Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Тайны Пресвятой Троицы: Рождение Сына и Исхождение Святого Духа
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 01.07.2022, 01:13 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события
Пеший поход
«Дорога в Лавру»


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Тайны Пресвятой Троицы: Рождение Сына и Исхождение Святого Духа

Автор: Протоиерей Борис Балашов

О тайнах Пресвятой Троицы: Рождение Сына и Исхождение Святого Духа

Протоиерей Борис Балашов

В православном никеоцареградском Символе веры говорится о личных и ипостасных свойствах Божиего Сына и Святого Духа. Согласно общепринятой с конца IV века терминологии, эти ипостасные свойства такие: у Бога Отца - нерожденность, у Бога Сына - рожденность, у Духа Святого - исхождение.

Сына Божиего мы называем Единородным. Термин Единородный, по-гречески μουογενήζ, означает, что Сын Божий - Логос (Слово) - один и единый рождается от Отца. Он - Сын Божий в собственном смысле, по природе, а не в переносном, как могут называться детьми Божиими христиане (см. Ин. 1, 12), рождающиеся в Таинстве Святого Крещения от воды и Духа (см. Ин. 3,5).

Сам Спаситель всегда проводил различие между Своим сыновним отношением к Богу и сыновними отношениями к Богу верующих людей. Он никогда не говорил о Боге "наш Отец". Так, например, во время явления Воскресшего Господа Марии Магдалине Он говорил: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Этим ясно указывается различие в Богосыновстве между Иисусом Христом - Божиим Сыном и людьми.

Святой апостол Павел, ссылаясь на слова 2-го псалма, говорит: Кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? (Евр. 1, 5).

Возвещая истину рождения Сына от Отца через рождение, Откровение Божие не объясняет, как именно нужно понимать этот факт рождения. Почему - вполне понятно, ведь все наши слова и понятия отражают реальность земного мира и могут быть очень условно применимы к миру Небесному и духовному.

Так, святой апостол Павел, говоря о своем восхищении в мир Небесный - райский, пишет, что он там слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 4). То есть просто невозможно человеческими словами говорить об этой Вечной реальности - нет у нас таких слов и понятий.

Что же мы можем сказать о рождении Божиего Сына? Во-первых, это рождение от существа Отца без отделения от существа Бога Отца. В славянском переводе 109-го псалма приводится пророчество: Из чрева (то есть из самого существа Бога Отца - прим. авт.) прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 3). О том, что рождение Сына происходит без отделения от Рождающего, пишет евангелист Иоанн Богослов: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Из этих слов видна истина, что Сын пребывает в "недре Отчем". Сам Господь говорит о Себе: Я и Отец - одно… Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10, 30; 38). В Символе вере эта истина выражается некоторым подобием видимого света: "Света от Света".

Во-вторых, Родивший ничего не потерял и не стал меньше в Своих качествах и совершенствах. И Сам Рожденный от Отца не имеет никакого недостатка по сравнению с Родившим. Иисус Христос, обращаясь к Богу Отцу в первосвященнической молитве, говорит: И все Мое Твое, и Твое Мое (Ин. 17, 10). Святой апостол Павел пишет об Иисусе Христе, что Он есть сияние славы и образ ипостаси Его (Евр. 1, 3).

В-третьих, рождение Божиего Сына происходит не во времени и временем в принципе измеряться не может. Евангелист Иоанн утверждает богооткровенную истину: Все чрез Него (Сына Божиего - прим. авт.) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). То есть все существующее в мире сотворено Логосом (Словом) - Божиим Сыном. Апостол Павел добавляет: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1, 1-2). Век - мера исчисления времени. Таким образом, Сын Божий является и Творцом самого времени.

Иисус Христос в молитве Своему Отцу говорит: И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира… Ты,… что возлюбил Меня прежде основания мира (Ин. 17, 5; 24).

Святой Григорий Богослов говорит, что рождение Божиего Сына "последовало прежде самого когда, или, выражаясь несколько смелее, тогда же, когда и Отец. А когда Отец? Не было времени, чтобы не было Отца. Следовательно, не было времени, чтобы не было Сына и Духа Святого" (Цит. по: прот. Н. Малиновский. Очерк Православного догматического богословия. М. ПСТБИ, 2003. С. 162).

О третьей Ипостаси Святой Троицы Иисус Христос говорит: Дух истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26). Дух Святой вечно исходит от Отца, как источника и начала Божества.

Исходит - форма настоящего времени этого глагола, потому что это исхождение не принадлежит сотворенному миру и времени. Таковое исхождение отражает вечное и неизменяемое состояние.

Учение о Святой Троице основывается исключительно на Божием Откровении и является непостижимой тайной для человеческого ума.

Нам известно, что Сын рождается, а Дух Святой исходит. Эти разные слова как-то отражают вечную реальность бытия Бога, хотя значение слов рождение и исхождение в этом случае иное, отличное от того смысла, которое мы вкладываем в эти слова в нашем земном бытии. И в заключение приведу слова святого Иоанна Дамаскина: "Образ рождения и образ исхождения пребывает для нас непостижимым".

Фото: Геннадий Алексеев

Святая Троица
Избранные вопросы православной апологетики. Часть 3. Учения Христианской Церкви о Пресвятой Троице и Божественности Иисуса Христа


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (22.03.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2882 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 2
0
2 tbmanager   [Материал]
Как все у Вас просто... smile
Действительно, что это святые отцы столько над тайной Троицы голову ломали? Артем же все так на пальцах разъяснил... smile smile smile

-1
1 Artiom   [Материал]
Бог-Отец есть Мысль. Святой Дух есть Мышление. Христос есть Слово. Что же тут непостижимого для человеческого ума.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика