Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Слово в день трезвости
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 19.09.2017, 21:56 | RSS
 
Форма входа


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Здоровье душевное и телесное

Слово в день трезвости

Автор: Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский

11 сентября, когда Церковь вспоминает Усекновение главы святого пророка Иоанна Крестителя, которого считают покровителем православных трезвенников, в России проходит День трезвости. Начало традиции было положено в 1913 году, когда по инициативе служителей Православной Церкви был проведен первый День трезвости. В марте 1914 года Святейший Синод принял решение о ежегодном праздновании Всероссийского Дня трезвости. Дата была выбрана в честь праздника Усекновения главы святого Пророка Иоанна Предтечи (по новому стилю – это 11 сентября), во время которого следует соблюдать строгий пост.

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский

Сегодня во всех православных храмах земли Русской возносится усердное моление Господу Богу об избавлении нашей Отчизны от страшного, лютого врага – пьянства народного, которое широкой волной разлилось по всему лицу необъятной Руси и затопило не только низкие и бедные крестьянские хижины, но и высокие чертоги богачей, в бурных потоках которого гибнет все народное благосостояние, и, что всего страшнее, – гибнет душа христианская. Посему-то и я в сей, знаменательный для нашей Отчизны, день считаю своим пастырским долгом призвать вас, возлюбленные о Христе чада мои, к святой трезвости.

Страшное для Отчизны бедствие война со внешними врагами: десятки тысяч человеческих жизней поглощает это бедствие, на много лет расстраивается внешнее благосостояние страны и благополучие ее жителей, но прекращаются военные действия, наступает желанный мир, и мало-помалу восстановляется благосостояние государственное, и мирным неусыпным трудом граждан вновь утверждается сила и мощь государства.

Ужасное бедствие для страны и ее жителей – это голод или какая-либо страшная эпидемическая болезнь: холера, чума, моровая язва и т. п. Сколько людей опять похищают они из сей земной жизни, сколько горя и плача порождают они в той местности, где свирепствуют с особой неудержимой силой! Но, при дружных усилиях людей науки и представителей власти, эпидемия или голод ослабевает, а затем и совершенно прекращаются, и страна скоро и заметно оживляется, – вместо умерших подрастают новые поколения; с течением времени беда проходит, и горе людьми забывается... Но во сколько же раз страшнее и по существу своему и по своим последствиям то народное бедствие, которое именуется пьянством!.. Ведь и война, и смертоносная болезнь, и голод – все это угрожает людям только материальными лишениями или прекращением телесной земной жизни для многих, а пьянство – это ужаснейшее бедствие, от которого погибают люди и телом и душой... Пьяница, растрачивая свои телесные силы, губя свое здоровье, вместе с сим губит и душу свою: помрачает рассудок, наполняет сердце нечистыми желаниями, заглушает голос совести своей, делается способным на всякое бесстыдство, часто решается на самые страшные преступления... У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые сидят долго за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного, говорит премудрый Соломон (Притч. 23:29–30). Кто в поле замерз? Пьяница. – Кто без огня сгорел? Пьяница. – Где драки и убийства? Среди пьяниц. – Кто умер без покаяния? Пьяница. – Для кого затворены двери Царствия Божия? Для пьяницы. Не обманывайте себя, – говорит слово Божие, – пьяницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). Неисчислимы беды, происходящие от пьянства народного, и для целого государства, для всей страны нашей...

Народ наш, богато одаренный от Бога и здравым смыслом и физической силою, все более и более растрачивает в разгуле эти врожденные богатства души и тела, делается малоспособным к работе, теряет любовь к труду, а вместе с сим, конечно, разрушает и все свое благополучие... С развитием пьянства народного увеличиваются и преступления в народной жизни. Исследователи алкогольного вопроса говорят нам, что почти 70 процентов всех преступлений совершается в пьяном угаре, что до 60 процентов всех сумасшедших потеряли рассудок от злоупотребления вином... Но едва ли не всего страшнее то, что пьяницы губят и свое потомство, заранее обрекая его на хилое здоровье, на недолговечность, на полное вырождение.

Поистине ужасно, что в наше время при наборе солдат бракуется по физической неспособности более половины призываемых – и это среди простого крестьянского люда, который издревле отличался крепким, богатырским телосложением и громадной физической силой... Страшно становится за будущность нашей Отчизны!..

А между тем к страшному бедствию народного пьянства со всеми его ужасающими последствиями до сих пор люди относятся как-то особенно равнодушно... В то время, когда разнообразные общественные силы направляются на те или другие дела благотворения, когда чуть ли не с каждым днем появляются новые благотворительные учреждения, имеющие своею заботою спасение здоровья и имущества граждан, облегчение участи больных, неимущих, голодных, лишенных крова и обездоленных судьбою, – дело народного отрезвления до сих пор сочувствием не пользуется, и борьба с народным пьянством составляет предмет заботы только весьма немногих обществ церковных и светских, которые на всем необъятном пространстве нашей Отчизны теряются как очень редкие оазисы в бесконечной пустыне. Поистине, не в том есть беда, что народ наш пьет, что пьют почти все русские люди, пьют и богатые, и бедные, и знатные, и простые, пьют и мужчины, и женщины, пьют и старики и даже дети... А в том беда, что никто не видит в этом беды особенной, что все закрывают глаза свои от губительных последствий пьянства народного потому, что и сами заражены уже ядом алкогольной отравы и с ранних лет детства усвоили себе привычку к этой отраве. Ведь без этой алкогольной отравы у нас не обходится ни одного общественного собрания, ни одного семейного торжества, ни одного даже церковного праздника... Не только в среде простонародья, но и во всех слоях современного общества питейные обычаи так крепко укоренились, что всякое противление им считается чуть не преступлением. Настает ли праздник церковный или гражданский, совершается ли какая-либо торговая или иная сделка, справляется ли какое-нибудь семейное торжество, рождается ли человек или умирает, всегда и во всех случаях люди считают обильное винное возлияние необходимою принадлежностью всех таковых торжеств... И до чего доходят в этом случае люди: если кто вздумает ныне устроить собрание или трапезу без вина, то его упрекнут в скупости, в недостатке радушия, гостеприимства... Попробуйте отказаться от винопития среди пьющих, и вас заподозрят в кичливости и нелюбезности, или в трусливой слабости; христианский праздник без обильного винопития не считается даже и за праздник, и непьющий человек достоин в глазах пьющего чуть ли не презрения... А между тем Спаситель говорит нам: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пьянством и печальми житейскими и найдет внезапу день той (Лк. 21:34). О, если бы сей Божественный глас глубже и глубже проникал в наше сердце! О, если бы мы среди обуявших нас греховных привычек, среди укоренившихся в жизни питейных обычаев, постоянно прислушивались к предостерегающему гласу Господа: Смотрите, не отягчайте сердца ваши пьянством! (Лк. 21:34)

Поборники питейных обычаев в оправдание их ссылаются обычно на то, что они пьют умеренно, что их винопитие не есть пьянство, что питие вина умеренное не только не вредно, но даже и полезно для организма человеческого, что вино, употребляемое вовремя и в умеренном количестве, создает только веселое настроение, при котором люди скорее сближаются, лучше знакомятся, делаются более откровенными друг с другом, что винопитие поддерживает, таким образом, среди людей дух общения. При этом некоторые готовы даже в оправдание свое ссылаться на слова Псалмопевца, на сына Сираха и на равноапостольного просветителя Руси св. князя Владимира.

Не стану подробно говорить о том, что в основе всех этих рассуждений лежит простое заблуждение, что алкоголь может быть при умеренном употреблении полезен для нашего организма. Современная наука с несомненностью установила тот факт, что алкоголь есть яд, и что всякое, даже и малое, употребление его безусловно вредно для нашего здоровья... Забывают такие поборники питейных обычаев, что они примером своим прежде всего соблазняют молодое подрастающее поколение, что, глядя на людей, почтенных и возрастом и общественным положением, начинают пить и молодые люди и, будучи на самых первых порах только умеренно пьющими, при естественной для юного возраста склонности к увлечениям, делаются, благодаря дурным примерам старших, горькими пьяницами. Забывают такие любители дружеской беседы с винными возлияниями, что и для них самих привычка самого умеренного винопития может быть началом гибельного пьянства; ведь ни один пьяница не сделался таковым вдруг и сразу; ведь и все, погибающие от вина люди, начинали с одной рюмочки и постепенно переходили от умеренности к полному невоздержанию. Не смотри же на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше. Впоследствии как змей оно укусит тебя и ужалит, как аспид (Притч. 23:31–32). Пусть не ссылаются радетели питейных обычаев и на Псалмопевца и сына Сирахова, говорящих, что вино веселит сердце человека (Пс. 103:15; Сир. 32:31; 41:20): ветхозаветные мудрецы говорят здесь о вине – чистом виноградном соке, а не о водке и не о таких крепких спиртных напитках, которые отравляют в настоящее время пьющих.

Все народы Востока (иудеи, греки и римляне), если и считали вино необходимой принадлежностью стола своего, то пили его несравненно умереннее, чем обычно это делается у нас, и при этом всегда и значительно разбавляли вино водою, считали даже безумным того, кто пьет вино неразбавленное; а у нас пьющие стремятся пить такое вино, в котором как можно меньше воды, а больше спирта. Правда, что князь Владимир говорил, что «для Руси есть веселие пити», но опять забывают, что он говорил в этом случае не о водке, и говорил в то время, когда был еще язычником... Следовательно, все эти ссылки потребителей хмельного на Слово Божие и на пример св. князя Владимира нимало не оправдывают установившихся у нас питейных обычаев. Если же обратим внимание на то, каким великим соблазном является для простого слабого волею народа это поддержание издавна сложившихся в нашей русской жизни обычаев винопития, поддерживаемых и ревниво охраняемых даже и высшими слоями общества, нашей интеллигенцией, то уразумеем, какой великий грех совершают сии последние, ревниво охраняя и поддерживая в народе пьяные обычаи. Глядя на умеренно пьющих (да и не всегда только умеренно) образованных и в достатке живущих людей, невежественные в большинстве своем и бедствующие простые рабочие и крестьяне предаются бесшабашному разгулу и беспробудному пьянству. А вспомните, что говорит Христос: Горе человеку, имже соблазн приходит (Мф. 18:7.) Иже аще соблазнит единого от малых сих; лучше было бы, если бы мельничный жернов висел на выи его и потонул бы он в пучине морской (Мк. 9:42.). Внемлите и слову апостола Христова: Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (Рим. 14:21).

Неужели же и после сего можно говорить о безвредности и даже полезности поддержания наших питейных обычаев, так соблазнительных для народа, гибнущего в пучине пьянства? Поистине святой долг каждого любящего Родину русского человека не поддерживать в народной жизни господство пьяных обычаев, а всячески бороться с ними, исторгать их из повседневной жизни. Пора же, наконец, нам опомниться, пора всем нам проснуться от той равнодушной и спокойной спячки, благодаря которой пьянство в жизни народной разливается все более и более, как стремительный, бурный поток. Отечески молю вас, возлюбленные о Христе пастыри Церкви, станьте на святое дело отрезвления народного со всею возможною для вас ревностью и усердием. Ведь спасать народ от гибельного порока пьянства со всеми его ужасающими последствиями – это первее всего ваш долг, ваша святая обязанность. Зовите ваших пасомых на путь трезвой, трудовой, честной жизни своей усердной молитвой, своими вдохновенными словами, а главное – примером собственной трезвой, неблазненной жизни!

Пастырским долгом своим считаю обратиться и ко всем вам, имущие и образованные люди, с призывом бороться всеми возможными для вас силами с страшным недугом народного пьянства. Просвещайте невежественных русских людей, по недоразумению видящих в алкоголе своего друга, а не врага, считающих его необходимым спутником своей жизни. Спасайте гибнущий в волнах пьяного моря русский народ, спасайте его примером собственного воздержания, искоренением и из вашей среды укоренившихся здесь обычаев винопития, и для вас самих пагубного, и для других соблазнительного.

Помогайте, добрые русские люди, всем тем, кто вступил на поприще борьбы с народным недугом, кто деятельно зовет народ к отрезвлению, просвещая его в деле познания истинных гибельных свойств алкоголя, устраивая для него библиотеки, читальни, беседы и чтения, организуя в его среде различные братства, общества и кружки трезвой жизни. Своею посильною лептой на дело борьбы с народным недугом вы несомненно проявите свою христианскую любовь к страждущим и сделаетесь достойными великой награды, обещанной Христом всем благодеющим, всем сострадательным к несчастью ближнего: аще кто напоит чашей студеной воды (Мф. 10:42)...

Наконец ко всем вам, возлюбленные чада мои, ко всем преданным пороку пьянства, мое пастырское слово увещания: Бодрствуйте! Трезвитесь! (1 Петр. 5:8). Ищите врачевства от вашего тяжкого недуга прежде всего в горячей молитве Господу Богу, Его Пречистой Матери, Великому поборнику поста и воздержания, не вкушавшему в жизни своей ни одной капли вина и сикера, Предтече Господню Иоанну, да поможет вам благодать Божия отстать от вашей порочной привычки к вину и да устрашит вас, немощных волею, люди праведный гнев Божий за то, что, предаваясь пьяному разгулу, губите душу свою, губите себя и ваши семьи, чад ваших, делаетесь как бы участниками того кровавого пира, на котором погиб и величайший из праведников на земле великий Предтеча Господень Иоанн, принесенный в жертву сластолюбию и неистовству пьяного повелителя Ирода. Да сохранит вас Господь от такового неистовства! Спасайтесь, возлюбленные чада мои, спасайтесь!

Впервые опубликовано в «Московских Церковных Ведомостях»
№34 от 24.08.1913 г.

Источник: mepar.ru


Самоизбавление от алкогольной, табачной, наркотической и иных видов зависимостей
Предлагаем вашему вниманию интервью с ведущим курса, Фузеевым Николаем Юрьевичем, руководителем реабилитационного центра в Сергиевом Посаде и благотворительной общественной организации «Трезвое поколение столицы»


За трезвый образ жизниЗа трезвый образ жизни
Автор: Ирина Филиппова, Василий Кузьмин
Во Всероссийский день трезвости в Успенском храме усадьбы Демьяново в очередной раз состоялся молебен с принесением обета трезвости, а затем прошла мини-конференция с участием гостей - членов клубов трезвости из других городов


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Здоровье душевное и телесное | Добавил: pravklin (11.09.2017) | Автор: Святитель Макарий
Просмотров: 63
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск



Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика