Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Турция: островки христианства. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 08:26 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Семь-я

Турция: островки христианства. Часть 1

Автор: Лариса Мочалова

В прошлом году нам посчастливилось побывать в Турции. Поехали мы туда по обычной путевке от обычной турфирмы - отдохнуть после напряженного учебного года. Хотелось накупаться, погреться на солнышке и не заботиться о добыче пищи и ее приготовлении.

Выбирая место отдыха, попросила нежаркий район поближе к Эфесу - мечтала побывать там с детьми. Прибыли мы в окрестности курортного городка Мармарис и, чтобы воплотить мечту в реальность, сразу взяли двухдневную экскурсию по маршруту Эфес-Памуккале. Поездка была удивительная - я просто не ожидала, что в стране, где основная часть населения мусульмане, на обычной светской экскурсии можно столько узнать и увидеть нашего, православного, родного - о чем знаем в основном по книгам! И теперь хочется поделиться впечатлениями об увиденном.

Путь от Мармариса до Эфеса занимает немногим более трех часов, пролегая большей частью между гор или по горному "серпантину". Но качество дороги столь безупречно, а пейзажи столь живописны, что три часа проходят незаметно. А при хорошем гиде, который увлечет рассказами про любимую им страну Турцию и ее историю, уходящую корнями в Древний Рим и Византию, этот путь становится сказочным. Оливковые рощи раскинулись справа от дороги, мраморные карьеры - слева. Проезжаем самую большую дамбу в Азии, причем на горной реке. Небольшие по нашим меркам городки (узнаем, что правительство Турции реализует предвыборные обещания так успешно, что население страны в прямом смысле спустилось с гор и теперь проживает и работает в этих селениях). Вот на нашем пути "выросли" горы-скалы; первая мысль - "сошли с икон", но потом понимаешь, что все наоборот - это они уже давно "вошли" в иконы.

Слушаем рассказ гида о четырех Эфесах, красивые были и легенды, связанные с этим древнейшим местом. И вдруг наш замечательный гид (Профессионал, именно с большой буквы, с образованием историка плюс знание Византии как хобби!) делает перестановки в запланированном маршруте и везет нас первым делом не в древний Эфес, а на гору Аладаг (по другим версиям Бюльбюль, Соловьиная гора), где находится домик Пресвятой Богородицы. На 400-метровую высоту автобус поднимается по семикилометровому "серпантину" - страшновато. Ловишь себя на чисто человеческой мысли: "А как же Пресвятая Дева взошла сюда?" Тут же понимаешь, что все эти мысли - земная суета, тогда как здесь все Божественно. Огромные сосны, эвкалипты, оливковые деревья - все смешалось в этом лесу и образовало, как кажется, непроходимые заросли. Далеко внизу раскинулся древний Эфес, на другой стороне горы открывается вид на Эгейское море.

Вот Святой Источник… Делаем несколько глотков. И берем с собой - вода источника имеет целительную силу.

Турция: островки христианства

Каждый день тысячи паломников, или гостей (как зовут отдыхающих в Турции), приезжают, наполняют здесь емкости водой, чтобы привезти близким и болящим - и, получается, разносят ее по всему свету. Много чудес происходит и здесь, у Источника Пресвятой Богородицы, и далеко отсюда. Исцеленные приезжают сюда - поблагодарить Пресвятую Деву и поклониться Ей в этом святом месте.

Стена "желаний"…

Стена желаний

Сколько их, желаний, здесь?! И поражает, что люди разных национальностей, разных вероисповеданий - все ведут себя серьезно и тихо. Здесь у каждого свой разговор с Богом и Его Пречистой Матерью. Здесь мы предстоим пред Ними - возникает именно такое чувство. Я не говорю про христиан - сколько мусульман приходит сюда, чтобы открыть Матери Иисуса свои печали и попросить помощи! И шепчут, и просят… и получают. Трогательно - это даже не то слово.

Поднимаемся к домику. Маленький, скромный, он напоминает однокупольную церковь.

Домик Пресвятой Богородицы

Хотя мы приехали сюда одними из первых, стоим в очереди на вход. Рядом с нами итальянцы, англичане, турки - все притихшие и в то же время радостные. Очень светлое чувство охватывает - необыкновенная благодать и счастье - от того, что ты здесь. Перед входом огромное дерево - оно-то помнит все, что здесь было, и, наверное, рассказывает, только мы этот рассказ не понимаем. Вот мы и в домике. Светелка совсем небольшая, метров 13. У задней стены католический алтарь

В домике Пресвятой Богородицы

и рядом православная икона Успения Божией Матери. Хочется задержаться подольше... Направо еще одна малюсенькая комнатка - кухонька с небольшой печкой, на стене у выхода - лик Богоматери с Младенцем (по-видимому, Касперовская икона Богородицы, к сожалению, фамилию художника из России не запомнила). На улице, как и все, ставим белые свечи: "Пресвятая Богородица, спаси нас! Слава Богу за все!"

Теперь немного из предыстории этого места. Домик обнаружен в 90-х годах XIX века - по материалам книги, изданной на основании рассказов монахини Анны Катерины Эммерик. Монахиня тяжело болела и ей, прикованной к постели, были видения, о которых она рассказывала священнику. В 1852 году выходит книга "Жизнь Пресвятой Девы", где подробно описывается домик, в котором жила Богородица вблизи Эфеса, Ее жизнь и Успение. Анна Эмерик никогда не была в Эфесе, но она так детально обрисовала окрестности и сам домик, что оставалось его только найти. И когда взялись за проверку изложенных в книге сведений, то в горах неподалеку от Эфеса, благодаря помощи местных жителей, действительно, нашли домик. По внешнему виду и местоположению он полностью соответствовал тому, о чем рассказала Анна Эмерик. Оказалось, что это место почиталось издавна, и местные жители дали ему название "Врата к Деве", а христиане обязательно приходили сюда в день Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. Так с 1892 года домик стал местом паломничества, в 1951 году его реставрировали, но широкую известность он приобрел только в XX веке - после визита папы Римского в 1967 году. Конечно, никто не возьмется утверждать, что Богоматерь закончила Свой земной путь здесь и что именно сюда, как птицы небесные, слетелись апостолы на Ее Святое Успение (хотя, честно говоря, здесь становится совершенно понятным их "приход" на облацех - очень труден и долог был бы путь снизу!)… Но известно, что святой апостол Иоанн, когда в Иудее начались гонения на последователей Христа, увез Деву Марию в Эфес и поселил в потаенном месте, где Она провела последние годы жизни.

В 2007 году пожар охватил территорию побережья Эгейского моря и подобрался вплотную к дому Девы Марии. Вся гора была охвачена огнем. Жители района были эвакуированы. Домик остался без присмотра. Хотя власти Турции посылали специальные вертолеты с реагентами для тушения пожара, казалось, что беды не миновать. Когда люди вернулись чтобы посмотреть на пепелище, то они не поверили своим глазам. Домик Девы Марии стоит, как и стоял, на своем месте! Всего за полтора метра до самого здания выгорело все - а домик как будто Кто-то накрыл колпаком и спас от огня.

Побывав в этом месте, сомневаться в его святости невозможно - необыкновенная всех охватывающая - именно всех! - благодать. И теперь, когда вспоминаешь - это очень трудно выразить словами, - его ощущаешь: и воздух, и тишину, и умиротворение. И почему в домике наш гид-мусульманин чувствует то же, что и мы? Почему у него на глазах тоже появляются слезы?



Местом паломничества в Турции является и древний город Эфес. Основан он в V веке до Рождества Христова… Когда-то это был роскошный город, столица. Его развалины до сих пор величественны: и мощные мраморные колонны вдоль мощеной мрамором главной улицы, и огромнейшая библиотека, и бани, и один из самых больших амфитеатров с потрясающей акустикой (слово, тихо сказанное внизу, слышно вверху). Именно здесь, в Эфесе, находился один из первых мировых центров христианства. В Эфесе проповедовал любимый ученик Христа, апостол Иоанн. Из бани он изгнал беса, душившего юношей, из храма богини Дианы, которой поклонялись эфессяне, - другого; воскрешал, исцелял, проповедовал. Поначалу любимый ученик Христа терпел здесь побои и гонения (на остров Патмос, где им написаны Евангелие и Апокалипсис, его выслали при императоре Домициане), а затем здесь же стал горячо любим. "Когда прибыл корабль в Эфес [с острова Патмос], верные христиане встретили его с несказанной радостью. И как когда-то иудеи встречали Христа у ворот Иерусалима, они также возглашали святому Иоанну: "Благословен грядый во имя Господне!" (Сказание о жизни святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Рязань, Иоанно-Богословский монастырь, 1998 г.) Сколько лет прожил Иоанн Богослов, 105 или 120, точно никто не может утверждать, но о его удивительном преставлении написаны трактаты. Общеизвестное предание таково.

Прожив более ста лет, он удалился из Эфеса и просил учеников своих похоронить его еще живым, накрыв лицо платом. Те не осмелились нарушить просьбу учителя. Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Зато ежегодно, 8 мая (ст. стиль), на могиле стал выступать тонкий слой праха (или "манны"), приносивший исцеления. Церковь в этот день установила празднование святому апостолу Иоанну Богослову. Так Священное Предание зафиксировало изменение "чина естества" - тление не коснулось тела "апостола любви". Этой победой над тлением подчеркивается его духовное родство с Пресвятой Богородицей, усыновившей Иоанна у подножия Креста Господня. (По материалам www.days.pravoslavie.ru)

На месте кончины апостола Иоанна существовала небольшая базилика и храм его имени. С того места, куда привозят туристов посмотреть на единственную оставшуюся от храма Артемиды колонну - аисты прописались на ней постоянно! - хорошо видны развалины храма Иоанна Богослова - на вершине холма, где высится крепость византийских времен (с XIV в. это мечеть).

Могила святого апостола Иоанна Богослова

Удивительно шагать по мраморной улице древнейшего города Эфеса и вдруг услышать: "А на противоположной стороне этой горы (Эфес расположен в гористой меcтности) находится пещера, в которой спали семь отроков"… Не может быть! То, что мы читали и воспринимали как далекое прошлое - почти как сказку - происходило ЗДЕСЬ! И семь юношей ушли из этого города при жестоком императоре Декии, и дивно спали 200 лет, и вернулись на его улицы при Феодосии II совсем рядом!

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251 гг.) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450 гг.) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа Иисуса Христа. Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Память семи отроков празднуется 4/17 августа и 22 октября/4 ноября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия - 1/14 сентября. (По материалам www.mospat.ru)

Далее наш путь лежал в Памуккале (в переводе на русский "Крепость из хлопка"), с его дивными, неповторимыми белоснежными травертинами! Гора как будто накрыта белым покрывалом, по которому сверху вниз бегут прозрачные ручейки. Причина образования белых отложений в этом месте - изменение состава термальных минеральных вод при их появлении на поверхности земли: углекислый газ улетучивается, а известняк осаждается, образуя травертины. Это, поистине, чудо света - нерукотворное!

Белоснежные травертины в Памуккале

Когда-то здесь располагался древний город Иераполис (Hierapolis, Иераполис Фригийский), основанный во II веке до нашей эры пергамским царем Эуменесом II. Вход в город предварял огромный некрополь (крупнейший на территории Турции, причем неплохо сохранившийся), а центральным местом был театр на 12 тысяч зрителей (один из самых крупных, сохранившихся на территории Турции; его реставрируют, и уже второй год здесь проходят августовские фольклорные фестивали).

Невдалеке от театра видны развалины. Оказалось, что на этом месте казнили апостолов Филиппа и, видимо, Варфоломея (87 год). Христиане поставили здесь красивейшую церковь в форме восьмиугольника (мартирий св. Филиппа), которая была разрушена, сейчас на этом месте ведутся реставрационные работы.

Святым апостолам Варфоломею и Филиппу (из числа 12-ти апостолов Христовых) выпал жребий проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Благовествуя, они то расходились по разным городам, то сходились вновь. Святому апостолу Филиппу сопутствовала сестра, дева Мариамна. Проходя города Сирии и Мизии, они перенесли много скорбей и напастей, их побивали камнями, заключали в темницы. В одном из селений они встретились с апостолом Иоанном Богословом и вместе отправились во Фригию. В городе Иераполе силой своих молитв они уничтожили громадную ехидну, которой язычники покланялись как божеству. Святые апостолы Варфоломей и Филипп с сестрой свою проповедь подтверждали многими знамениями.

В Иераполе жил человек, по имени Стахий, бывший 40 лет слепым. Когда он получил исцеление, то уверовал во Христа и крестился. Молва об этом разнеслась по городу, и к дому, где жили апостолы, стеклось множество народа. Больные и бесноватые освобождались от своих недугов, многие крестились. Начальник города приказал схватить проповедников и бросить в темницу, а дом Стахия сжечь. На суде языческие жрецы выступили с жалобой, что чужестранцы отвращают народ от поклонения отечественным богам. Считая, что волшебная сила заключается в одежде апостолов, правитель приказал сорвать ее. Дева Мариамна предстала в их глазах, как огненный факел, и никто не смел коснуться ее. Святых приговорили к распятию. Апостол Филипп был вознесен на крест вниз головой. Началось землетрясение, разверзшаяся земля поглотила правителя города, жрецов и множество народа. Прочие испугались и бросились снимать апостолов с креста. Так как апостол Варфоломей был подвешен невысоко, то его сняли скоро. Апостол же Филипп умер. Поставив Стахия епископом Иераполя, апостол Варфоломей и блаженная Мариамна оставили этот город.

Благовествуя Слово Божие, Мариамна пошла в Ликаонию, где мирно скончалась (память ее 17 февраля). Апостол Варфоломей отправился в Индию, перевел с еврейского на местный язык Евангелие от Матфея и обратил ко Христу много язычников. В Великой Армении (страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата) он сотворил много чудес и исцелил одержимую бесом дочь царя. И царская семья, и многие приближенные приняли Крещение, их примеру последовали жители десяти городов Великой Армении. По проискам языческих жрецов апостол Варфоломей был схвачен в городе Альбане (ныне город Баку) и распят вниз головой. Но он и с креста не переставал возвещать людям благую весть о Христе Спасителе.

Святители Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Епифаний Кипрский и некоторые другие учители Церкви считают апостола Варфоломея за одно лицо с Нафанаилом. (По материалам www.days.pravoslavie.ru.)

Вот так мы провели два дня там, куда Благую Весть принесли любимые ученики Христа. Здесь они проповедовали, совершали чудеса, крестили, страдали - здесь они возводили фундамент Церкви Христовой.

Наверное, паломническая поездка в эти места, организованная православным экскурсбюро, была бы еще плодотворнее для души, но нам такой возможности не представилось. И мы бесконечно благодарим Бога за эту - чудесную и незабываемую!

Л. В. Мочалова

Фото: www.panoramio.com

Паломничество или турпоездка?
Авторы: Ирина Филиппова, Елена Кислова, Татьяна Балашова
С какими мыслями едут в паломнические поездки наши современники? К сожалению, многие практически ставят знак равенства между святыми местами и "бабками-целительницами".



Россия - Родина мояРоссия - Родина моя!
Автор: Татьяна Балашова
Именно в поездках по России ребенок может понять, насколько красива его страна, как интересна ее история, какие разные люди в ней живут. Да и то, что история, так сухо и скучно преподаваемая в школе, оживает у них на глазах, дорогого стоит. "Золотое кольцо", Вологда, Великий Устюг с круглогодичной резиденцией Деда Мороза, Казань, Астрахань - у каждого города свое лицо.
Трудности поездок в основном надуманы




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (27.02.2013) | Автор: Лариса Мочалова
Просмотров: 3622
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика