Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Сербские зарисовки. Из воспоминаний священника, часть 3
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 25.05.2022, 06:29 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Из церковной жизни

Сербские зарисовки. Из воспоминаний священника, часть 3

Автор: протоиерей Савва Щербина

Продолжаем публикацию воспоминаний протоиерея Саввы Щербины, настоятеля храма Георгия Победоносца в с. Подтеребово, духовника Рязанского воздушно-десантного училища, о самых необычных послушаниях в его служении. В сегодняшнем материале о. Савва делится впечатлениями о поездке в Боснию и Герцеговину, где ему довелось побывать в качестве военного священника.

Священник Савва с российскими миротворцами у блокпоста

Чуть более двадцати лет назад, весной 2000 года, мне довелось побывать в качестве военного священника в числе российских миротворцев в Сербии, а точнее, в Боснии и Герцеговине. Гражданская война там проходила в 1991–1995 гг., в результате чего Югославия распалась на несколько государств. Слава Богу, что американцы прекратили эту войну, выступив в качестве миротворцев. Почему я этому рад? А потому, что сербы стали побеждать и победили бы, но тогда мы бы не отмылись от позора до конца дней. Сербы оказались совсем не такими, как русские. Может, поэтому они и относятся к нам так хорошо, что понимают разницу. 

Мне рассказывали очевидцы, как вели себя сербы со своими врагами… Я это никому передавать не буду. Когда враги по отношению к нам ведут себя так – это нормально. А чего еще нам, православным, ждать от врага рода человеческого? Но мы – это другое дело. Мы так не должны себя вести. Русские воины всегда проявляли милость к побежденным. В турецких войнах, когда на нашей стороне были англичане, английским солдатам и офицерам платили за представленную голову турка, поэтому они рубили пленным головы и сдавали по таксе: ничего личного, просто бизнес. А наши выкупали на свои личные деньги этих пленных за ту же цену, сохраняя им жизни. Англичанам было все равно: голову отрубить или русскому продать. 

Люди в Сербии все поголовно православные. В Конституции записано: «Серб – православный» – это у них национальный признак. Другие национальности живут вперемешку с ними, совершенно одинаковы этнически, говорят на одном языке, но национальность, например, мусульманин (это название национальности), соответственно, и вера мусульманская. Нам смешно, у нас вера и национальность – это разные вещи. А у них национальность – хорват, значит, вера – католик. Наверное, среди наших православных людей найдутся те, кому это понравится. Мне – нет. Это как раньше при коммунистах было: все поголовно обязаны быть на собраниях, иначе – "секир-башка". Ну и рухнуло это всё в одно мгновение, и даже никто не бросился защищать. Боюсь, что с таким "православием" может произойти то же самое, что было у нас в 1917-м. Как только отменили обязательное Причащение в армии, так количество причащающихся сразу же сократилось с 95% до 5%. 

Конечно, и в Сербии, так же как и у нас, есть в полном смысле церковные люди. Я думаю, что в процентном отношении все примерно так же. А для остальных православие – своего рода культура. Соответственно, на все праздники православные весь народ – стройными рядами в храм. На исповедь, Причастие – все поголовно. Но при этом, чуть ли не в каждом небольшом населенном пункте – заведение со стриптизом и не только... Как-то не вяжется это с нашими представлениями о «всеобщем православии».

Всенощных на обычных приходах нет, только литургии. Великим постом рыба – общепринято. Священники курят. Помню, на трапезе с прихожанами после литургии Великим постом настоятель сербского храма достает сигареты, закуривает, предлагает мне, потом спохватывается и говорит: «Ах да, у вас в России священники ведь не курят…» И так уважительно на меня смотрит, как на схимонаха с Афона. Русские для них – как былинные богатыри Пересвет и Ослябя для нас. А если русский, да еще и священник, это, наверное, как Папа Римский для католика. Нам, конечно, приятно, но мы-то это как шутку воспринимаем, а они вроде как всерьез. Но тем не менее, русские – братья, спасители, а работа и бизнес у сербов на Западе, в Европе. Дом – так, место для отдыха, дача и т.д., у них же сельскохозяйственная страна. В общем, Россия, в народном сербском сознании – это что-то вроде шамбалы для буддистов, а для деловых отношений есть Западная Европа. Сербы – и не плохие, и не хорошие. Они такие, какие есть, и такими их надо принимать: дух-то ведь всё же наш, а это главное! 

Я спрашивал у местных людей: из-за чего воевали? Никто ничего не мог ответить, кроме: одни тут собрались, поехали, поубивали, ограбили других, те в отместку то же самое и т.д. И всё это по национальному признаку, который, как вы помните, именно с верой у них отождествляется. Хотя насчет веры… Как мне говорили, у многих так называемых мусульман и муллы никакого нет. Своего рода «службы» проходят так: включают магнитофон и мусульмане молятся. Хотя иногда думается, что и мы недалеки от таких вариантов... 

На местном приходе я служил несколько раз с местным священником. Было интересно. Мы сетуем, что много сокращаем в службе. Но когда они литургию запели, то я был поражен их сокращениями – похлеще наших. Тело Христово они не раздробляют на кусочки, а крошат в Чашу, это не криминал, конечно, но любопытно. А потом сказали отпуст, дали поцеловать крест, многие ушли, и только после этого священник вышел с Чашей и стал причащать. Меня вообще скосило… И мне стало понятно, откуда у нас после «Отче наш» на литургии – «Главы ваши Господеви приклоните» (заметьте, ваши, а не наши). После этого священник в алтаре читает молитву, из которой люди слышат лишь конечный возглас, но молитва-то не секретная, ее может прочесть любой. И в этой молитве нет ни слова о Причастии (правда, это только на литургии свт. Иоанна Златоуста, а когда служатся литургии Василия Великого и Преждеосвященных даров – там уже говорится о Причастии). 

Если как у сербов – причащаться не собираются, сразу отпуст, и ушли, то понятно, почему таково содержание этой молитвы. Но литургия – это же Причастие! А ведь и у нас верующие об этом нередко забывают. В древности, если ты зашел на литургию и не причастился, означало, что ты официально обвинил тех, кто тут причащается, в ереси со всеми вытекающими. То есть с этого момента, как в том фильме: «или я веду ее в ЗАГС, или она ведет меня к прокурору», – то есть или я, или они еретики. А иначе возникает вопрос: что же ты не причастился, литургия ведь?

Материально сербские храмы, конечно, не бедствуют. Вот одна маленькая иллюстрация. Все православные. И каждая семья каждый год освящает свою квартиру или дом. Дом – в особенности – это у них «именины дома» называется, для этого есть отдельный богослужебный чин. 

Меня пригласил местный священник на такие «именины дома». Внешне выглядит всё, как у нас престольный праздник в храме. А представляете, кроме этого сколько ещё треб различных? И все эти требы заказывают. Неудивительно, что им не до всенощных. Красота, да и только! Но, вспоминая уроки 1917-го года, особой радости по этому поводу я не испытывал. Хотя, еще раз повторю, чисто человеческое отношение к нам там просто зашкаливает, нас обожают: русский солдат или священник – это чуть ли не ангел Божий! Даже неудобно было: я же понимаю, что мы не соответствуем их представлению о нас.

Довелось побывать в монастыре. Там всё, как положено: древность, росписи в лучшем рублёвском варианте, молитва – всё на месте, как надо. Природа сказочная – вокруг горы, красота! И тут же – разбомбленные, взорванные дома, причем дома-то не как у нас, а все как на подбор, как в наших элитных поселках. А у них это всё еще в советские времена было, жили, можно сказать, как наши кулаки до 1917-го года. В каждой семье по несколько автомобилей, хозяйство. В общем, как у Христа за пазухой, все с иголочки, красиво, аккуратно, богато. И потом все это взяли и разворотили по кусочкам. И стоят эти дома-призраки с пустыми глазницами оконных проемов – жуть просто. Вся территория заминирована, с дороги никуда в сторону сходить нельзя. Минировали все и всё. Каждый дом оборонял сам себя от своих же соседей. Как говорят эксперты, там еще лет семьдесят надо разминированием заниматься, даже если делать это каждый день. Миротворцы в общем-то в основном этим и занимались.


В горах у разрушенного телецентра

Колодцы, ручьи, реки и прочие водоемы – всё отравлено. Воду из природных источников брать нельзя, даже для технических нужд лучше не использовать. Мы там пили только минеральную воду из бутылок (отмечу, за счет Министерства обороны). Даже мылись так: берешь несколько бутылок газировки – и пошел душ принимать. Смеялись, мол, видели бы в России, как мы тут, бедные, в минералке купаемся... 

Постоянно находили всякие скрытые огромные склады оружия и боеприпасов. Ну и захоронения массовых расправ над местным населением... Это я описывать не буду. При том ведь это всё – с обеих сторон! И главное, что, никто не понимает, зачем всё это было. Жили до этого вместе, никто никому не мешал. Сейчас рассказывают, что в исторической перспективе народы друг другу много плохого сделали, и это всплыло. Да ерунда всё это! В какой такой истории? Я что, сейчас пойду морду французу или немцу бить, что ли за то, что их предки в России делали? Причем тут то, что когда-то было, и сегодняшние отношения между людьми? Кант что сказал? Живи сейчас так, будто с этого твоего поступка начинается история всей Вселенной. Вобщем, из сытой и красивой жизни сербы одним махом впрыгнули в ад. И нечего тут искать причины в прошлом, в каких-то внешних врагах. Сам такой. Вот смотри и думай: а после смерти ты куда скакнешь, после такой своей правильной и хорошей жизни? Делай выводы…

Кстати, раз уж у нас разговор о Сербии, могу рассказать интересную вещь. Вы ведь помните, что святые Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык Библию и богослужебные тексты. А шрифт, на котором они это написали, назывался глаголица. Кириллицу уже потом изобрели, после них, и она очень напоминает латинские и греческие шрифты. А вот глаголица не напоминает ничего: на всей планете нет ничего похожего на глаголицу. Филологи всей планеты веками ломали голову, чтобы найти какие-то разумные объяснения этого шрифта. И как это обычно бывает в науке, открытия обычно совершаются несколькими учеными приблизительно в одно и то же время, независимо друг от друга, в разных регионах планеты (это откровение от Бога, я думаю). 

Как я слышал, так же произошло и с глаголицей. Два филолога – один в Европе, другой в Америке – в середине ХХ века одновременно и независимо друг от друга обратили внимание на то, что все буквы глаголицы представляют из себя сочетание следующих символов: крест, три черточки, две черточки, треугольник и круг. То есть все наши узнаваемые христианские символы были использованы в начертании самих букв, из которых состояли слова священных текстов. Уже само их изображение должно было нести некий смысл. 

Один маленький пример. Нет на планете таких языков, в написании которых буквы, обозначающие согласный звук С и гласный звук И хоть как-то напоминали друг друга. А в глаголице это два симметричных изображения. И – это круг внизу и треугольник сверху, С – абсолютно такое же изображение, только перевернутое. Если они стоят рядом – получается абсолютно симметричная картинка. ИС – именно так мы пишем слово Иисус, только с титлом сверху. Вы представляете? Всё Священное Писание и богослужебные тексты были написаны такого рода буквами! Так вот именно в Сербии, а точнее в Хорватии, у католиков, сохранены и используются именно эти тексты на глаголице. Это же уникальное сокровище для богословия, которое, наверное, еще ждет своих исследователей! И это все могло сгореть в пламени войны, представляете? Может, это тоже была одна из целей врага рода христианского? 
Кстати, в Сербии служат точно по таким же служебникам и текстам, как и мы. На том же церковнославянском языке. Поэтому я спокойно читал в храме на службе всё по своему служебнику, требнику; Евангелие у них на престоле читал, и молящиеся меня понимали. 
Потом еще мне говорили: как интересно, вы, оказывается, читаете также, как и мы, только акцент своеобразный, но всё понятно и даже красиво произносите! А я говорил, как у нас в храме, точь в точь. Вот вам еще один из аргументов в пользу сохранения церковнославянского языка в нашем богослужении. Оказывается, он у всех славянских народов один и тот же. Не потерять бы такую возможность общения между разными народами! 

Сам их язык я, в общем-то, не понимал. Так, догадываешься каким-то чутьем, что сказали. Потом им отвечаешь, смотришь на реакцию, а они также как и я, куда-то вглубь себя взор обращают, потом соображают, что я им ответил. Как будто у каждого из нас где-то в глубине какой-то переводчик сидит. Наверное, если так пообщаться подольше – и вправду сможешь заговорить на другом языке. 

В целом, впечатлений от пребывания в Сербии было огромное количество. Помню, наше оливье они называют русским салатом, сладкого вина там днем с огнем не найти, а если хочешь угостить русского, долго находящегося там, – привези из России буханку черного хлеба и селедку – у них там этого нет. А мы только там понимаем, что очень это любим. 
Я ничего здесь не написал о своем непосредственно церковном послушании, в связи с которым оказался в качестве военного священника у наших миротворцев, но это требует уже отдельной статьи. Надеюсь, когда-нибудь…

Фото из архива прот. Саввы Щербины

 

Восхождение на Эльбрус. Из воспоминаний священника, часть 1
Прыжок с парашютом на Северный полюс. Из воспоминаний священника, часть 2


"Полковой cвященник гвардии капеллан. о. Cавва. С любовью к небу"
Об экстриме и Православии

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Из церковной жизни | Добавил: jula (06.05.2022)
Просмотров: 68
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика