Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

К 400-летию окончания Смутного времени. Клинские вотчины князей Пожарских. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 20.04.2024, 16:32 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Жизнь благочиния

К 400-летию окончания Смутного времени. Клинские вотчины князей Пожарских. Часть 2

Автор: Дмитрий Рубцов

Поламские вотчины князей Пожарских

Если история сельца Берсенево уже была довольно подробно восстановлена, то исследований, посвященных поиску поламских владений Пожарских, обнаружить не удалось. Между тем есть несколько косвенных указаний на существование этих вотчин в середине XVI века. Одно из них можно видеть в порядке записи земель князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Писцовые книги Клинского уезда 1624/25 гг. были сформированы не по станам, как несколько более поздние писцовые книги Дмитровского уезда 1627 года, а по волостям и владельцам. При их составлении писцы обращались к старым писцовым книгам, сохраняя старый порядок владельцев, за которыми записывались текущие имения. В каком году была перепись клинских земель предшествующая переписи 1624/25 гг. точно установить не удалось. Первая известная перепись Клинского уезда была сделана в 1492 г., когда великий князь Иван III Васильевич послал описывать клинские земли Петра Лобана Заболотского (Заболоцкого)24. Сохранились переписи соседних с Клином тверских земель 1540 и 1548 гг.25 Поэтому есть большая вероятность, что вместе с ними переписывались и клинские земли. Таким образом, до времени опалы князья Пожарские могли иметь поламские вотчины и писаться в старых книгах XVI века среди поламских земель. После последней переписи XVI века поламские земли могли быть отобраны или пожертвованы монастырю, а вместо них в 1571 г. появилось имение с центром в сельце Берсенево. Оно и было записано по старому порядку владельцев за князьями Пожарскими.

Предположение о существовании поламских вотчин князей Пожарских подтверждается разъезжей грамотой 1541 г.26 По этой грамоте разграничение земель с Иосифо-Волоцким монастырем проводила Орина Курбатова жена Третьякова с её сыном Постником. Орина Курбатова как по времени, так и по прозвищу могла быть женой прадеда князя Дмитрия Михайловича - князя Ивана Фёдоровича Третьяка Пожарского. Деревню Курбатово, получившую наименование от фамилии Курбатовых, до сих пор можно найти на правом притоке Ламы - на реке Малой Сестре (см. рис. 2).

Клинские вотчины князей Пожарских

Рис. 2

Известно, что жена Ивана Фёдоровича Третьяка в иночестве имела имя Феодосия и умерла около 1550 г.27 Этим годом датируется вклад по её душе в Троицкий монастырь, сделанный её сыном Федором. Если именно он именуется в грамоте 1541 г. Постником, то его можно отождествить с сыном Ивана Третьяка Фёдором - дедом Дмитрия Михайловича Пожарского. К сожалению, найти другие данные о светском имени жены Ивана Третьяка не удалось, и остается предполагать, что в иночестве она приняла имя Феодосия. Косвенное указание на родство Курбатовых и Третьяковых можно найти в работе В.Б. Кобрина. В ней со ссылкой на грамоту 1504 г. упомянут сытник великого князя Курбат Третьяков28.

Из Разъезжей грамоты 1541 года следует, что земли Орины Курбатовой простирались до деревни Чащи Иосифо-Волоцкого монастыря и граничили с деревней Прониной Тимофея Хлуднева. На карте конца XVIII в.29 эти топонимы присутствуют и позволяют приблизительно определить южную границу земель Орины Курбатовой. На рис. 2 эта граница обозначена сплошной ломаной линией. Причем видно, что земли Орины Курбатовой располагались недалеко от д. Грибанова и отделялись от реки Ламы землями Тимофея Хлуднева и землями Изосимина монастыря.

Возможно, владения Ивана Третьяка по реке Ламе были более обширными. В меновной грамоте 1494-1515 гг. Иосифо-Волоцкого монастыря на село Пенье Локнашского стана упомянуто сельцо Третьяково-Мошново30. Сельцо Третьяково вполне могло именоваться по имени владельца, а судя по упоминаемым ориентирам (деревня Кельи, река Лобь), оно располагалось в юго-западной части Клинского уезда между реками Лобь и Лама.

Заключение

В заключении хочется отметить, что как нахождение сельца Берсенево, не упоминавшегося в документах с начала XVIII века, так и восстановление его истории, начиная с XVI века, является редкой удачей. Определенный интерес вызывают как и уточнение имени жены прадеда Дмитрия Пожарского, так и поиск поламских владений Пожарских. Но здесь недостаток информации пока не позволяет решить эти вопросы окончательно.

Заканчивая же эту статью, хочется отметить, что усадьба рядом с деревней Золино, как и ближнее село Кленково, уже хорошо известны. Здесь бывали отец А.С. Пушкина Сергей Львович, П.И. Чайковский, генерал-лейтенант В.Г. Пяткин, С.П. Фонвизин. По приглашению одного из последних владельцев усадьбы, золотопромышленника Д.А. Чернядева, сюда приезжал святой праведный Иоанн Кронштадский. И теперь история этого замечательного подмосковного уголка обогатилась еще именами целого ряда владельцев из рода Беклемишевых. Осматривая парк, можно будет вспомнить и князя Дмитрия Михайловича Пожарского, когда-то владевшего этой вотчиной, а, может быть, и родившегося здесь.

Начало статьи

Примечания:
24 Рубцов Д.А. Клинский уезд по документам XV-XVIII веков. Клин, 2009. С. 16.
25 Писцовые книги XVI века / Под редакцией Н. В. Калачева. СПб., 1877.
26 Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков (далее - АФЗиХ). Ч. 2. М., 1956. С. 152.
27 Савелов Л.М. Указ. соч. С. 14.
28 Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. М., 1985. С. 115.
29 Кусов В.С. Указ. соч. (карта).
30 АФЗиХ. Ч.2. № 19. М., 1956. С. 23.

Дмитрий Алексеевич Рубцов, краевед
(д. Аксеново Клинского района)

Фото: Дмитрий Рубцов

Игумен Тихон (Полянский) - настоятель Троицкой церкви с. Захарово Клинского районаИз истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1
Автор: Игумен Тихон Полянский
История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы - архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции



Успенский храм в г. КлинИз истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2
Автор: Игумен Тихон Полянский
Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины - оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (29.03.2013) | Автор: Дмитрий Рубцов
Просмотров: 2677
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика