Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Жюбэ (Часть 2)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 30.04.2017, 17:39 | RSS
 
Форма входа


Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Жюбэ (Часть 2)

Автор: Е.Д. Шеко

Судя по немногочисленным сохранившимся жюбэ, в XII веке миряне могли воспринимать богослужение исключительно на слух. В монастырских храмах каменная преграда жюбэ наглухо перекрывала зону совершения таинств.

В приходских храмах преграда чаще была деревянной, но тоже практически глухой.

Хоры располагались на балконе жюбэ – чтобы лаикам было хоть что то слышно.

жюбэ XV в. в церкви аббатства de la Chaise-Dieu:

 

 

Внутри жюбэ был храм в храме – строго для клира. Только изнутри можно было наблюдать священнодействие в алтаре (если это не так, буду благодарна за комментарии, поскольку я только пытаюсь разобраться в этой теме).

Вид интерьера жюбэ Амьенского собора в XIX в.:

 

 

Интересная деталь – музыканты с духовым инструментом Serpent (змея): на картине Амьенского жюбэ их 2 (справа и слева).

На балкон преграды, где находились хоры, мог быть установлен и орган (чем активно пользовались в храмах эпохи Реформации), который, после упразднения жюбе и открытия алтарей, переместили на западную стену храма.

Бунт против жюбэ и закрытых алтарей входил в программные темы Реформации в XVI в.

Поэтому контрреформаторы решили играть на опережение, и на Тридентском соборе в первую очередь постановили сломать все жюбе и открыть алтари для мирян.

На картине современника Тридентского собора – Paolo Farinati изображено заседание этого собора в храме на фоне глухой деревянной стены жюбэ. Однако обратите внимание – участники заседания сидят лицом к алтарю и этой глухой стене! Перед ней – только члены президиума.

На иллюстрациях к истории Тридентского собора, сделанных столетием позже, никакого жюбэ нет и в помине!

Алтарь открыт, а участники собора сидят спиной к престолу. Президиум – в центре.

Получается так, что духовенство само уже легко игнорирует алтарь, хотя он не закрыт никакой стеной.

Но открытым, алтарь утратил свой статус почитаемой святыни(?)

В тех храмах, где жюбе сохранилось по каким-то неведомым причинам и после Тридентского собора, преграда стала использоваться только как балкон для хора. А престол выставили из алтаря – перед преградой жюбэ.

Как это видно, например, в соборе Мейсена:

 

 

В сельских храмах, где менталитет жителей требовал сохранения традиций, жюбэ приобрел вид решетчатого ограждения с балконом наверху. Соблюдалось требование открыть вид на престол, но преграда зрительно сохранялась. В этом виде жюбе напоминает иконостас, только без икон местного ряда.

Таких вариантов сохранилось много по всей западной Европе:

 

 

 

 

 

 

Еще одна функция, придуманная традиционалистами для сохранения хоть какой-то алтарной преграды – это идея триумфальной арки.

Например, ее видно на картине Fabio Borbottoni (конец XIX в.) c изображением интерьера флорентийского Дуомо:

Сейчас этот интерьер выглядит так:

Никакой триумфальной арки или алтарной преграды нет и в помине.

Но это уже результат II Ватикана.

Неужели Православную церковь ожидает та же участь, и с иконостасом будет покончено?

Произойти это может стремительно, ибо мы наступаем на уже проверенные грабли.

Доцент, зав. кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д. Шеко Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com

Начало статьи

Фото: Е.Д. Шеко


Проекты храмов будущегоПроекты храмов будущего
Автор: Екатерина Шеко
Статья заканчивается знаменательной фразой: "Ну а православному духовенству и прихожанам предстоит решить, к каким архитектурным новациям общество готово уже сегодня". Стало быть, если не готовы, то держитесь - ужо подготовим!
Пока духовенство и прихожане размышляют, портал Курск.com уже прямо пишет открытым текстом: "РПЦ внесёт современные черты в архитектуру храмов".

 


 

Формообразование ликовНесколько слов о «формообразовании» ликов
Автор: Екатерина Шеко
Что меня удивляет в наше смутное время, так это то, что обладание обширным и первоклассным фотоматериалом, возможность видеть все знаменитые памятники своими глазами (чего мы в советскую эпоху были совершенно лишены) не приводит (пока, быть может) к созданию произведений хотя бы среднего уровня (причем сами же "мастера" сетуют на деградацию).

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (05.01.2017) | Автор: Е.Д. Шеко
Просмотров: 227
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика