Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Стать Василия Ланового
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 20.04.2024, 01:11 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковь и общество

Стать Василия Ланового

Автор: Станислав Минаков

Прощание с Василием Лановым

В Московском театре им. Вахтангова и на Новодевичьем кладбище прошло прощание с народным артистом Василием Лановым, преставившимся ко Господу 28 января с. г., на 88-м году жизни, после заражения коронавирусом.

Поклонники творчества В. Ланового с болью откликнулись на кончину артиста.

Александр Кривец пишет в Фейсбуке:

«У меня такое состояние в душе, будто я сам умер. Все роли, которые сердцем прожил В. Лановой, на всю жизнь вошли в моё сердце. Образ офицера из кинолент нас, пацанов – курсантов аэроклубов и авиационного училища, воспитывал настоящими мужиками, офицерами. Когда было тяжело или страшно, на помощь в памяти приходил В. Лановой, вдохновлял на преодоление трудностей, смерть удалялась, трудности переживались. ‟Офицеры” воспитали нас настоящими Офицерами. И, как бы нас ни крутила жизнь, в моем сердце живёт ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. Фактически меня покинул воспитатель, который ни разу меня не видел. СПАСИБО, ОТЕЦ, ЗА ТВОЮ ЖИЗНЬ!»

«Ланового помянут многие, – замечает в своей реплике ‟Прощание с Вронским” поэт Марина Кудимова. – Хорошо это или нет, жизнь нескольких поколений эпохи безраздельного господства десятой музы, кинематографии, прошла на фоне чеканного профиля Ланового. Понимал ли мальчик из украинского села, вышедший лицом и статью, вопреки войне и голодухе, что он делал между Павкой Корчагиным и Иваном Вараввой? Это не так важно. Своим обликом он восстанавливал в правах уничтоженное Павкой и Иваном, порубанное их шашками и поруганное их фанатизмом лицо русской аристократии. Курагин, Вронский, Шервинский и др. представители падшего класса именно Лановым восстановлены в визуальных правах, хотя бы в праве на красоту и осанку. Может быть, аристократичнее (но не мужественнее) Ланового были только Стриженов да Тихонов».

Этот артист стал символом романтического героя и верного долгу офицера. Его благородные киногерои были кумирами миллионов людей.

Уже 22-летний Василий Лановой завоевал сердца советских кинозрителей практически сразу – яркой, очень убедительной главной ролью в человечном фильме «Павел Корчагин» (1956) режиссёров Владимира Наумова и Александра Алова. Его воодушевлённое, мужественное и красивое лицо стало символом пламенного служения идее.

Первой его кинолентой был фильм «Аттестат зрелости» (1954), и дальше роли Ланового становились звёздными, чуть ли не в каждое появление на экране. Капитан Грей в фильме «Алые паруса» по Грину (1961), и Анатоль Курагин в эпопее «Война и мир», и Вронский в «Анне Карениной», и даже комический персонаж в эпизоде «Полосатого рейса». Громкий успех принесли фильмы «Дни Трубиных», «Анна и командор», «Петровка, 38», а более всего – роль Ивана Вараввы в популярной картине «Офицеры» (1971).

Лановой сыграл около 80 ролей в кино и осуществил 70 литературно-поэтических записей и радиоспектаклей, принял участие в 30 документальных фильмах, в частности, озвучивал знаменитую советско-американскую многосерийную ленту Романа Кармена «Великая Отечественная» (1979), за что был награждён Ленинской премией.

На пробах на роль Артура Грея Василий Лановой был настолько убедителен, что другие кандидаты не рассматривались. «Меня уже знали и любили. И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грея – это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко!» – делился впечатлениями артист.

Он и в жизни был романтиком. Вспоминают случай, имевший место летом 1960 года в Ялте, во время съемок «Алых парусов». Отдыхающие на пляже заметили приближающийся корабль с алыми парусами. В шлюпке на воду эффектно спустился Василий Лановой с огромным букетом, который на глазах изумленных отдыхающих вручил своей жене Тамаре Зябловой, таким образом поздравив её с днём рождения. Это был уже второй брак артиста, продлившийся с 1961 по 1971 год, до гибели супруги в автокатастрофе.

Василий Лановой в роли Артура Грея

В фильме Сергея Микаэляна «Иду на грозу» (1965) по роману Даниила Гранина герой Ланового Олег Тулин – человек неоднозначный, которого зрители сочли отрицательным, тогда как сам актёр в дискуссии с Граниным видел своего героя способным добиваться своей цели путём компромиссов.

Сергею Бондарчуку не сразу удалось уговорить Ланового сняться в роли Анатоля Курагина – артист мечтал сыграть князя Андрея Болконского. По настоянию артиста в сценарий вернули сильный эпизод с ампутацией Анатолю ноги в лазарете под Бородиным.

Василий Лановой в роли Анатоля Курагина

Пути успеха неисповедимы. От роли Вронского Лановой тоже отказывался, ему думалось, что образ Вронского в сценарии выписан плоско. И всё же режиссёр Александр Зархи после многочисленных проб других актёров сумел убедить Ланового.

Играл Лановой с Татьяной Самойловой, исполнявшей роль Анны Карениной. Актриса была первой женой Ланового, пара сокурсников вступила в брак в раннем студенческом возрасте, прожила вместе 2 года, а ко времени съёмок с тех пор прошло 9 лет. Актёр вспоминал: «Скорее, прошлое даже помогало – мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы. У Анны Карениной преимущество – она гениально умела любить… именно столкновение таланта любить, которым наделена Анна, с заурядным по этой части Вронским высекало между ними необходимую искру, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности».

Василий Лановой в роли Вронского

Обозреватель Белла Адцеева рассказывает, что на роль Ивана Вараввы в «Офицерах» режиссёра Владимир Рогового пробовались, среди нескольких десятков кандидатов, Олег Ефремов, Валентин Гафт, Александр Белявский. «Утверждённый Ефремов из-за занятости сыграть не смог, и выбор пал на Ланового. Артист согласился не сразу, не понимая своего героя, пытаясь разобраться в характере Вараввы».

То есть Лановой снова отказывался от роли. «Эта картина странной судьбы… В ней режиссёр Роговой и оператор Кириллов, на мой взгляд, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей. Прошло 30 лет, картину каждый год показывают, и все смотрят по нескольку раз. И всё равно говорят: ‟Ну, ‛Офицеры’!..” Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в нём своё. Детство, послевоенное время, зрелость. Потребность в романтизме, реализме – пожалуйста. Потребность в красоте, в любви – всё есть. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, и остался Иван Варавва… В фильме чётко разделились обязанности. Юматов – реализм, Лановой – романтизм. И между ними женщина. Такой любовный треугольник», – вспоминал Василий Семенович.

Фильм посмотрели 53,5 млн человек, он стал самым кассовым в советском прокате 1971 года, журнал «Советский экран» признал Ланового лучшим актёром года.

Песня из этого фильма «От героев былых времен…» Рафаила Хозака на стихи Евгения Аграновича стала по праву в ряд лучших песен о Великой Отечественной войне. Василий Лановой нередко исполнял её на торжественных концертах в дуэте с Алиной Покровской (главная героиня ленты Любовь Трофимова).

Василий Лановой в роли Ивана Вараввы

Неожиданной для зрителей и убедительной стала роль генерала СС Карла Вольфа в сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, реж. Т. Лиознова).

Но вот нередко цитируемые слова артиста о Великой Отечественной войне. «В Европе журналисты мне в лицо говорили: ‟Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли”. Я у них спросил: ‟Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?” Молчат. Тогда я продолжил: ‟Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать её пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллионы жизней советских солдат отданы за освобождение европейцев от фашизма. Но Европа предпочла об этом забыть”».

Запомнившуюся роль поручика Шервинского Лановой сыграл в 1976-м году, в трёхсерийном фильме «Дни Турбинных» по одноименной пьесе Михаила Булгакова (режиссёр и сценарист Владимир Басов). Многие обращали внимание на эпизод фильма, когда гетман Скоропадский (актёр Самойлов) пеняет поручику Шервинскому, что ему и другим адъютантам следует разговаривать по-украински, а не по-русски, и Шервинский старается отвечать по-малороссийски, запинаясь: «Думаю… ДумАю… Думоваю…».

Василий Лановой в роли Шервинского

В действительности же малоросс Лановой знал мову с детства – и благодаря матери, и из-за проведённых на Украине годов оккупации, в деревне Стрымба, куда Вася был отправлен к родителям отца с двумя сестрами за несколько дней до начала войны. Война разлучила семью на три с половиной года – когда ни родители, ни дети ничего не знали друг о друге.

Справочники сообщают, что будущий знаменитый артист родился 16 января 1934 г. в Москве, семья Лановых приехала в столицу СССР из села Стрымба Кодымского района Одесской области еще в 1931-м году. Родители Василия всю войну проработали на вредном химическом производстве и стали инвалидами. Возвращённый мамой в столицу Вася начал заниматься в драмкружке и даже гастролировал с ним. Школу окончил с золотой медалью. В театральное училище им. Щукина поступил сразу, при конкурсе 75 человек на место (из 150 приняли лишь двоих). Однако ушёл в МГУ на журфак. Но от судьбы не уйдешь: Лановой был приглашён в фильм «Аттестат зрелости» на роль Валентина Листовского. Потом молодой дебютант вернулся в «Щуку», на курс Цецилии Мансуровой.

С 1957 г. – актёр Театра им. Вахтангова, где прорывной стала для него роль принца Калафа в спектакле «Принцесса Турандот» (1963), чёрно-белую телезапись которого зрители и сегодня смотрят с удовольствием и смехом.

Народный артист СССР прекрасно читал стихи русских классиков и регулярно проводил сольные выступления – в Волгограде, Ростове, Иванове, Пскове, Грозном, Калининграде, Белгороде… К 300-летию Санкт-Петербурга записал на радиостанции «Орфей» поэму «Медный всадник» А.С. Пушкина, а также цикл стихотворений «Дары Петербургу», в который вошли произведения Блока, Ахматовой, Маяковского, Берггольц и, конечно, Пушкина.

Неслучайно Лановой с 1995 г. был заведующим кафедрой художественного слова, профессором театрального училища имени Б.В. Щукина.

В.С. Лановой – автор двух мемуарных книг: «Счастливые встречи» (1985), о великих людях, и автобиографической – «Летят за днями дни...» (2004).

Он говорил: «Духовность важна. Когда стыдно украсть, обмануть. Не зря великие прежде всего о нравственности заботились – основе культуры и науки. А если нравственные критерии теряются – то, что сегодня происходит, – это приводит к громадным потерям и даже угрозе для общества».

В 1980-х Василий Лановой снимался мало, был занят театром, преподаванием. В 1990-е с его участием на телеэкраны вышли картины «Непредвиденные визиты», «Барышня-крестьянка», «Незримый путешественник», «Рыцарский роман». В 2004-м г. артист снялся в исторической ленте «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» в главной роли Константина Багрянородного.

В 2005-м Лановой сыграл Юрия Андропова в биографической драме «Брежнев» на «Первом канале». В 2013-м г. исполнил роль кардинала Ришелье в экранизации романа Дюма «Три мушкетёра».

С 1972 г. супругой артиста является замечательная актриса Ирина Купченко. У звездной пары два сына – Александр (1973) и Сергей (1976). Старший – историк, младший – экономист. С Купченко Лановой не раз появлялись на сцене вместе, однако в ХХ веке в кино встретились лишь единожды – в фильме Ю. Райзмана «Странная женщина» (1977). Вместе с женой в новом веке актёр снялся в кинокартинах «Дом на Озёрной» и «Бедные родственники».

Ирина Купченко и Василий Лановой

В. Лановой вёл насыщенную общественную жизнь. В 1995-м г. он был избран председателем общественного фонда «Армия и культура», который провёл 800 благотворительных концертов, в том числе в горячих точках – Абхазии, Чечне, Приднестровье, Таджикистане.

Более десятилетия Лановой, академик Российской академии «Ника», руководил Международным детским кинофестивалем «Артек».

К своему 85-летию В. Лановой был удостоен звания Героя труда Российской Федерации.

Те, кто видел артиста с супругой 9 мая на Красной площади Москвы в ряду «Бессмертного полка» рядом с президентом России, помнят, что Василий Семенович был председателем попечительского совета одноимённого движения.

«Бессмертный полк»

Известный певец классического репертуара Владимир Байков написал в соцсетях:

«Есть тихая и светлая печаль из-за ухода Василия Семёновича Ланового, но нет скорби. И не о его изумительных ролях в театре и кино думается мне сейчас, а о его настоящей любви к Родине. Есть нечто пугающее в мысли, что настоящих патриотов больше не делают.

… Мощь вечно юных и вечно бессмертных народных артистов Советского Союза всегда вселяла в меня уверенность, что всё будет хорошо. Вообще всё. Поэтому сегодня хочется верить в то, что следующие поколения будут достойны их памяти. Отчаянно хочется. Особенно на фоне всей мерзости последних дней. Надо именно помнить, надо возвращаться вновь и вновь к их творчеству. Тогда ничего не страшно. Я верю, что их творчество способно воспитывать и способно созидать Души Настоящих Людей».

Источник: pravoslavie.ru


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: jula (03.02.2021)
Просмотров: 640
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика