Составил Борис Трубников
Святая мученица Фотина (Светлана), чью память празднует сегодня Русская Православная Церковь, была родом из Самарии, это та самая женщина, с которой Господь беседовал у колодца Иаковлева, пообещав дать воду, что сделается источником воды, текущей в жизнь вечную и рассказав про ее прошлую жизнь (см. Ин.4, 5-42). Уверовав, Фотина не только изменила свою жизнь, но и стала самоотверженно проповедовать христианство.
Святая Фотина пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 г. В то время она жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией. Ее старший сын Виктор сражался в римских войсках и был послан императором в Галилею с приказом убивать христиан, однако вместо этого он стал проповедовать христианство. Узнав об этом, император приказал немедленно судить Виктора, его семью и всех, им обращенных.
Святая Фотина тоже предстала перед судом. Получив откровение свыше о предстоящих страданиях, она добровольно отправилась в Рим вместе с младшим сыном, сестрами и несколькими христианами. После многих мучений, которые не причинили ей вреда, святая была отведена в «Золотой дом» Нерона, где император надеялся сломить ее волю, обольщая роскошной жизнью, но Фотина обратила ко Христу его дочь Домнину и ее рабынь, за что император приказал бросить святых в раскаленную печь.
Божественная благодать сохранила их невредимыми. Тогда их подвергли всевозможным пыткам и выкололи глаза. В тюремном каземате святым явился Христос и благословил, дав силы вынести тюремное заключение.
Спустя три года, претерпев вновь многие мучения и содрание кожи, св. мученица Фотина была брошена в колодец, где и скончалась. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры, мученица Домнина и мученик Севастиан.
Изображения святой Фотины
Сюжет беседы Иисуса Христа с самарянкой является одним из самых распространенных изображений раннехристианского искусства. К примерам наиболее ранних изображений относятся: фреска церковного дома в Дура-Европос (ок. 250 года, до наших дней сохранилась только фигура самарянки, но в связи с оккупацией войсками ИГИЛ, судьба этого древнего храма не известна), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина (IV век), рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана (VI век).
![](/img/i65/samarjanka_1.jpg)
Фреска церковного дома в Дура-Европос
![](/img/i65/katakomby.jpg)
Фреска в катакомбах Претекстата на Виа Латина
![](/img/i65/samarjanka_2.jpg)
Рельеф на пластине из слоновой кости на кафедре Максимиана
С VI века происходит изменение в изображении композиции – Иисуса Христа начинают изображать сидящим возле колодца (например, мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово, VI век). К XII-XIV векам в иконописи в сцене беседы Христа с самарянкой приобретает акцент на её учительном значении (например роспись новгородской церкви Феодора Стратилата на Ручью, 1380-е гг.).
Изображение колодца в форме креста на фреске XIV в. в церкви Успения Божией Матери в Протате на Афоне напоминает о том, что сказал самарянке Христос: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14).
Учение Христово воистину стало для святой Фотины источником жизни вечной, которую она обрела путем покаяния, подвижничества и мученической смерти.
![](/img/i65/1705192.jpg)
Мозаика равеннской церкви Сант-Аполлинаре Нуово
![](/img/i65/1705198.jpg)
Фреска церкви Успения Божией Матери, Афон
О воде живой
Христос и самарянка: из истории иконографии евангельского сюжета
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|