Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Великая Суббота - день поражения ада
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 10.12.2024, 02:47 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Великая Суббота - день поражения ада

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Две тысячи лет назад на горе Голгофе, рядом с городом Иерусалимом, в страшных страданиях на Кресте умер Тот, Кого ждали не только евреи, но и все народы земли. Явилась ли эта Крестная смерть поражением иудейского Проповедника Иисуса Христа из Назарета?

Великая Суббота - день поражения ада

Он возвещал всем людям, что Бог есть Любовь, а люди, образы Божии, через искреннее покаяние и благодатное духовное обновление в Таинствах Крещения и принятия Даров Святого Духа могут и призваны уподобиться своему Творцу. Человек, в свою меру, тоже должен весь, со своим внутренним миром, стать любовью.

И вот Тот, Кто казался Светом в мрачном и ожесточенном мире, убит, уничтожен. Этот Иисус, Которому многие поверили как Божественному Посланцу и Божиему Сыну, мертвый снят со Креста, обернут в погребальные пелены и положен во гроб - каменную пещеру в скале. Вход завален огромным камнем. Все кончено! Ученики в страшном унынии сидят дома взаперти, боятся, чтобы и до них враги Христовы не добрались.

Настал вечер пятницы. С заходом солнца наступал великий и радостный для иудеев праздник ветхозаветной пасхи, "пейсах" по-еврейски. А в этот раз он совпадал с еженедельным праздником субботы. Поэтому был сугубый - двойной праздник.

Радовались враги Христовы - нет больше этого неудобного для них Проповедника, Который обличал лицемерие еврейских духовных наставников и возился с простым народом, в том числе и с теми, кого еврейское самодовольное начальство и за людей-то не считало - со всякими грешниками. Но самым страшным было то, что этот Иисус исцелил множество неизлечимых больных, и многие благоговели перед Галилейским Проповедником, забыв о них - народных наставниках и учителях. До народа-то им особо дела не было, но ведь их доходы и авторитет начали сильно уменьшаться - вот подлинная трагедия!

Итак, победили те, кто практически ни во что не верит. И вот они дома с удовлетворением едят пасхальные угощения - мацу (пресный бездрожжевой хлеб) с мясом пасхального ягненка, прообразовательной жертвы. Однако теперь эта совершаемая по закону жертва уже никакого религиозного смысла не имела. Она, как прообраз спасительной Жертвы, была значима до тех самых пор, пока не явится Сам Образ - Спаситель мира Иисус Христос, Который в этот день умер на Кресте за грехи всего мира.

Враги Христовы, сытые и довольные, легли спать. Казалось, что все их планы устроились самым лучшим образом. Взошло солнце и настало праздничное утро. Стало светать, и какое-то беспокойство появилось у них в душе. Почему-то им всем мертвый Иисус представлялся теперь более опасным, чем был при жизни.

Хотя в такой праздничный день было запрещено заниматься делами, а тем более общаться с язычниками, они собрались на срочное совещание. Тишина субботы казалась им затишьем перед бурей. Хотя они и не понимали в чем дело, для их тревог были уже все основания. Первосвященники и члены верховного суда - синедриона - пошли к Пилату, подписавшему смертный приговор Иисусу Христу, и опять просили о Том же Самом Иисусе: Прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых… (Мф. 27, 64).

Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать (Мф. 27, 65-66).

Пилат разрешил иудейским начальникам воспользоваться теми воинами, которые были даны им для охраны и соблюдения порядка в храме в связи с громадным наплывом паломников-евреев из разных стран.

Иудеи собственными руками запечатали вход в гробовую пещеру при свидетелях. Гроб охраняла вооруженная стража. Теперь интересы этих иудеев должны быть в безопасности.

Бездыханное тело Иисуса Христа лежит во гробе. Всё как обычно бывает с умершими, кроме одного: мертвое тело лежит без жизни, но в нем не происходят процессы разложения. Иисус Христос - Бог, принявший человеческую природу и соединившийся с ней; с мертвым телом было неразлучно и Его Божество. А где Бог - Источник жизни, там победа смерти невозможна. Христос мертв, но смерть Его не победила.

В то время, как Спаситель умер на Кресте, Его бессмертная душа, неразлучная с Божеством, пошла в тот путь, которым всегда шли души всех умерших - в ад, по-еврейски "шеол". Там всех ждало мрачное, унылое, безрадостное существование. Через многие столетия Данте напишет об аде: "Оставь надежду, всяк сюда входящий…"

Через пятьдесят дней апостол Петр скажет о Христе жителям Иерусалима: Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления (Деян. 2, 31). Так что же произошло с душою Господа? Апостол Петр рассказывает об этом: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды (1 Пет. 3, 18-20).

После Крестной смерти адское царство рассчитывало проглотить и навсегда оставить в своей власти душу Христову. Но, приняв эту душу, ад принял в себя Того, Кого и вместить не мог - Самого Бога. Ад затрепетал, содрогнулся от ужаса, озарился Божественным светом и перестал быть неприступной крепостью! Разрушились его двери и развалилась вся крепость царства сатаны. Всем темным силам ада ничего больше не оставалось делать, как спасаться бегством в адские глубины. К сожалению, они там оказались не одиноки. Все, кто не захотели слышать Евангельскую проповедь Иисуса Христа, для кого встреча с Богом лицом к лицу была страшна и мучительна, пустились наутек вслед за бесами подальше от Христа.

Господь Себя никому не навязывает. В этот раз Он дал возможность всем темным силам и нераскаянным душам укрыться от Божественного сияния славы в тайниках адских. Это до поры Второго Пришествия Христова возможно, хотя там, в этих адских глубинах, так, что тошней и поганей просто некуда. Впрочем, каждый вправе сделать собственный выбор.

Множество человеческих душ, ожидавших избавления от адского состояния, поверило благовестию Божиего Сына, духовно обновилось и вошло вместе со Христом в Небесное Царство. И после этого покаяния и личной встречи со Спасителем они вошли в райский мир в светлом состоянии. Множество людей до Рождества Христова жило и умерло на земле. И к ним пришел Спаситель со Своей проповедью Евангелия. Как каялись те, кто уверовал в Него в аду, для нас остается тайной.

В Великую Субботу произошло поражение ада. Подготавливалось и воскресение Тела Христова, чтобы первым из людей Спаситель воскрес с обновленным телом для Жизни Вечной.

Победа над адом - основной мотив богослужебных текстов Великой Субботы: "Сегодня ад со стоном вопиет: "Уничтожена моя власть. Пастырь был распят и Адама воскресил; я лишился тех, над которыми царствовал, и извергнул тех, кого поглотил, будучи в силе. Распятый опустошил гробы: власть смерти бессильна…"" (3-я стихира на "Господи воззвах" в русском переводе. Триодь постная).

Победа Иисуса Христа над смертью, совершенное Им поражение недр адовых предшествуют Его видимому Воскресению и обусловливают его. Это время по ценности и смыслу бесконечно превосходит миллиарды лет. В нем совершается освящение Нового Мира, основание которому положено в шести днях Страстной Недели.

В моем личном восприятии Великая Суббота - величайший и светлейший праздник, совершающийся твердо, но тихо. Не явленный безбожному миру, но озаряющий великой радостью наступающей победы. Это праздник глубоко личный для всякого православного христианина, праздник духовного пробуждения наших душ, вытряхивания греховной скверны из наших мыслей и чувств. Это праздник окончательной подготовки к встрече Победителя нашего греха и нашей смерти, праздник обретения духовной свободы жить и радоваться вместе с Победителем смерти и ада Иисусом Христом!

Не случайно именно в этот день принято освящать в храмах пасхальную трапезу: крашеные яички, куличи и пасхи.

Великая Суббота - не просто последний день подготовки к встрече Светлого Христова Воскресения, но, по сути, уже прикосновение к наступающему праздничному событию.

Фото: Татьяна Сазонова

Почему мы ждем Пасху?
Сияние вечной жизни


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (14.04.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2243
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz