Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

«Войди туда, куда не ведет никакая дверь...»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 18.01.2021, 13:07 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

«Войди туда, куда не ведет никакая дверь...»

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Когда мы говорим об Иерусалимском храме, нужно отметить, что он построен отнюдь не благочестивым человеком. В том виде, в котором храм существовал во время Христа, он был  перестроен и украшен нечестивейшим царем Иродом, тем самым, который, желая погубить новорожденного Иисуса, устроил избиение младенцев.

Но как Сам Господь оценивал этот храм? Христос говорил, что никакую вещь нельзя пронести через храм, потому что он создан для молитвы. В нем происходит встреча человека с Богом, и происходит она в людских душах. Это очень интересный факт, потому что Бог пребывает там, где хочет, а Иерусалимский храм был единственным истинным Божьим храмом в то время.

Родители Девы Марии – Иоаким и Анна –  одни из самых праведных людей Ветхого Завета. Они очень благочестиво прожили в браке более пятидесяти лет, и уже в старости Господь даровал им возможность родить Дитя. Вся их предыдущая жизнь была подготовкой к тому, чтобы дать жизнь новому Человеку. Причем не только биологически, но и духовно, чтобы душа этого Ребенка входила в общение с Богом и сроднилась с Ним.

Когда мы говорим о воспитании детей, то подразумеваем, что оно начинается с момента появления ребенка в утробе матери (это уже человеческая личность). Фундаментом духовного возрастания человека является жизнь его близких, их вера и благочестие, потому что наши души связаны воедино. Как именно – это Божественная тайна, однако это факт, известный не только Церкви, но и науке.

И вот, благодаря деятельной вере родителей, согретой любовью, для этого еще не родившегося Ребенка близкими стали не только папа и мама, но и Бог. Говорят, маленький ребенок ничего не понимает. Умом – да, но сердцем он понимает очень многое! Разве не чувствует людей грудной младенец, который не умеет говорить? Разве не тянется к маме, к самым близким?

Вера Иоакима и Анны помогла возрастанию веры в душе Марии. Это была не просто вера в существование Бога – в это и бесы верят, – а вера как доверие Богу, личная живая связь с Ним.

Когда Деве Марии пошел четвертый годик, благочестивые родители решили исполнить свой обет – посвятить свое Дитя Богу. Для этого они торжественно, с пением псалмов, как бы мы сейчас сказали, «крестным ходом» (хотя тогда такого понятия не существовало) отводят Ее в Иерусалимский храм. На пути их сопровождают девушки с зажженными свечами.

В то время при храме существовало что-то вроде интерната, если говорить современным языком, где жили дети до 12–13 лет: их учили грамоте, Священному Писанию, давали необходимые жизненные навыки.

Маленькая Мария шла с радостью, не проявляя никакого беспокойства. Более того, когда Ее поставили на нижнюю ступень лестницы, ведущей в храм, Она как бы взлетела по ступеням – Ее душа стремилась к Богу, родители научили свое Дитя Его любить. А научить чему-то может только тот, кто сам умеет это делать.

Дева Мария осталась жить при храме. Как Церковь осмысляет происходящее? В стихире праздника мы слышим слова Анны, обращенные к Дочери. Вкладывая их в уста матери, Церковь объясняет нам духовный смысл этого события: Пойди Чадо, Давшему Тя буди возложение, и благовонный фимиам. А Кто дал этого Ребенка? Бог!

Мы сегодня читали за богослужением отрывок из Послания к Евреям святого апостола Павла. В этом тексте говорилось об устройстве Иерусалимского храма. Самая главная его часть – Святое Святых, практически пустая комната – была задернута плотной завесой. А перед входом в эту комнату стояли жертвенники, на которых совершались жертвенные приношения, в том числе и хлебами. Для них предназначался отдельный жертвенный стол. Был также кадильный жертвенник, на котором совершалось каждение фимиамом (ладаном). Об этом и говорится в стихире праздника: Анна желает Марии стать для Бога возложением и фимиамом – даром приятным, благоуханным, то есть прекрасным, как мы говорим о благоухании святости. Не случайно ведь дарят  цветы, приносят их в храм как олицетворение красоты этого мира. Так и Богу преподносят в дар самое красивое и лучшее.

Очень трудная, но важная для нас мысль следует далее по тексту: Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость. Вниди в невходимая – то есть «войди туда, куда не ведет никакая дверь».

Представим, мы приходим в гости к друзьям или родственникам. Конечно, они подготовились: убрались в доме, накрыли на стол. Но что для нас важнее: вкусно поесть или пообщаться? Конечно, удовольствия от праздничной трапезы никто не отменял, но покушать можно и дома, а общение с близкими, когда «душа с душою говорит», когда люди глубоко встречаются своими душами, сродняются – совсем иное. Поэтому Церковь и говорит о необходимости общих трапез дома, с друзьями, но, конечно, важнейшее общение происходит за богослужением в православных храмах, и главная общая трапеза совершается во время Божественной литургии – это Причастие Тела и Крови Христовых.

Разные люди приходят в храм, но не все способны открыть душу Богу. Часто бывает так, что именно люди малоцерковные делают это очень искренне. Днем, когда нет богослужения, приходит такой человек в церковь, стоит перед иконой и видно, что он молится и от Бога получает ответ в сердце. Когда в душе человека становится теплее и легче после посещения храма, это значит, что он вошел «туда, куда не ведет никакая дверь», куда нельзя войти ногами, – в личное общение своей души с Богом, прикоснулся к тайне Небесного Царства.

Кто зачем приходит… Наша цель – встреча с Богом, и крайне важно, чтобы эта встреча состоялась. Но это зависит не столько от Бога,  сколько от нас самих: действительно ли Он нужен нам, насколько мы находимся в смиренном состоянии, покаянии, любви? Потому что если мы пришли без смирения, без любви, без веры, мы Бога не услышим, и нас Он не услышит! Можно полюбоваться иконами, послушать Евангелие, хор, проповедь, но та встреча с Богом, которая может нас обогатить, так и не произойдет.

Завеса в ветхозаветном храме была сделана по указанию пророка Моисея, который видел в Божием Откровении некие образы Небесного мира и в соответствии с ними повелел устроить ветхозаветный храм. Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что Святое Святых – Небо, Царство Божие в силе, где пребывает слава Господа, ангелы, где обитает и Матерь Божия, и святые души. А Святое Святых как часть ветхозаветного храма есть образ Небесного Царства Божией славы, подлинного Святого Святых. Именно к этому Святому Святых устремлены души людей, ищущих Бога, в это Святое Святых входила Своей душой Пресвятая Дева.

На иконе Введения во храм мы тоже видим завесу, которая как бы приоткрыта. Почему? Иоанн Златоуст поясняет, что завеса – это образ Тела Христова, потому что только через Него, через Его Крестную смерть и Воскресение мы можем войти в это Небо, и не только когда умрем, а сейчас, в земной жизни нам может открыться мир Божественной Любви.

Только через Христа: через принятие Его Тела и Крови, через соединение с Господом в таинстве Причастия мы сродняемся с Небесным миром. И вот Она, Дева Мария, еще маленькая Девочка, приходит в храм для того, чтобы потом явить миру Богочеловека Иисуса Христа, который откроет путь в это Небо, откроет путь к Богу через Себя, соединит, сроднит с Богом тех, кто ответит на Его любовь своей искренней любовью.

Живя в храме, Мария постоянно восходила в глубину Богообщения. Ее душа благодатно освящалась, и юная Дева духовно возрастала. Тому способствовала и обстановка храма, и чтение Священного Писания, и молитва, и богоугодная жизнь.

На иконе мы видим странный сюжет: ангел дает Деве Марии некую пищу. Церковь сохранила в своей памяти, что через Архангела Гавриила Господь питал Марию благодатной духовной пищей. Поскольку юная Дева стремилась к Богообщению, искала его, оно было дорого Ее сердцу, потому она и смогла получить просимое – стать духовно родной Богу.

Так Она Сама становилась Небом и Святыней!

Увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость познай тайны и приготовься быть Иисусовым вместилищем, радостным и прекрасным, подающим миру великую милость. Вот Ее назначение! Но ведь это путь и каждого из нас: входить в невходимая – искать общения с живым Богом самим и помогать это делать другим, соединяться со Христом всей своей душой, чтобы стать гражданами Небесного мира и жить вечно вместе со Христом, Божией Матерью и всеми святыми.

 


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (11.12.2020)
Просмотров: 158
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика