Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Воскрешение дочери Иаира
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 16.12.2019, 16:21 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождественский пост
Рождественский пост
28 ноября - 6 января
Рождественский пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

 
Главная » Статьи » Духовное просвещение

Воскрешение дочери Иаира

Автор: протоиерей Борис Балашов

В Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Лк. 8, 41–56

 

Говоря о Христе, о Его силе, мы видим поразительные примеры действия слова Христова. Не так давно мы читали притчу о том, как Своим властным словом Он усмирил бурю на Галилейском море, по которому плыл с учениками, – значит, слово Христово повелевает даже природными стихиями. На минувшей неделе мы читали историю исцеления Гадаринского бесноватого, который имел такую тяжелую степень беснования, что был полностью изолирован от людей. Господь Своим властным словом освободил его от действия лукавого духа – значит, слово Христово повелевает и нечистыми духами. А сегодня Господь дает нам новый пример проявления Божественной силы: это реальная история исцеления кровоточивой женщины и воскрешения дочери Иаира, которую рассказывают три Евангелиста.

После изгнания бесов из Гадаринского бесноватого Христос покинул эту страну, поскольку жители просили об этом, и переправился на другую сторону Галилейского озера. Но Он оставил проповедником, Своим апостолом бывшего бесноватого. Этот человек пошел по окрестным селениям проповедовать о своем исцелении людям, хорошо знавшим его историю. Причем Христос сказал Ему так: «Пойди и расскажи всем людям, что сотворил тебе Бог», а бывший бесноватый рассказывал всем о том, что сотворил ему Христос, значит, он уверовал в то, что Христос и есть Бог.

Иаир был одним из начальников синагоги, авторитетным среди евреев законником, и конечно он прекрасно знал, что у духовных лидеров с Иисусом Христом, мягко говоря, сложные отношения. Они ненавидят Христа, стараются не давать Ему возможности говорить в синагогах, поскольку Он обличает их, а им это, естественно, не нравится. Им хочется иметь безусловный авторитет в глазах иудеев, но не получается, поскольку Христос указывает на их личные грехи и лицемерие.

Конечно, если бы ситуация не была безвыходной, Иаир, учитывая его положение в обществе, не стал бы обращаться ко Христу с просьбой, поскольку это могло спровоцировать конфликтную ситуацию с фарисеями, первосвященниками и другими духовными руководителями еврейского народа. Но когда случается большая беда, человек забывает о возможных личных неприятностях – перед ним встают вопросы более важные. У него было горе: его единственная двенадцатилетняя дочь тяжело болела и находилась при смерти. У нас в двенадцать лет девочка еще считается ребенком, а на востоке это уже взрослая девушка, которая может выйти замуж, создать семью. И вот, казалось бы, в тот момент, когда ее жизнь могла раскрыться во всей своей красоте и полноте, она находится при смерти. Понятно, что начальник синагоги – человек далеко не бедный, но все доступные медицинские средства исчерпаны, а ее состояние по-прежнему безнадежно.

Иаир услышал, что здесь, недалеко, находится Иисус из Назарета, про которого ходит удивительная слава: он смог исцелить даже одержимого нечистой силой. Иаир был здравомыслящим человеком, и, конечно, понимал, что если Иисус смог освободить кого-то от действия злых духов, чего не может сделать ни один врач, значит, Он обладает особой силой и это последняя надежда на исцеление дочери.

Иаир отправляется искать Иисуса, прекрасно осознавая, что его поведение не вызвало бы одобрения среди представителей духовной элиты. Возможно, в другое время он и в синагогу бы этого Иисуса не пустил, но жизнь все расставляет на свои места. Иаир находит Христа, падает перед Ним на колени и просит об исцелении дочери, и Господь соглашается пойти.

Спаситель видит человеческие сердца – пусть из-за беды, но этот человек пришел к Нему с верой! Но Христос знает также, что пока Иаир искал встречи с Ним, дома все изменилось, и дочь его уже умерла. Он видит это и понимает, что Иаиру предстоит серьезное испытание веры, что у него может просто не хватить сил, он может сломаться. Тогда Христос решает построить жизненную ситуацию таким образом, чтобы вера Иаира укрепилась на чужом примере.

Неподалеку оказалась одна женщина, еврейка, уже далеко не юная. Двенадцать лет она мучилась заболеванием, о котором тогда и вслух-то было говорить неприлично. Она страдала кровотечением, а эта болезнь, по представлениям ветхозаветного общества, делала ее ритуально нечистой. До нее нельзя было дотрагиваться никому, и она не имела права прикасаться к людям. В поисках исцеления несчастная женщина обращалась к врачам, но истратила на них все свое состояние, а помощи так и не получила, ей становилось только хуже.

Вероятно, она тоже слышала слова бывшего бесноватого о Христе, и в ее сердце созрела вера, что встреча с Иисусом поможет ей освободиться от болезни. Только бы суметь прикоснуться к краю Его одежды... По закону это считалось преступлением, а тот, до кого она дотронулась, тоже становился оскверненным, не имел права входить в дома, нормально общаться с людьми, пока не пройдет ритуал очищения. Но это был ее единственный шанс, и она решилась. С одной стороны, она понимала, что нарушает закон, а с другой – у нее было чувство, что поступает правильно перед Богом.

Видя, что Иисус Христос идет в окружении толпы людей, среди которой и те, кто хотел услышать Его слова, и просто любопытные, и враги Христа, которые ищут, в чем бы Его обличить, женщина понимает, что если попытается протиснуться к Нему, она осквернит десятки людей, ее просто могут побить камнями. Но она пробирается ко Христу: и женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось (Лк. 8, 43-44).

Еврейские мужчины носили плащи, украшенные снизу четырьмя кисточками, которые должны были им напоминать о необходимости исполнения закона Божия. Край одежды – это именно кисточка, до которой женщина стремилась дотронуться, даже не сама одежда.

И вот она прикоснулась к этой кисточке. Как будто молния пронзила эту женщину! Она почувствовала, что с ней что-то произошло, и болезни больше нет, – ощутила это моментально. Но и Христос узнал, что кто-то получил от Него силу и исцелился. Он остановился и, обращаясь к людям, спросил: кто прикоснулся ко Мне? Ученики Христовы, не поняв сути вопроса, сочли его странным и начали поправлять Иисуса: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

Женщина поняла, что скрываться бессмысленно, упала на колени и публично признала свою вину: видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Она могла ожидать чего угодно, в том числе гнева со стороны Христа и людской толпы, но услышала ласковый голос Господа: дерзай, дочь! вера твоя спасла тебя (см. Лк. 8, 45-48).

Мы видим, что Христа окружала толпа людей, а силу получил только один человек: касались многие, а с такой верой она одна прикоснулась. Эта больная женщина подошла к Нему с полным доверием, и поэтому Господь не только ее не обличил и не осудил, но похвалил и поставил в пример другим людям. Ни о каком осквернении говорить теперь не было смысла, ведь она уже была здорова!

Господь устроил так, чтобы Иаир стал свидетелем этого события, и оно серьезно укрепило его веру. Это было необходимо, потому что как раз в этот момент подошли люди, посланные из его дома сказать о смерти дочери. Увидев рядом с Иаиром Христа и не имея Ему никакой веры, эти люди все же не решились прямо сказать Иисусу о том, что Он напрасно идет в дом начальника синагоги: «Мало ли, превратит еще в соляные столбы, зайцев каких-нибудь или лягушек!» Если Он бесами повелевает, лучше с Ним не связываться – страшно! Зато они сказали Иаиру: «Зачем утруждаешь Учителя? Уже поздно, твоя дочь умерла». Понятно состояние Иаира в этот момент, ведь он надеялся, что Христос придет в дом и успеет спасти девочку. Но Христос говорит безутешному отцу слова, указывающие на только что произошедшие события: не бойся, только веруй, и спасена будет (Лк. 8, 50).

Как же так? Есть объективная реальность, и свидетели смерти девочки говорят об этом, а Христос говорит, что она спасена будет. Но Иаир только что видел чудо исцеления кровоточивой женщины, которое произошло по ее вере, и именно это помогло ему, укрепило его веру, и они продолжили путь.

Придя в дом начальника синагоги, они застали там множество людей (когда умирает человек, тотчас появляется множество желающих заработать на этом деле). Так часто бывает и в наше время: не успевает человек умереть, как родственников начинают атаковать представители разных похоронных бюро, навязывая свои услуги, или работники морга берут на себя организацию похорон, в том числе заочные отпевания, запрашивают за это немалые деньги, но покойник оказывается на кладбище не отпетым. Всегда, где смерть, там бизнес – черный, грязный. Так и в доме Иаира, уже собрались профессиональные плакальщики, которые умели петь печальные песни, «выжимать слезу». Эти слезы в буквальном смысле было принято собирать в специальные флакончики, чтобы показать силу своего горя, а потом, во время похорон, складывать в гроб.

В ожидании хорошей оплаты плакальщики очень старались, но пришел Христос и говорит: не плачьте; она не умерла, но спит. И эти плакальщики, которые только что слезы лили, смеялись над Ним, ведь они, возможно, уже получили аванс, и никакие чудеса в их планы не входили. Христос с ними не дискутирует, он просто выгоняет всех вон, берет с собой родителей девочки и трех учеников и входит в комнату, где лежит покойница. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! Встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть  (см. Лк. 8, 52-55). Господь говорит родителям, чтобы они накормили ребенка, дабы вывести их из состояния шока, вернуть их к ежедневным житейским заботам.

Мы видим, что для Христа нет ничего невозможного: Он повелевает стихией, изгоняет бесов, исцеляет и даже воскрешает людей, потому что Он – Бог, Творец этого мира, который пришел спасти людей от греха и смерти. Дочь Иаира воскресла, как и сын Наинской вдовы, как впоследствии воскреснет и четверодневный Лазарь. Но задача Христа не в воскрешении отдельных людей, а в том, чтобы дать нам победу над смертью вообще. Христос Воскрес и нас может воскресить для жизни вечной. То, грядущее наше воскресение во Христе будет не просто возвращением к земной жизни. Это иная форма бытия, следствие преодоления греха и смерти. Но чтобы это произошло, мы сами должны трудиться над преодолением греха в себе, только тогда мы сможем воскреснуть, но не так, как дочь Иаира, а как Христос. Аминь.

 

 

 


Исцеление Гадаринского бесноватого(проповедь)
О богаче и Лазаре (проповедь)
О Сеятеле (проповедь)

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (30.11.2019)
Просмотров: 92
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика