Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О воспитании целомудрия у детей
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 13:56 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Семь-я

О воспитании целомудрия у детей

Беседовала Елена Кислова

Тема эта очень обширна. Советы священников и православных психологов можно найти и в печатных изданиях, и в интернете. Сегодня на вопросы, связанные с воспитанием целомудрия у детей отвечает клирик Скорбященской церкви г. Клина, отец троих детей, диакон Иоанн Иванов.

- Отец диакон, что Церковь вкладывает в понятие целомудрия?

- Целомудрие – двусоставное слово, как нам подсказывает русский язык. И поэтому логично разобрать по смыслу. – Слово это имеет два корня: «цел» (цельность) и «мудрие». Речь тут идет о духовной цельности личности и о мудрости, которая является не накопленным багажом знаний, не интеллектом, а правильным умонастроением человека, которое мотивирует его действия.

Целомудренный человек – тот, кто умеет или учится направлять свои мысли и движения для сохранения своей духовной цельности.

- А как в детях воспитать эти качества, чтобы целомудрие было с ними на протяжении всей жизни?

- Однажды в метро я увидел очень забавный слоган «Мудрость – это не морщины, мудрость – это извилины». Поэтому нельзя требовать от ребенка философской мудрости в 5, 7, 12, 18 лет. Но, тем не менее, как и взросление организма, так и взросление своей души, оно уместно с самого зачаточного состояния, когда ребеночек растет в животике у мамы, когда он несмышленый находится на руках, когда делает первые шаги, когда пытается отвечать на сложные вопросы и когда уже сталкивается с подростковыми изменениями, вводящими его во взрослую жизнь. Поэтому, целомудрию должны в первую очередь научить родители своим примером, своей жизнью и своим словом.

- То есть Вы считаете, что родители должны объяснять все. Ребенок о сексуальном воспитании должен узнать непосредственно от них, а не как сейчас принято, где-то в школе, у друзей? Все-таки родители должны просвещать детей в этой теме?

- Сексуальное просвещение – это припарка для мертвого, это последнее, на что способен человек. Инстинкт, данный Богом, отнюдь неплох и он способствует укреплению взаимоотношений между двумя любящими и созданию семьи. Но это лишь финальная часть того, что должно происходить между людьми, перед этим стоит большая предыстория. Так и в сексуальном просвещении каждого ребенка. Если он до трех лет, а это время складывания характера, не научился на примере своих родителей благодарить маму за вкусно приготовленную кашу и ни в коем случае не относиться скверно к женскому или мужскому полу на примере действий отца, то это и есть фундамент сексуального воспитания ребенка, это и есть основа целомудрия для будущего развития личности.

- Что делать чистым юноше и девушке, у которых возникает сексуальное влечение друг к другу?

– Позволю себе привести слова святых отцов. «Усердно молись Господу, чтобы даровал тебе дух совершенного целомудрия, чтобы и в ночных мечтаниях тебе убегать от козней лукавого» (прп. Ефрем Сирин). «Сохраняя телесное целомудрие, не любодействуй душевно» (свт. Григорий Богослов). «Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями» (свт. Иоанн Златоуст).

Если подросток с самого детства учится на примере родителей выбирать правильные мысли, которые руководят его жизнью, то и действия будут целомудренными.

Наверное, может возникнуть вопрос: каким образом человек может быть целомудренным или цельным в своих помыслах и действиях? Думаю, что правильнее обратиться к замыслу нашего Творца, Который и замыслил нас как личностей цельных. Поэтому потребуется прочитать каждому, кто этим интересуется, первые три главы книги Бытия, это первая книга Библии. Человек назван там в единственном числе, но состоит из двух частей: одна часть – мужское начало с именем Адам, вторая часть – женское начало с именем Ева. Поэтому по замыслу нашего Бога и Творца цельность человека – это соединение двух начал, двух половинок в единое целое. Только так мы можем разрушить свое пространство эгоистического комфорта и только так мы учимся жертвенной любви.

- Как детям объяснить, откуда появляются дети? Потому что у каждого ребенка в возрасте 5–7 лет возникает вопрос: «Мама, а как я появился?» Стоит ли рассказывать об аистах, о капусте?

– Я в своей семье тоже сталкивался с этим, поэтому могу поделиться опытом. Никогда не врите ребенку. Это не значит, что вы должны раскрывать энциклопедию по анатомии, что еще рановато для несозревшего человечка. Но и врать нельзя – это главное условие, поэтому все варианты про аистов нужно сразу отбросить. Объяснить: дети берутся из животика у мамы. И ребенку, который до 10 лет 80% информации получает зрительно, это понятно. Сначала у мамы живот становится больше, она меняет одежду, потом вдруг выясняется, что у неё в животике живой человечек, который даже топает ножкой, и это можно почувствовать. Этого достаточно, чтобы ответить на вопрос пятилетнего ребенка. Ну а дальше дети растут, исследуют свой организм, черпают со всех сторон информацию. Для человека, у которого мировоззрение связано с Богом, для которого существуют религиозные представления о назначении человека, можно воспользоваться еще и словом «чудо». Вспомните, сколько семейных пар, по медицинским показателям абсолютно здоровых, не могут зачать ребенка. И наоборот: врачи говорят о бесплодии, а ребенок рождается естественным путем. Поэтому для ребенка и этот ответ будет удовлетворителен и честен.

– Отец диакон, Вы преподаете в старших классах православной гимназии. У подростков в этом возрасте самый пик полового созревания. Удается ли «гасить» эти всплески гормонов?

– Дети в православной гимназии ничем не отличаются от других детей, старшеклассники действительно подчас «переполнены гормонами». Но у наших учеников есть фундамент целомудрия, или хотя бы он намечен курсивом: кто мною будет управлять – альфа-самец или самка, которых я с трудом подавляю, потому что они, как резвый скакун, несут меня к пропасти, или же мои представления о смысле моей жизни? Поэтому в православной гимназии мы стараемся через молитву, богослужение, изучение Священного Писания воспитывать целомудренных девушек и юношей. И все же инстинкты никуда не денешь. В 15–16 лет хочется попробовать всё. И тут может помочь правильная физическая и умственная нагрузка: чтение хороших книг, спорт и полезный труд.

- Как Вы считаете, способствует ли разрушению целостности и целомудрия видеоигры, компьютерные игры, игры в телефоне, т.к. нынешняя молодежь постоянно сидит в гаджетах и это на самом деле очень плачевно?

- С 5 класса мы все знаем, что первобытный человек изобрел палку-копалку. Скажите, пожалуйста, она ему была полезна или вредна?

- Полезна.

- Или вредна. Вы никогда не дрались с мальчиками?

- Дралась.

- Так палка-копалка полезная или вредная?

- А это вопрос двусторонний.

- Поэтому любой инструмент, который человек себе придумывает, он двусторонний. И этот вопрос связан, как Вы понимаете, с нашей темой целомудрия. И если я заглядываю в замочную скважину и вижу окровавленный нож в руке человека. Первая мысль?

- Что это убийца.

- Вторая мысль?

- Может, он сам порезался.

- Или это скальпель в руке хирурга… Я открываю дверь и вижу, как огромная команда, во главе со старшим оперирующим, спасает человеческую жизнь. Поэтому все, что придумано творческой личностью, служит инструментом для большего развития. Интернет-ресурсы, гаджеты и все, что нам дает прогресс – это такой же инструмент, но в другом времени и другом пространстве. Поэтому, через умное наблюдение и собственный пример, мы можем научить своего ребенка пользоваться этим инструментом.

 


 

Не расплескать чашу любви!
Когда друг к другу влечет любовь…

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Семь-я | Добавил: Pravklin (26.11.2018) | Автор: Елена Кислова
Просмотров: 1864 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 ninafarz382  
0
Хорошая статья спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика