Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О композиторе А.В. Александрове
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 16:13 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

О композиторе А.В. Александрове

Автор: диакон Анатолий Трушин

Александр Васильевич Александров вошел в историю церковного и советского музыкального искусства главным образом как автор неоспоримо прекрасных, неповторимо оригинальных песен, а также как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии. Александр Васильевич - автор гимна СССР, а теперь его музыка является и гимном Российской Федерации.

Александров писал произведения и в других музыкальных жанрах: две оперы, симфония, симфоническая поэма "Смерть и жизнь", соната для скрипки и фортепиано, но его любимым жанром была песня. "Песня, - утверждал композитор, - начало начал музыкального творчества". Песня продолжает быть самой любимой, массовой, наиболее доступной формой музыкального искусства. Подтверждением этому являются 81 оригинальная песня и свыше 70-ти обработок русских народных песен.

Александр Васильевич родился 13 апреля в селе Плахино Рязанской губернии, в крестьянской семье. Имея от природы красивый и звучный голос, а также благодаря абсолютному слуху, Александров постоянно приглашался петь в местном храме и на народных гуляниях, праздниках. В 1892 году, по ходатайству своего родственника, певчего одного из петербургских церковных хоров, он становится певчим в Казанском соборе, а спустя некоторое время поступает в Придворную певческую капеллу. Там, под руководством выдающегося хорового дирижера Александра Архангельского, юноша постигает тонкости вокального искусства и регентское дело. Но Александрова увлекала не только хоровая музыка. Он постоянно посещал симфонические и камерные концерты, оперные спектакли.

С 1900 года Александров становится студентом Петербургской консерватории по классу композиции А. Глазунова и А. Лядова, но из-за материальной нужды и в связи с ухудшением здоровья прерывает учебу и переезжает в Бологое. Работает регентом соборного хора, а также педагогом по музыке в железнодорожном и техническом училищах. Вскоре восстанавливается в консерватории, однако в связи с революционными событиями 1905 г. и участием в студенческих волнениях первое высшее образование Александрова осталось неоконченным. С 1906 г. трудится в Твери регентом архиерейского хора в Спасо-Преображенском соборе. Именно здесь и с этого года будущий знаменитый автор гимна Советского Союза и песни "Священная война" начинает свой творческий путь. Он также ведет хоры в семинарии, педагогическом институте, ряде других учебных заведений, организовывает и возглавляет музыкальную школу. В это время им написаны симфония и симфоническая поэма "Смерть и жизнь".

Лишь в 1909 году Александров смог продолжить обучение - он поступил в Московскую консерваторию сразу по двум направлениям - по композиции (класс профессора С. Василенко) и вокалу (класс У. Мазетти). В качестве дипломной работы по сочинению он представил одноактную оперу "Русалка" по А. Пушкину и был удостоен за нее Большой серебряной медали. Экзаменаторы в лице известных композиторов, таких как С.И. Танеев, М.М. Ипполитов-Иванов и Н.Д. Кашкин, высоко оценили деятельность Александра Васильевича. Одновременно в эти годы он являлся регентом в храме Христа Спасителя, но опять же недолго: после того, как произошла революция, храм был разрушен, и опять Александров остался без работы.

В 1918 году Александрова приглашают в Московскую консерваторию, на сей раз - в качестве преподавателя по музыкально-теоретическим дисциплинам. Четырехлетняя педагогическая деятельность не прошла для него даром: по рекомендации профессоров консерватории, Александра Васильевича утверждают в звании профессора Московской консерватории. Помимо музыкально-теоретических дисциплин, он начинает преподавать дирижерское мастерство и ведет специальный хоровой класс, которому уделяет особое внимание. Параллельно он работает хормейстером в ряде московских театров.

В 1928 году Александр Васильевич из членов красноармейской самодеятельности организовал Ансамбль песни и пляски Советской армии. Александров решает оставить академию и организовать свой хор. Но эта идея не сразу пришла ему в голову. Началось с того, что 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец под руководством Александра Васильевича подготовили своеобразное песенно-танцевальное представление. 10 октября 1928 года они выступили в Центральном доме Красной армии перед военными начальниками страны. После этого Александров задумался о сохранении группы, более того - начал искать кадры по стране.

Для ансамбля писали музыку все известные современные композиторы, в том числе и участники ансамбля. С первых дней существования, коллектив ансамбля поставил перед собой цель воспитать в красноармейской молодежи глубочайшее уважение к славному прошлому нашей армии, желание развивать её боевые традиции. Ансамбль сразу стал широко известен, прежде всего, благодаря музыкальным композициям, посвящённым гражданской войне.

А. Александров обработал народную песню "По долинам и по взгорьям". Большую известность получили его произведения "Кантата о Сталине", "Песня о Сталине", "Песня о военном комиссаре", "Гимн партии большевиков". Ансамблем Александров руководил 18 лет до своей смерти; после же его смерти ансамбль принимает сын Александрова Борис и называет его именем Александрова. Ансамбль Александрова приглашали в разные концы России: ведь жизнь в стране не была легкой, а песни, исполняемые ансамблем, помогали людям забывать о её тяготах.

Как руководитель ансамбля, Александров привлек к работе и воспитал целую плеяду талантливых вокалистов, в числе которых прославленные солисты, впоследствии - народные артисты СССР: Е. М. Беляев и А. Т. Сергеев, народные и заслуженные артисты РСФСР: И. С. Букреев, Г. П. Виноградов, Г. И. Бабаев, В. К. Панков, В. И. Никитин,О. А. Разумовский, И. И. Савчук, В. В. Федоров. Лучшие годы жизни отдали Краснознаменному и трое сыновей маэстро: композиторы Борис (художественный руководитель в течение 40 лет после смерти отца), Александр и Владимир (руководители оркестра). Работали в коллективе также внуки создателя: инструменталисты Юрий и Евгений (в настоящее время заведующий музеем), праправнук Олег (артист хора).

Самые известные песни, которые исполнял этот ансамбль в период руководства Александра Александрова: "Бейте с неба, самолеты", "Песня Двадцать седьмой дивизии", "Жить стало лучше", "Эшелонная" ("Боевая красногвардейская"), "Кантата о Сталине", "Песня о военном комиссаре", "Песня о Второй армии" ("Вспомним-ка, товарищи"), "Голубая ноченька", "Волжская бурлацкая", "Песня о Сталине", "Боевая песня партизан", "В поход, в поход", "Святое ленинское знамя", "Песня краснофлотцев" ("Морская песня"), "Торжественная победная кантата", "Сторонка родная", "Наша гвардия". Композитору принадлежат блистательные обработки революционных и солдатских песен, песен разных народов, в частности: "По долинам и по взгорьям", "Глухой, неведомой тайгою", "Гулял по Уралу Чапаев-герой", "Из-за лесу", "Плещут холодные волны", "Варяг", "Ноченька", "Во поле березонька стояла", "Не осенний мелкий дождичек", "Ты взойди, солнце красное", "Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка", "Калинка", "Сулико", "Сусидко", "Взяв бы я бандуру", "Марсельеза", "Походная", "Типперэри". Александров сыграл большую роль в популяризации ряда сочинений А.Г. Новикова, В.П. Соловьева-Седого, М.И. Блантера, И.И. Дзержинского.

"Вставай, страна огромная,
вставай на смертный бой…"

Интересна история создания одной из самых узнаваемых и великих песен Великой Отечественной войны - "Священная война". Впервые слова "Священной войны" были опубликованы 24 июня 1941 г. в газетах "Известия" и "Красная звезда". "Известия" в те далекие годы читали практически все, в том числе и композитор Александр Васильевич Александров, который в этот же день облёк стихи Лебедева-Кумача в музыку. Из воспоминаний сына Александрова - Бориса: "Стихотворение В.И. Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на второй день войны. Песня сочинялась очень быстро, на одном вздохе… Помню, как утром 25 июня 41-го отец написал на грифельной доске "Священную войну", тогда было не до того, чтобы расписывать партитуру по голосам. Мы записали мелодию и слова в свои тетради и стали репетировать. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале…

Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой - у каждого своя дума. Сначала нас никто не заметил. Но вот первые такты песни… Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий… Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины и шквал. Требовали "Еще!". Исполнили еще раз, потом третий, четвертый…"

Невероятная скорость, с которой Александровым была написана подходящая - торжественная, пугающая и, одновременно, напевная музыка, на стихи "Священная война", объясняется довольно прозаически: композитор позаимствовал мелодию из своей же "Песни о Климе Ворошилове" ("Серебряного Дона родные берега клинком в огне каленым не ты ль оберегал?.."). Эта песня на стихи О. Колычева датируется 1938-м годом.

На самом деле, автором слов песни является Александр Адольфович Боде. Александр Адольфович - учитель русского языка и литературы, латинского и греческих языков, был достаточно образованным человеком. Он закончил филологический факультет Московского университета, хорошо разбирался в истории и был большим патриотом своей Родины.

Жил он в городе Рыбинске. В 1916 году по улицам его города постоянно проходили колонны солдат, обученные части отправлялись на фронт, а новобранцы - на обучение. Именно в это время и были написаны стихи, правда, их первоначальный текст несколько отличался от того, который мы все знаем. Некоторые четверостишия впоследствии были отредактированы Лебедевым-Кумачом. Также он добавил пару идейных куплетов про "пламенные идеи" и "за что мы боремся".

Было:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С германской силой темною,
С Тевтонскою ордой.


Стало:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!


Было:

Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб.


Стало:

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Как же стихи Боде попали к Лебедеву-Кумачу? Оказывается, перед своей смертью Боде, который считал Лебедева-Кумача большим патриотом, послал ему текст своих стихов, полагая, что они еще могут пригодиться. Боде считал войну с Германией неизбежной, поэтому и послал свои стихи. Умер он в 1939 году.

Если эта история песни "Священная война" - правда, то надо отдать должное Лебедеву-Кумачу и Александрову, без которых бы эта бессмертная песня, как говорил про неё маршал Жуков, на свет бы вообще не появилась.

Сам Александр Васильевич Александров, прожив плодотворно-творческую жизнь, скончался 8 июля 1946 года в Берлине, во время европейского турне Краснознаменного ансамбля. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Свидетельством тому, что Александр Васильевич Александров до конца своих дней оставался верующим человеком, несмотря на сложившуюся в стране ситуацию, является воспоминание известного хорового дирижера Бориса Григорьевича Тевлина: "Выдающийся хоровой дирижер советского времени Клавдий Борисович Птица, ученик А. В. Александрова, рассказывал одну историю из его жизни. Сталин очень любил Александрова. Однажды он позвонил ему лично и сказал: "Завтра принимаем тебя в партию. Буду рекомендовать я. Дадим партбилет № 1". Александров проживал в Москве недалеко от храма Христа Спасителя, где он был в то время регентом. В одной из комнат его большой квартиры была устроена часовня, где он молился. После звонка Сталина, Александров молился всю ночь, прося прощения у Господа за то, что ему приходится вступать в партию безбожников ради того, чтобы сохранить себе жизнь".

Известно, что он сочинял духовные песнопения и хоры до конца 1926 года и создал много замечательных образцов, как, например, поэма для хора, оркестра, органа и солистов "Христос Воскресе". Следует упомянуть еще некоторые известные песнопения Александрова, а именно, "Хвалите имя Господне", "Отче наш" с солистом, "От юности моея", "Разбойника благоразумного" и "Свете тихий".

Мы выражаем надежду, что в ближайшем будущем духовные сочинения А.В. Александрова будут собраны, изданы и исполнены, что они, помимо уже известных, смогут войти в репертуар многих хоров.

Источник: www.mepar.ru
Фото: www.tainyvselennoi.ru

Загадка Чайковского. Часть 1
Автор: Наталья Двинина-Мирошниченко
Для меня до сих пор остается загадкой феномен Чайковского: почему именно он и его творчество являются для людей во всем мире символом русской национальной музыки, которой мы гордимся и не перестаем восхищаться?



ПевчийПевчий
Автор: Василий Никифоров-Волгин
Во время всенощного бдения или Литургии облокотишься на железную амвонную оградку, глядишь восхищенными вытаращенными глазами на певчих, в таинственный дымящийся алтарь и думаешь: "Нет счастливее людей, как те, кто предстоит на клиросе или в алтаре! Все они приближенные Господа Бога. Вот бы и мне на эти святые места! Стал бы я другим человеком: почитал бы родителей, не воровал бы яблоки с чужих садов, не ел бы тайком лепешки до обедни, не давал бы людям обидные прозвища, ходил бы тихо и всегда шептал бы молитвы..."
Я не мог понять, почему Господь терпит на клиросе Ефимку Лохматого - пьяницу и сквернослова, баса торговца Гадюкина, который старается людям победнее подсунуть прогорклое масло, черствый хлеб и никогда не дает конфет "на придачу".




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (30.06.2015) | Автор: диакон Анатолий Трушин
Просмотров: 3581
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика