Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Об именах
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 14.12.2024, 04:39 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Семь-я

Об именах

Автор: Ирина Филиппова

Сотворив человека по образу и подобию Своему, Господь дал человеку власть над всей природой. А в подтверждение этой власти человек получил право давать имена всем живым существам, населявшим землю. И все животные жили в мире и служили человеку. Однако, после грехопадения первых людей мир изменился, в него вошла смерть, а уклонение от добра породило такое понятие, как зло. Человек потерял первозданную власть над живой природой, но сохранил эту власть по отношению к своим детям. И эта власть, дарованная Богом, накладывает на родителей определенную ответственность перед Ним: какими будут наши дети, не вырастут ли они оторванными от Добра и Любви, имя которым - Господь.

Ирина Филиппова Об именах

Подсознательно эту ответственность чувствует, наверное, каждая мать. Когда ребенок появляется на свет - вспомните, сколько сомнений, терзаний зачастую испытывают родители, выбирая своему наследнику имя. То одно не нравится, то другое: это - слишком простовато (в последнее время популярен принцип: "Чем чуднее, тем моднее"), это - очень уж распространенное, это - не сочетается с фамилией или отчеством. При этом существует еще и куча суеверий: в честь умершего родственника не называть, чьим именем назовешь, ту судьбу и проживешь... Существуют даже своеобразные гороскопы имен, в которых пытаются объяснить зависимость характера человека от имени. Судя по таким книжкам, Татьяны - всегда прагматичны, Елены - добры, Михаилы - щедры и так далее. Очень удобно, и воспитывать ребенка не надо, все само собой срастется. Сразу вспоминаются слова из знаменитого "Капитана Врунгеля": "Как вы яхту назовете, так она и поплывет".

Еще одна крайность - тяготение к экзотике. Чего только не придумают наши "ответственные" родители, пользуясь Богом данным правом. Советское время породило целую плеяду многозначительных имен. Владилены, Октябрины, Ноябрины, Авроры, Кимы, Рэмы появлялись как грибы после дождя. С приходом демократии народ потянулся ко всему западному. И на русской почве стали возрастать Алины, Анжелики, Карины, Эдуарды, Артуры. Сейчас, правда, народ повернулся к родным, традиционным корням. Уже далеко не единичны случаи, когда детей называют: Прасковья, Пелагея, Гордей, Арсений, Афанасий, Степан. Именно таких имен было много 1-2 века назад, да и в первую половину советской эпохи.

Существует прекрасная, со всех сторон обоснованная традиция называть ребенка по святцам. И если следовать именно ей, то проблем станет меньше и с выбором имени, и с воспитанием, и в отношениях с Богом.

Имя - отражение личности

Беседа с настоятелем Успенской церкви г. Клина (на ул. Папивина), протоиереем Александром Горовским

- Батюшка, каждому человеку при рождении дается имя. Каков смысл этого действия с точки зрения Православной Церкви?

- Действительно, мы знаем, что в Православной традиции, как, впрочем, и во многих других, человеку при рождении дается не кличка, не название (как какому-нибудь предмету), а именно имя. Но в духовной основе Православия лежит Священное Писание, где четко обозначено понимание того, что имя может быть только у личности. Это видно в свете, допустим, Откровения Иоанна Богослова, где сказано о том, что после Второго Пришествия Христа каждому человеку будет наречено новое имя, которое отразит сущность его личности. Это и есть ключ к пониманию того, что такое имя. Сейчас имена нарекаются в честь святых людей при Таинстве Крещения. Таким образом, мы носим имя того человека, который уже прославлен Церковью, и он является нашим покровителем, нашим молитвенником и заступником.

- Есть мнение, что каждый раз называя человека по имени, мы призываем на него благословение его святого. А как быть тем людям, чьи имена искусственно созданы и являются лишь плодом воображения и прихоти родителей?

- Ни в том, ни в другом случае ничего магического не происходит. То, что было время, когда людям давали имена вне Православной Церкви - мы знаем, но ведь люди, которые давали эти имена, они и жили вне Церкви. Поэтому это скорее не имена, а названия, данные в честь какого-то события или человека. Но если человек обращается к Богу, к Церкви, становится христианином, то в Крещении его нарекают новым именем согласно Православной традиции.

- Батюшка, в последнее время существует мода на имена. Все чаще людей называют иностранными именами. Что бы Вы посоветовали человеку, который стремится назвать своего ребенка как-то по-особенному?

- Тут надо понять: либо человек ощущает себя в лоне Православной Церкви и не хочет отрывать себя от нее, и дело не просто в традиции называть всех, например, Мариями да Иванами, либо он чужд Православию, и тогда ему чужими становятся и православные имена, и он назовет своего ребенка как угодно, по своему желанию. Православие - это ведь образ жизни. Часто приходят люди советоваться, как правильно назвать ребенка, смотрят календарь, святцы.

- А как быть тем, кого родители назвали одним именем, неправославным, а после Крещения они получил другие? Как им называться в жизни среди родных, друзей?

- Вспомним, ведь когда человек принимает монашество, то ему нарекается новое имя. Это означает, что человек оставил мирскую жизнь и полностью отдал себя в руки Божии. Существует граница, отделяющая нас от прошлой жизни. Так и в Крещении. Человек был не христианином, а становится членом Церкви, у него начинается новая жизнь с новым именем. Конечно, Ваш вопрос касается состояния, в первую очередь, взрослого человека. И тут подход должен быть сугубо индивидуальным, в зависимости от того, насколько его понятия, сила духа, сила веры соответствуют желанию жить по-новому. Кто-то может оставить себе в миру старое имя, а в Церкви, при совершении Таинств и в среде своих собратьев во Христе называться новым. А кто-то употребляет силу воли и духа и объявляет всем, что у него новое имя.

- Но ведь бывают случаи, когда человека крестили давно, а данных о его святом имени не сохранилось…

- В Древней Церкви, например, было так. Какой-нибудь язычник, соответственно с языческим именем, вдруг достаточно скоро принимает Крещение. При этом он остается со своим языческим именем, погибая мученической смертью за Христа. И мы называем этого человека святым, хотя имя его языческое. Такое встречается очень часто. А обычай давать имя в честь святого появился не сразу.

Церковь освящает и преображает тот мир, в котором Она живет. Как это понять? Возьмем, к примеру, театр. Сам по себе он нейтрален, но если его одухотворить, он станет христианским и послужит на пользу людям и во славу Божию. И наоборот, он может быть совершенно безобразным, и культивировать низменные чувства. То же можно сказать и применительно к имени. В этой связи можно вспомнить примеры равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, которые в святцах сохранили именно свои языческие имена, несмотря на то, что были крещены другими.

Если неизвестно христианское имя человека или есть необходимость переменить имя, то новое имя человеку нарекается во время исповеди: читается разрешительная молитва с новым христианским именем.

- Батюшка, что Вы посоветуете родителям, у которых недавно родился ребенок, по поводу выбора имени?

- Если родители верующие, то обычно они имеют духовный опыт близости к какому-то святому. Поэтому можно назвать ребенка его именем, зная и особо почитая этого святого. Это правило, изнутри рождаемое. Есть и другой вариант - назвать младенца действительно по святцам, именем святого, чья память совершается либо в день рождения, либо в непосредственной близости от него.

Фото: Валентин Макаров

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (26.11.2008) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 3805
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz