Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Даосизм: от теософских мифов к реальности. Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 26.06.2025, 16:35 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Осторожно: секты

Даосизм: от теософских мифов к реальности. Часть 1

Автор: Виталий Питанов

Даосизм от теософских мифов к реальности

Виталий Питанов

Не раз в наших работах мы говорили о мифе, бытующем среди последователей различных оккультных доктрин, - мифе о духовном единстве всех религий, распознать которое якобы не позволяет лишь невежество христиан. Как уже неоднократно отмечалось, миф о духовном единстве религий особенно активно насаждается сторонниками т.н. нетрадиционной духовности, в основном оккультной. Например, Елена Рерих писала: "Тех, кто может считать своим Учителем только Христа, будем приветствовать так же, как и других, следующих за Лао-Цзы, Конфуцием, Буддою, Кришною, Зороастром, Майтрейей"1. Теософы утверждают, что все мировые религии изначально учили об одном и том же Боге, который в "Тайной Доктрине" Е.П. Блаватской назван Парабрамой2: "Дух, сущность которого вечна, едина и самосуща, выявляет чистый эфирный Свет - двоякий свет, неуловимый элементарными чувствами - согласно Пуранам, Библии, Сефер Иецире, греческим и латинским Гимнам, Книге Гермеса, халдейской Книге Чисел, эзотеризму Лао-Цзы и всем прочим"3. Как легко заметить, одним из учений, которые перечисляются через запятую с христианством, является учение Лао Цзы, т.е. даосизм. Мы приглашаем читателей вместе с нами познакомиться с даосизмом поближе, чтобы решить для себя вопрос: совместим ли даосизм с христианством, а также можно ли говорить о доктринальном единстве даосизма с другими религиями, в том числе с самой теософией.

В современном мире традиционный даосизм (не путать с теософскими фантазиями на тему даосизма, которые к традиционному даосизму имеют не большее отношение, чем чукчи к Африке) распространен, главным образом, среди китайцев, также он популярен на Тайване и в Гонконге4. Родиной даосизма является Китай, где более двух с половиной тысяч лет тому назад5 даосское учение выделилось из шаманских верований царств Чу, Ци и Янь6. Примерно в середине I тыс. до Р.Х. даосизм начал приобретать черты отдельного религиозного учения. Завершение формирования даосского пантеона осуществилось только к XII веку от Р.Х.7

Основание даосизма традиционно приписывается западными учеными китайскому мудрецу Лао-Цзы, но, как пишет известный российский исследователь даосизма Е.А. Торчинов, "…сами даосы не связывали появление своей религии с какой-либо конкретной исторической или квазиисторической личностью"8. Лао-Цзы (кит. "престарелый мудрец", "престарелый младенец")9 приписывается авторство философского трактата "Дао дэ цзин". Принято считать, что Лао-Цзы жил в VI веке до Р.Х. в царстве Чу и служил хранителем библиотеки царства Чжоу, где встречался со своим современником Конфуцием. Лао-Цзы много путешествовал и, как гласят легенды, на одной из границ между китайскими царствами, по просьбе начальника пограничной заставы Инь Си, записал свое учение, благодаря чему на свет появилась книга "Дао дэ цзин". Позже личность Лао-Цзы была мифологизирована, он стал считаться воплощением дао10, существовавшим изначально, далее Лао-Цзы начинает почитаться как высшее даосское божество.

Современный даосизм признает Лао-Цзы не только воплощенным дао, но и источником всех форм даосского откровения11. Немало ученых сомневается в том, что Лао-Цзы когда-либо существовал на свете. В качестве аргумента, подтверждающего эту точку зрения, приводится тот факт, что само имя "Лао-Цзы" представляет собой не столько имя человека, сколько вежливое обращение12. Помимо того, если бы Лао-Цзы и существовал как историческая личность, исследования современных ученых показывают, что книга "Дао дэ цзин" была написана около III века до Р.Х. и, следовательно, не могла иметь к Лао-Цзы никакого отношения13. Ни один из текстов, написанных до III века до Р.Х., не упоминает и не цитирует "Дао дэ цзин", помимо того лингвистические особенности языка "Дао дэ цзин" не говорят в пользу гипотезы раннего происхождения этой книги14.

Сам текст книги "Дао дэ цзин" сравнительно невелик, он состоит из 5000 иероглифов15. Несмотря на то, что это произведение пользуется среди последователей даосизма большим уважением, оно никогда не играло в даосизме такой же роли, как Библия в христианстве или Коран в исламе16. Наряду с "Дао дэ цзин" в даосизме присутствует огромное число текстов, которые пользуются не меньшим уважением и авторитетом. Например, очень популярна "Чжуан-цзы"17. В целом, как пишет Е.А. Торчинов, свои истоки даосская мысль черпала "…в психопрактической деятельности даосизма"18. Поэтому "Дао дэ цзин", по сути, представляет собой не столько философский трактат, сколько выражение мистического даосского опыта, приобретенного даосами во время практики медитаций и других трансовых методик19. "Дао дэ цзин" имеет сакральный характер и активно используется в магических ритуалах, которые, как считается, должны способствовать обретению бессмертия20. Что же представляет собой духовная жизнь даосов?

Е.А. Торчинов пишет: "…практика внутреннего делания - прежде всего созерцания и визуализации вкупе с дыхательными упражнениями - образует стержень даосизма"21. Характер этих практик можно охарактеризовать как оккультно-магический22. Духовная жизнь даосов включает в себя медитации, визуализации, гимнастику, дыхательные упражнения и сексуальную практику23. Визуализации и медитации запрещены в Православии, так как ведут к ложному духовному состоянию, которое в Православии называется прелестью24. О сексуальных практиках Торчинов говорит, что даосы отказались от них еще во времена эпохи Мин (1338-1644 гг.)25, но с описанием одной из психотехник, направленных на восстановление жизненности даоса, любой желающий может познакомиться, например, читая даосскую книгу Лю Гуань Юй "Даоская Йога", рекомендованную современным последователям даосизма (заранее приносим свои извинения читателям за то, что вынуждены знакомить их с текстами подобного содержания): "Старые люди, импотенты, могут применять искусственные меры (например, мастурбацию) для поднятия пениса. Как только пенис поднимется, вдохните свежий воздух… Поднятие пениса питает внутренний Огонь в печи, который преобразует воспроизводящую жидкость, получаемую от переваривания пищи, в отрицательную воспроизводящую силу, идущую на укрепление тела и оживления Духовности, удлиняя этим нить жизни. Люди старого и среднего возраста не могут практиковать алхимию без поднятия пениса"26. Как пишут теософы, "этика у нас (теософов. - В.П.) есть, и достаточно ясная для всех, кто бы захотел ей следовать. Это суть или сливки мировой этики, собранные из учений всех великих реформаторов мира. Потому вы обнаружите в ней идеи Конфуция и Зороастра, Лао-цзы и Бхагавад-гиты, заповеди Гаутамы Будды и Иисуса из Назарета, Гиллеля и его школы, равно как и Пифагора, Сократа, Платона и их школ"27. Возможно, эзотерикам, полагающим, что духовные основы всех религий едины, и расписывающимся в заимствовании этических идей в том числе и из учения Лао-Цзы, близок даосский метод развития духовности через описанные выше действия, но христиане никогда не согласятся быть частью этого "единства", так как малакию христианство считает смертным грехом: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9-10). Заметим здесь, что именно на почве даосизма родилась китайская "Кама-сутра", названная "Дао любви"28. Представить себе вариант христианской "Кама-сутры" невозможно: христианство призывает к целомудрию и нравственной чистоте и не допускает никаких заигрываний с сексуальной сферой.

©Питанов В.Ю.

Продолжение статьи


Рерихи против православных святых. Часть 1
Рерихи против православных святых. Часть 2

Литература
1 Письма Елены Рерих, 1929-1939. Минск. Лотаць. 1999. Т.2. С.376. Письмо от 31.07.37.
2 См.: Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов http://apologet.orthodox.ru/
3 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. М., КМП Сирин. 1993. Т.2 (3). С.50.
4 Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.142.
5 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.74.
6 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.218.
7 Там же. С.359.
8 Там же. С.218.
9 Фролов И.Т. Философский словарь. М., Республика. 2001. С.280.
10 Подробнее о дао мы поговорим ниже.
11 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.170.
12 Краткий путеводитель по мировым религиям / Кент Кедл, Дин К. Халверзон. Даосизм. СПб., 2000. С.78.
13 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С.221.
14 Там же. С.222.
15 Там же. С.223.
16 Там же. С.219.
17 Там же. С.230.
18 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.160.
19 Там же. С.160-161.
20 Там же. С.167.
21 Там же. С.166.
22 Там же. С.171.
23 Там же. С.164-165.
24 См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Часть1. http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-834 Часть 2. http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-835
25 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика; Петербургское Востоковедение. 2005. С.166.
26 Даоская йога. Лю Гуань Юй. Секреты китайской медитации. Даоская Йога. Брахман Чаттерджи. Сокровенная философия Индии. Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Шри Шивананда Свами. Концентрация и медитация. Кундалини Йога. / Лю Гуань Юй. Даоская Йога. Бишкек. МП "Одиссей". 1993.С.191-192.
27 См.: Блаватская Е.П. Ключ к теософии. http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm
28 Жолань Чжан. Дао любви. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/jolan/ogl.shtml


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: Pravklin (03.02.2011) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 7539 | Комментарии: 27
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2025 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz