Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Чтобы понимать настоящее, надо хорошо знать прошлое
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 26.04.2024, 21:19 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Жизнь благочиния

Чтобы понимать настоящее, надо хорошо знать прошлое

Автор: Елена Кислова

В издательстве "Христианская жизнь" вышла книга "Клинский уезд по документам XV-XVIII веков". В предисловии автор так объясняет причины, побудившие его взяться за работу: "Во времена трудные в экономическом, психологическом и духовном плане нет ничего более естественного, чем обратить свой взор в прошлое для поиска того источника, из которого черпали энергию, разум и терпение предшествующие поколения... Хочется яснее почувствовать ту атмосферу, в которой жили наши предки, не на основе различных исторических трактовок, часто дающих диаметрально противоположные оценки одних и тех же событий, а на основе строгих фактических данных. Ведь именно такие "сухие" статистические показатели как прирост населения, средняя плотность храмов, количество людей, приходящихся на одного священника, составляют основу для понимания глобальных процессов, характеризующих ту или иную эпоху. Именно это стремление "соприкоснуться" с прошедшим на основе бесспорного фактического материала определило ход и задачи исследования".

Интересно, что историю Клинского края на протяжении десяти лет собирал и изучал москвич - Дмитрий Алексеевич Рубцов.

Чтобы понимать настоящее, надо хорошо знать прошлое

- Дмитрий, расскажите немного о себе: как получилось, что Вы - москвич - стали прихожанином и алтарником одного из клинских храмов?

- Я закончил Московский инженерно-физический институт. После второго курса меня забрали в армию, и эти два года изменили мое мировоззрение. Я понял, что проблема людей не во внешних условиях и причинах, а во внутренних. Люди стараются друг над другом возвыситься, унизить, оскорбить.

Когда вернулся из армии доучиваться в МИФИ, стал интересоваться философией, увлекся альпинизмом. От религии был тогда далек, но так получилось, что я подружился с семьей, в которой родители знали игумена Феофана (Евдокимова), настоятеля храма Димитрия Солунского в Аксеново. Однажды мой друг, с которым я ходил в горы, попросил приехать в Аксеново помочь покрасить купола. Я приехал, но зарядили дожди. Это удлинило мое общение с отцом Феофаном, он меня заинтересовал, я стал ему задавать философские вопросы, а он - грамотно, интересно на них отвечать. Кроме того, о. Феофан разрушил все мои стереотипы о священниках. Я представлял, что все они, как поп в сказке "О попе и работнике его Балде": толстые, только и думают, как бы что прибрать к рукам. А тут батюшка вместе со мной лазил на самую верхотуру, вместе с ним мы крыли железо и ночью, при свете прожекторов, работали, красили храм, перекрывали колокольню.

Потом я прочитал главную христианскую книгу - Евангелие, - и моему удивлению не было конца. В школе учили всему: математике, физике, русскому, географии, а тому, как жить нужно, никто не учил. А тут все написано, без этого смысл жизни теряется. Начал ходить чаще на службу, жизнь стала меняться в лучшую сторону.

После института я распределился в Курчатовский институт. У меня был мощный должностной рост, потому что молодых специалистов не хватало. К тому времени я женился, появился ребенок, и я уже почувствовал, что разрываться между тремя своими обязанностями: между наукой, семьей и храмом - не могу. Пошел к своему научному руководителю и сказал, что оставляю научную деятельность и ухожу работать в храм. С батюшкой поговорил, он взял меня на работу в храм, и с 1991 года я стал периодически сюда ездить из Москвы.

- Не возникало ли желания стать прихожанином другого храма, поближе к дому?

- Когда я узнал, что этот храм освящен в честь святого великомученика Димитрия Солунского, я расценил это как знак. Кроме того, батюшка сразу понравился - такую я в нем почувствовал нелицемерную веру в Бога. Но все-таки были помыслы: на своем ли месте нахожусь, пугали материальные трудности, потому что приход сельский, небогатый, а семья растет, у меня уже четверо детей. Но вместе с тем крепло внутреннее убеждение, что я в том месте, куда меня Бог привел. Оно во многом помогало выстоять в этих искушениях, и жизнь моя изменилась кардинальным образом.

- Как возникла идея создания книги?

- В конце 90-х годов, когда основные ремонтные работы по реставрации храма были завершены, отец Феофан поставил задачу - восстановить историю прихода, установить, кто же все-таки построил в Аксеново каменную церковь. Были отрывочные сведения прихожан, что он воздвигнут на пожертвования Екатерины Алексеевны Челищевой, фрейлины императорского двора, могила которой находится около храма.

Я жил в Москве, московские архивы под рукой. Конечно, не имея исторического образования, читать древние документы было достаточно сложно. Когда вчитался, нашел самое раннее упоминание о нашем храме, датированное 1623-м годом. Это первая сохранившаяся перепись после Смутного времени. Чтобы понять, насколько рано вообще возник наш храм, нужно понять всю картину церковной жизни Клинского уезда, сколько вообще было храмов в тот момент. И я обнаружил, что никакой литературы по этому вопросу практически нет. Достоверные данные краеведов по храмам заканчиваются концом XVIII века. Это связано с тем, что Центральный исторический архив г. Москвы достаточно проработан, а документы из Российского Государственного архива древних актов затруднительны для чтения и, видимо, мало изучены. Наездами там не поработаешь, но мне помогало то, что я живу рядом. Постепенно работа двигалась, материалы накапливались, и в какой-то момент я понял, что обладаю уникальной информацией по Клинскому уезду. Никто еще о нем такого не писал, и, скорее всего, ничего об этом неизвестно. И тогда зародилась мысль издать книгу о Клинском уезде. Пришлось, конечно, потом еще много поработать, потому что встал вопрос о границах Клинского уезда, его административной принадлежности.

- Какие факты в ходе работы над книгой Вас удивили?

- Все мы знаем, что Смутное время - время безвластия и разрухи. Но насколько тяжелым был этот период для России, я понял, только работая над книгой. Судите сами: до Смутного времени на территории Клинского уезда было примерно 57 храмов. После завершения Смутного времени, даже 11 лет спустя, в летописях фигурирует лишь 13 храмов. Получается, что по Клинскому уезду на 90% храмы были ликвидированы, что сопоставимо с революцией 1917 года. А по демографическому спаду - я тоже постарался оценить его в своей работе - потери не сопоставимы ни с революцией, ни с Гражданской войной: плотность населения восстановилась только спустя 150 лет.

Хотя уже в XVI веке, по моим расчетам, земли Клинского уезда были очень плотно заселены: на один двор приходилось полтора квадратных километра, это с лесами и болотами. Представьте, конец XVII века: если посчитать количество храмов и количество жителей, получается, что на один храм приходится 80-100 человек. Конечно, этот храм был деревянный, но вы вдумайтесь: на сто человек был храм! То есть психология у людей XVI-XVII веков была другая, их жизнь строилась, фактически, вокруг церкви. А после этого по документам можно проследить, как размер прихода начинает увеличиваться. Этому способствовала и реформа Петра I, которая ограничивала церковное строительство. В XVIII веке начинается значительный рост прихода, а священник все равно остается один. И к началу революционного периода на одного священника приходится уже полторы тысячи прихожан. Я это определяю в своей работе как десакрализацию общества, то есть священники становятся не такими нужными лицами, потребность в них теряется. И на этом фоне революционные события 1917 года уже не кажутся такими неожиданными.

- При работе над своей книгой Вы сотрудничали с нашими клинскими краеведами?

- Конечно, они проявили к работе живой и неподдельный интерес. Отдельное спасибо хочется сказать председателю Клинского отделения ВООПиК Ю. П. Большакову, историку-краеведу Н. А. Большаковой и кандидату исторических наук Г. А. Тюриной за конструктивную критику. Их замечания сделали работу более основательной. А издать книгу помогли советник Главы администрации Л. Н. Кривцова и благо- чинный Клинского округа иерей Евгений Мальков.

- Когда писали книгу, на какую аудиторию Вы рассчитывали?

- Книга имеет подзаголовок: "Исторические материалы для составления приходских летописей". Я представлял, что эта книга будет именно такой - "скелетной", - а люди, интересующиеся историей какого-то определенного храма, опираясь на нее, могут дальше что-то развить. Потому что не все ссылки по архиву древних актов подняты, наверняка, можно еще что-то раскопать. Книга дает богатый материал для дальнейших разработок. Надеюсь, она будет интересна краеведам и светским историкам, а может быть, и школьникам, ведь есть же уроки краеведения. Я уверен: чтобы понимать настоящее, надо хорошо знать прошлое, тем более, прошлое своего родного края.

Фото: Галина Акулова

Клинские храмы: взгляд в глубину веков
Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Жизнь благочиния | Добавил: Pravklin (01.07.2010) | Автор: Елена Кислова
Просмотров: 3945 | Комментарии: 4
Всего комментариев: 4
2 Ersh  
0
Доброго дня! Как и где можно купить эту книгу????

3 tbmanager  
0
К сожалению, тираж книги, видимо, уже прошел.

4 tbmanager  
0

1 Рита Д.  
0
Добрый день!
Интересная статья.
У меня вопрос личного характера. Занимаюсь генеалогией. Был у меня предок Борис князь Дашков, год рождения -до 1640. О нем есть такие сведения :
"Буркай (Борис)служил в военной службе майором, воспринял веру греческого исповедания, и наречено ему имя князь Борис князь Дашков, потом был в городе Клину многие леты и воеводою".
Если у Вас есть какие о нем сведения, буду Вам очень благодарна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика