святым Духом». 23

Относительно обещания Богу доброй совести (1 Пет. 3, 21), как это звучит в синодальном переводе Библии, следует заметить, что такой перевод является ошибочным. В славянском переводе мы читаем: Крещение, не плотския отложения скверны, но совести благи вопрошение у Бога (1 Пет. 3, 21).

В «Новом Завете на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык» дан такой вариант перевода слов апостола Петра: просьба Богу о доброй совести. 24

Подробно об этом пишет диакон (в настоящее время – протодиакон) Андрей Кураев. 25 «Глагол επερωτάο в классическом греческом языке может означать обещание. Но в новозаветном койне он однозначно имеет смысл вопрошения, просьбы… Крещение спасает не тем, что в нем мы что-то обещаем Богу, а тем, что Спаситель дарует нам плод своего воскресения. В крещении мы испрашиваем у Бога дарование доброй, обновленной совести». 26

Усилием своей воли для человека невозможно обрести добрую совесть, это дар Божий. Если же, по мнению баптистов, человек может своими силами обрести и хранить добрую совесть, а крещение водой – это только набор прекрасных символов, и оно неспособно изменять и спасать человека, то зачем, собственно говоря, креститься? И из протестантских книг видно, что в их общинах есть такие верующие люди, которые не хотят принимать крещение водой, видимо, не находя в нем смысла.

«Даже если протестанты согласятся с тем, что в крещении прощаются грехи, то при сохранении их концепции это отнюдь не делает его необходимым. И хотя скверный и не может войти в Царство Божие (Откр. 21, 27), но если учесть, что он и без очищающего крещения находится в теснейшем общении с Богом, то скверным такового уже никак не назовешь!» 27

Протоиерей Борис Балашов

Продолжение статьи

Сноски:
1. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
2. Там же.
3. Там же.
4. Проханов И.С. Изложение евангельской веры (Филипп. 1, 27) или Вероучение евангельских христиан. Черкассы: Смирна. 2002. С. 30.
5. Там же. С. 31.
6. Там же. С. 31.
7. Там же. С. 31.
8. Начатки учения. Подготовка к крещению для церквей евангельской традиции. / Сост. Санников С.В. СПб.: Библия для всех, 2009. Аннотация. С. 1.
9. Там же. С. 195.
10. Там же. С. 196.
11. Там же. С. 196–197.
12. Чарльз Райри. Основы богословия. М. 1997. С. 501.
13. Там же. С. 500.
14. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
15. Чарльз Райри. Указ. соч. С. 501.
16. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
17. Чарльз Райри. Указ. соч. С. 502.
18. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
19. Пол Р. Джексон. Доктрины и устройство баптистских церквей. Христианское просвещение, 1993. С. 57.
20. Миллард Эриксон. Христианское богословие. СПб. 1999. С. 933.
21. Там же. С. 925.
22. Исповедание веры Одесской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов. 1993. / Цит. из «История баптизма». Вып. 1. ОДС ЕХБ. Богомыслие, 1996. С. 479.
23. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.
24. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык. СПб.: РБО, 2001. С. 877.
25. Кураев А., диакон. Протестантам о Православии. Наследие Христа. Клин: Христианская жизнь, 2006. С. 153–155.
26. Там же. С. 153–154.
27. Рубский В., прот. Православие и протестантизм. Штрихи полемики. http://apologiya.orthodoxy.ru/protestant/rubski.

Фото: www.pravoslavie.ru

Что такое Церковь?Что такое Церковь?
Автор: Ирина Филиппова
Место это или пространство? Что дает Церковь верующему человеку, для чего она ему нужна?
Существует ли Церковь в других религиях или каких-либо других христианских конфессиях, ведь католики и протестанты тоже называют себя Церковью?
Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти в беседе с отцом Аркадием Штейнбергом, настоятелем Преображенского храма п. Нудоль.



Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Наследие ХристаО двух книгах нашего издательства
Автор: Ольга Тишкова
Мы хотели бы познакомить вас с очень интересными книгами, которые будут полезны всем, кто стремится в своей жизни следовать за Христом и Его Церковью




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (11.08.2014) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2977
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика