Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Великое Водоосвящение
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 16.04.2024, 14:13 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Великое Водоосвящение

Автор: протоиерей Борис Балашов

Во время празднования Крещения Господня совершается священнодействие, являющееся одним из важнейших событий церковного года - Великое освящение воды. Оно совершается дважды. Первый раз - накануне праздника, в сочельник, в храме, в самом конце Божественной литургии. Затем - в самый день праздника, когда после Литургии принято совершать крестный ход "на Иордань", то есть на реку или на другой водоем, где и освящается весь водоем тем же чином, что и накануне. Освященная вода называется Великой Агиасмой ("святыней" - греч.) и принимается всеми христианами с подобающим благоговением, употребляется натощак (при необходимости допускается исключение из этого правила), хранится обычно в красном углу у икон в течение целого года - до следующего великого водоосвящения. "И происходит явное знамение, - писал в IV веке Иоанн Златоуст, - эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источника".

Знамение означает чудо. И хотя это чудо уникально (совершается только раз в году), оно охватывает всех и прикасается к каждому. Не случайно в дни празднования Богоявления выстраиваются многочасовые очереди - весь народ православный приходит "за святой водичкой". В этот же день совершается первое отступление от правила - святой водой должны причащаться все, независимо от того, натощак они пришли или нет. Церковный устав специально разъясняет, что неправильно поступает тот, кто отлучает себя в этот день от принятия святой воды из-за того, что уже вкусил пищи. "Ибо благодати ради Божией она (святая вода) дается на освящение миру и всей твари. Поэтому во всяких местах, и в скаредных (нечистых), и всюду кропится, и то, что под ногами нашими".

Обычай освящения воды возник в Церкви с самых ранних времен христианства. Праздники Рождества Христова и Крещения сохраняют в жизни Церкви древнюю связь, образуя единое празднование святых дней - "святок" - от Рождества до Крещения. И так же, как в Пасху, в эти дни - и в Рождество, и в Крещение - на Литургии вместо "Трисвятого" поется песнь для новокрещеных: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Если же мы сравним два чина - освящение воды в таинстве Крещения и освящение воды в праздник Богоявления (Великое водоосвящение), то обнаружим, что они практически совпадают, за исключением помазания воды святым елеем (при Крещении), которое соответствует крестообразному погружению креста при Великом водоосвящении.

В новозаветном откровении через воду подается дар новой жизни: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Теперь она становится священной, источником не только очищения, но и возрождения, и обновления жизни, и освящения. Теперь она носитель благодати Святого Духа, Который делает ее Великой Агиасмой. Церковь принимает в этом вселенском водоосвящении непосредственное участие: и когда призывает Христа, освятившего Своим сошествием в Иордан водное естество, вновь освятить нас и воды (стихира на "И ныне" Последования Великого освящения святого Богоявления), и когда окропляет весь круг жизни человека - дома, поля и даже "скаредные места".

В Крещенском водоосвящении само вещество, сама материя богозданного мира восстанавливается в том значении, какое она имела до грехопадения. "Она не отделяет человека от Бога, а, напротив, есть путь и средство к соединению с Ним, она не владычествует над человеком, а, напротив, сама служит ему…

Вода не сама по себе имеет значение, не есть она и просто "символ". Но освященная, то есть действительно исполненная Духом Святым, она получает силу Христову, и в ней человек действительно соединяется со Христом и весь - душою и телом - обновляется для новой жизни"1.

В чинопоследовании Великого водоосвящения отметим его кульминационный момент: при пении тропаря праздника "Во Иордане крещающася Тебе, Господи" происходит троекратное погружение в освящаемые воды креста - символа присутствия здесь и сейчас Самого Иисуса Христа, когда-то погрузившегося (буквальный перевод "крестившегося") в Иордан и теперь так же сходящего и погружающегося Своим Знамением (Знаком) по молитве и священнодействию Церкви, и Собой освящающего воды.

Чин освящения в сочельник и в праздник Крещения один и тот же. Единственное условие, которое предъявляется к освящаемой воде, - пресность и чистота. Поэтому всякая вода, освящаемая в храме или водоеме, является Великой Агиасмой и употребляется во всех случаях, независимо от дня освящения.

1 Прот. Александр Шмеман. Издание Церковного вестника Западно-Европейского Православного Русского Экзархата в Париже в 1951 году

Фото: lib.pstgu.ru



Богоявление - величайшее событие в судьбе каждого человекаО Богоявлении
Автор: протоиерей Игорь Гагарин
На первый взгляд, связь не особенно очевидна. Исторически эти два события разделяются тридцатью годами. Связь в другом - очень тесно сплетены между собой те истины, о которых напоминают верующему сердцу названные праздники. Ведь о чем говорит нам Рождество? О том, что Бог рождается в человечестве. А что для нас Крещение? Я говорю даже не о празднике, а о Таинстве Церкви: Крещение - это когда человек рождается в Бога.



Крещение ГосподнеВопросы, связанные с праздником Крещения Господня и освящением воды
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем же тогда священник освящает воду в этот день?
В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно ли считать себя крещеным и носить крестик?
Можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то что с ней делать?
Ответы священника на эти и другие вопросы, волнующие наших читателей.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (18.01.2015) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2143
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика