Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Жюбэ (Часть 2)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 18.04.2024, 18:33 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Жюбэ (Часть 2)

Автор: Е.Д. Шеко

Судя по немногочисленным сохранившимся жюбэ, в XII веке миряне могли воспринимать богослужение исключительно на слух. В монастырских храмах каменная преграда жюбэ наглухо перекрывала зону совершения таинств.

В приходских храмах преграда чаще была деревянной, но тоже практически глухой.

Хоры располагались на балконе жюбэ – чтобы лаикам было хоть что то слышно.

жюбэ XV в. в церкви аббатства de la Chaise-Dieu:

 

 

Внутри жюбэ был храм в храме – строго для клира. Только изнутри можно было наблюдать священнодействие в алтаре (если это не так, буду благодарна за комментарии, поскольку я только пытаюсь разобраться в этой теме).

Вид интерьера жюбэ Амьенского собора в XIX в.:

 

 

Интересная деталь – музыканты с духовым инструментом Serpent (змея): на картине Амьенского жюбэ их 2 (справа и слева).

На балкон преграды, где находились хоры, мог быть установлен и орган (чем активно пользовались в храмах эпохи Реформации), который, после упразднения жюбе и открытия алтарей, переместили на западную стену храма.

Бунт против жюбэ и закрытых алтарей входил в программные темы Реформации в XVI в.

Поэтому контрреформаторы решили играть на опережение, и на Тридентском соборе в первую очередь постановили сломать все жюбе и открыть алтари для мирян.

На картине современника Тридентского собора – Paolo Farinati изображено заседание этого собора в храме на фоне глухой деревянной стены жюбэ. Однако обратите внимание – участники заседания сидят лицом к алтарю и этой глухой стене! Перед ней – только члены президиума.

На иллюстрациях к истории Тридентского собора, сделанных столетием позже, никакого жюбэ нет и в помине!

Алтарь открыт, а участники собора сидят спиной к престолу. Президиум – в центре.

Получается так, что духовенство само уже легко игнорирует алтарь, хотя он не закрыт никакой стеной.

Но открытым, алтарь утратил свой статус почитаемой святыни(?)

В тех храмах, где жюбе сохранилось по каким-то неведомым причинам и после Тридентского собора, преграда стала использоваться только как балкон для хора. А престол выставили из алтаря – перед преградой жюбэ.

Как это видно, например, в соборе Мейсена:

 

 

В сельских храмах, где менталитет жителей требовал сохранения традиций, жюбэ приобрел вид решетчатого ограждения с балконом наверху. Соблюдалось требование открыть вид на престол, но преграда зрительно сохранялась. В этом виде жюбе напоминает иконостас, только без икон местного ряда.

Таких вариантов сохранилось много по всей западной Европе:

 

 

 

 

 

 

Еще одна функция, придуманная традиционалистами для сохранения хоть какой-то алтарной преграды – это идея триумфальной арки.

Например, ее видно на картине Fabio Borbottoni (конец XIX в.) c изображением интерьера флорентийского Дуомо:

Сейчас этот интерьер выглядит так:

Никакой триумфальной арки или алтарной преграды нет и в помине.

Но это уже результат II Ватикана.

Неужели Православную церковь ожидает та же участь, и с иконостасом будет покончено?

Произойти это может стремительно, ибо мы наступаем на уже проверенные грабли.

Доцент, зав. кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д. Шеко Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com

Начало статьи

Фото: Е.Д. Шеко


Проекты храмов будущегоПроекты храмов будущего
Автор: Екатерина Шеко
Статья заканчивается знаменательной фразой: "Ну а православному духовенству и прихожанам предстоит решить, к каким архитектурным новациям общество готово уже сегодня". Стало быть, если не готовы, то держитесь - ужо подготовим!
Пока духовенство и прихожане размышляют, портал Курск.com уже прямо пишет открытым текстом: "РПЦ внесёт современные черты в архитектуру храмов".

 


 

Формообразование ликовНесколько слов о «формообразовании» ликов
Автор: Екатерина Шеко
Что меня удивляет в наше смутное время, так это то, что обладание обширным и первоклассным фотоматериалом, возможность видеть все знаменитые памятники своими глазами (чего мы в советскую эпоху были совершенно лишены) не приводит (пока, быть может) к созданию произведений хотя бы среднего уровня (причем сами же "мастера" сетуют на деградацию).

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (05.01.2017) | Автор: Е.Д. Шеко
Просмотров: 1738
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика