Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Великая война в судьбе Александра Блока. Часть 3
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 18.04.2024, 08:11 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Великая война в судьбе Александра Блока. Часть 3

Автор: Юрий Большаков

1918 год

Одним из ближайших друзей поэта в первые послереволюционные годы становится критик и публицист левоэсеровской ориентации Иванов-Разумник (псевдоним Разумника Васильевича Иванова, 1878-1946). Редакция левоэсеровской газеты "Знамя труда" помещалась на Галерной улице, литературным отделом ее заведовал Иванов-Разумник, до ее закрытия Блок публиковал там все свои новые произведения. Сотрудничество с этой газетой позволило некоторым современникам отождествлять позицию Блока с позицией левых эсеров.

В начале января Блок стал работать над статьей "Интеллигенция и Революция" - в момент открытия Учредительного собрания (решено было его созвать и провести). Но 18 января 1918 года III Всероссийский съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного собрания. 19 января статья Блока была опубликована в газете "Знамя Труда". В этой статье Блок снова говорит о затянувшейся войне, как о "европейской бойне", основываясь на своих впечатлениях от военной службы. Цитата из этого произведения: "Что такое война?" - представлена на выставке. И здесь же поэт пророчествует о том, что "размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…" У части русской интеллигенции появилось ощущение, что мировая война превратится в мировую революцию и вскоре прекратится сама собой. Партия большевиков рассматривала Россию как плацдарм для мировой социалистической революции, как базу для превращения "империалистической" войны во всеобщую гражданскую войну и, в перспективе, построения бесклассового коммунистического общества как в России, так и в Европе.

С таким убеждением прибыл в Брест-Литовск для заключения мира от имени Советского правительства Л.Д. Троцкий. Мирного договора он не подписал, а выдвинул лозунг: "Ни мира, ни войны, а армию распустить". 3 марта 1918 года в газете "Знамя труда" появилась и первая публикация блоковской поэмы "Двенадцать", где тоже была высказана идея мировой революции: "Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем,/ Мировой пожар в крови - Господи, благослови". Предчувствия скорой мировой революции не обманули ожидания советских руководителей. Революции действительно начались в Германии, Австро-Венгрии, Турции. Но они были лишь следствием распада империй и неизбежным этапом в образовании новых государств. И мир с Германией все равно пришлось заключить. 3 марта 1918 года был подписан Брестский договор, означающий выход России из Первой мировой войны. В конце ноября 1920 года Блок одному из своих собеседников сказал: "Двенадцать", какие бы они ни были, - это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью".

Вслед за "Двенадцатью" Блок пишет большое стихотворение "Скифы". Поэт решил поддержать новое литературное объединение писателей и поэтов, самоназванием которых стало заглавие издававшегося ими сборника "Скифы". В Петрограде вышли два выпуска сборника в 1917 и 1918 гг. без участия Блока, пока тот был на военной службе, а стихотворение "Скифы" должно было открывать третий, неосуществленный выпуск одноименного альманаха. Современники улавливали в этом стихотворении острый политический смысл как отклик на переговоры о сепаратном мире с Германией, которые тогда вели большевики в Брест-Литовске. "Скифы" вышли в печати 20 февраля по старому, 7 февраля по новому стилю; в день, когда Совнарком объявил о своей готовности ратифицировать мир, левые эсеры ушли из правительства в виде протеста.

Блок не сочувствовал протесту левых эсеров. Он был убежден в том, что нужен мир. "Скифы" - не протест против подписания Брест-Литовского мира, а наоборот, проклятие войне, призыв к миру. Немцы, обрадовавшись несопротивлению, продолжали идти вглубь России, на Петроград. 21 февраля добровольцы откликнулись на ленинское воззвание "Социалистическое отечество в опасности!" Боевые дружины, ставшие ядром Красной армии, остановили немцев под Псковом. Именно в этой ситуации и прозвучали слова Блока, обращенные к Европе: "Придите к нам! От ужасов войны/ Придите в мирные объятья! /Пока не поздно - старый меч в ножны,/ Товарищи! Мы станем - братья!"

Блок воспринимал "Скифов" как обращение, способное оказать влияние на ход событий. Кроме отражения конкретной политической ситуации, в "Скифах" проявились и новые тенденции в русской общественной мысли - идеология "скифства", своего рода синтез славянофильства и западничества. Не последнюю роль в истории его восприятия сыграл эпиграф из стихотворения Владимира Соловьева "Панмонголизм" (1894): "Панмонголизм! Хоть имя дико,/ Но нам ласкает слух оно…" Именно вопрос о миссии России в новых исторических условиях был поднят поэтом в "Скифах", и современникам он казался наиболее важным: "Для вас - века. Для нас - единый час./ Мы, как послушные холопы,/ Держали щит меж двух враждебных рас/ - Монголов и Европы!"

Призыв поэта к народам Европы - закончить войну - был услышан. "Скифы" были напечатаны во многих зарубежных изданиях и переведены на европейские языки, звучали в залах и на площадях.

"К 1918 году вернулся с фронта Франц Феликсович и стал служить в двух учреждениях, где получал не только жалованье, но и пайки. В марте того же года поэт узнал о смерти своей сестры Ангелины. Ангелина служила сестрой милосердия в новгородском лазарете. Обязанности свои она выполняла с редким самоотвержением… Ее памяти Александр Александрович посвятил сборник стихов "Ямбы".

1919 год

15 февраля 1919 года Блок был арестован петроградской ЧК и в течении полутора суток пробыл за решеткой в доме заключения на Гороховой улице. Блок был обвинен в связи с левыми эсерами и подвергнут допросу. О ночи, проведенной в камере, поведал в своих воспоминаниях Аарон Захарович Штейнберг, товарищ Блока по Вольной философской ассоциации (Вольфила). 17 февраля в результате хлопот М.Ф. Андреевой и А.В. Луначарского Блок был освобожден.

Первая мировая война не закончилась Брестским миром. Война продолжалась еще полтора года и закончилась в Париже 28 июня 1919 года подписанием Версальского мирного договора, официально завершившего Первую мировую войну (1914-1918). В результате политических интриг Россия не вошла ни в число победителей, ни в число побежденных.

Торжественное празднование победы в Первой мировой войне было отмечено военным парадом 14 июня 1919 года в Париже на Елисейских полях. В нем приняли участие представители всех стран, участвовавших в войне, - итальянцы, англичане, американцы, канадцы, румыны, сербы, поляки, алжирцы и другие. Долгое время считалось, что на параде победы русских солдат не было, но это не совсем так.

На протяжении всей войны в составе французской армии сражались русские воины. Русскую армию на параде победы представлял Русский Экспедиционный корпус (с 30 сентября 1918 - "Легион чести"), который пронес русский флаг под Триумфальной аркой. В то время, когда Европа отмечала победу в мировой войне, в России в соответствии с тактическими планами партии большевиков разворачивалась другая война - гражданская. Гражданская война продолжалась еще четыре года до 1922 г. и завершилась установлением Советской власти на большей части территории бывшей Российской империи.

Одной из главных причин, позволившей большевикам совершить государственный переворот, а затем быстро захватить власть во многих областях и городах Российской империи, были расквартированные по всей России многочисленные запасные батальоны, не желавшие идти на фронт. Именно обещание Лениным немедленного прекращения войны с Германией предопределило переход разложившейся русской армии на сторону большевиков, что и обеспечило им последующую победу.

Октябрьская революция внесла серьезные изменения в жизнь Блока. После публикации статьи "Интеллигенция и революция" и поэмы "Двенадцать" изменился даже узкий круг друзей: Мережковские оказались инициаторами бойкота, к которому присоединиись Владимир Пяст, Федор Сологуб (Тетерников) с Александрой Чеботаревской, критик Юлий Айхенвальд, поэт Вадим Шершеневич. Публикация этих произведений стала водоразделом между дореволюционной и послереволюционной жизнью поэта.

1920 год

В семье Александра Блока Первая мировая война закончилась в январе 1920 года. Лютой зимой семья хоронила героя войны, генерала Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттух. "В конце января скончался от последствий воспаления легких Франц Феликсович. Блок своими руками уложил его в гроб, украсив крышку из позумента. Обстановка похорон самая простая: по тогдашним условиям можно нанять только убогие дроги, на которые поставили гроб с тем, чтобы везти его на Смоленское кладбище В день похорон стоял трескучий мороз".

В годы гражданской войны Блок работал в бесчисленных секциях и коллегиях Петрограда. Летом 1920 года Блок согласился стать во главе Петроградского отделения Союза поэтов. Это был последний председательский пост Блока.

Военный министр послевоенной Англии Уинстон Спенсер Черчилль в своих воспоминаниях "Мировой кризис" (часть 1, 1911-1914 гг.) дал оценку участия России в мировой войне: "Ни к одной стране судьба не была так жестока, как к России. Ее корабль пошел ко дну, когда гавань уже была близка. Она пережила бурю, когда все обрушилось, все жертвы были принесены, самая тяжелая работа сделана. Даже отступления закончены, снарядный голод побежден, вооружения притекали широкими потоками. Сильная, многочисленная армия прочно удерживала огромный фронт. В тылу в избытке имелись резервы. Алексеев руководил армией, Колчак - флотом. Никаких трудных действий уже не требовалось, только оставаться на посту, тяжелым грузом давить на широко растянутые германские линии, удерживать, не проявляя особой активной слабеющей силы противника на всем фронте. Одним словом держать - вот и все, что стояло между Россией и плодами общей победы"…

Ю.П. Большаков

1 часть статьи
2 часть статьи



Собор новомучеников и исповедников КлинскихЖизнь во имя Христа
Автор: Ирина Филиппова
По данным Клинского общества жертв политических репрессий, за период после октябрьского переворота 1917 г. среди репрессированных было 840 человек уроженцев и жителей Клина и Клинского района. Из них - 39 священно- и церковнослужителей и 48 монахинь, пострадавших за веру Христову.
С игуменом Тихоном (Полянским), настоятелем Троицкой церкви с. Захарово беседует Ирина Филиппова.



Изъятие церковных ценностей в Московской губернииИзъятие церковных ценностей в Московской губернии. Часть 1
Автор: Е. А. Газов
Изымать ценности из храмов советская власть начала задолго до 1922 г., но голод 1921 г. дал повод к тотальной экспроприации церковных богатств. С января 1922 г. - как в секретных документах советских и партийных руководителей, так и в газетах все чаще стал обсуждаться вопрос об использовании церковного имущества на помощь голодающим. Газеты выполняли указание большевистских вождей морально "подготовить" население к принятию властью решения об изъятии ценностей. Любые действия Церкви по помощи голодающим на страницах газет замалчивались, извращались, сопровождались глумливыми клеветническими комментариями. О том, что церковный комитет помощи голодающим был разогнан властями еще в августе 1921 г., клеветники не говорили ни слова.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (10.11.2014) | Автор: Юрий Большаков
Просмотров: 2483
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика