Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Святая блаженная Ксения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 19.04.2024, 10:58 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

Святая блаженная Ксения

Автор: Михаил Молотников

Счастливый брак и смерть мужа

О жизни блаженной Ксении известно немного. Родилась она в первой половине XVIII века (по разным сведениям, между 1719 и 1732 годами) в Санкт-Петербурге - новой столице Российской империи.

Святая блаженная Ксения

В 22 года вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, служившего певчим при дворе императрицы Елизаветы Петровны и имевшего чин полковника. У них был небольшой собственный дом на Петербургской стороне. Жили супруги в достатке и, самое главное, душа в душу. По воспоминаниям современников, Андрей Федорович и Ксения Григорьевна отличались милосердием и любовью к ближним.

Через три с половиной года счастливой супружеской жизни цветущий здоровьем Андрей Федорович умирает, причем умирает неожиданно - без исповеди и причастия. Надо ли говорить, каким потрясением стала эта смерть для его супруги!

Подвиг юродства Христа ради

Смерть близкого и любимого человека - всегда большое горе, сильное потрясение, особенно для молодой женщины, у которой не было собственных детей, а родители уже умерли. Но, как говорится, время лечит: боль утраты обычно потихоньку ослабевает, жизнь налаживается.

Бывает, правда, и по-другому: у некоторых людей потеря любимого человека может вызвать шок, приводящий к потере рассудка. Такие случаи, к счастью, довольно редки и, как правило, происходят с теми, у кого нет крепкой веры в премудрый Промысел Божий и загробную жизнь души, или с людьми с нездоровой психикой.

То, что произошло с Ксенией после смерти ее мужа, было похоже на потерю рассудка. Но похоже только внешне! На самом деле она встала, а лучше сказать, была поставлена Божиим промыслом на тот труднейший путь, который привел ее к великой святости, - путь юродства Христа ради. Этот христианский подвиг чрезвычайно тяжел и под силу очень немногим.

Но почему Ксения стала юродивой Христа ради? Почему вообще решилась вести подвижническую жизнь? Об этом можно только догадываться.

Быть может, Господь открыл ей нечто, связанное с посмертной судьбой ее мужа, не подготовившего как должно свою душу для перехода в вечность, умершего без исповеди и причастия, после чего Ксения решила подвигом своей жизни вымолить у Бога прощение его прегрешений.

Возможно, Господь, или Матерь Божия, или кто-либо из святых явно указали предначертанный ей духовный путь, как некогда Пресвятая Богородица указала путь спасения преподобной Марии Египетской.

А может быть, Ксения глубоко ощутила всю зыбкость и временность земного счастья и приняла всем сердцем слова Спасителя: "Ищите… прежде Царства Божия и правды Его, и это всё (т.е. самое необходимое для жизни, насущное земное - прим. авт.) приложится вам" (Мф. 6, 33).

Память людская сохранила слова святой Ксении, сказанные ею после смерти мужа своей подруге Параскеве Антоновой (мы приведем их ниже), касавшиеся раздачи имущества и дальнейшей судьбы молодой вдовы. Эти слова и сами дела, последовавшие за ними, свидетельствуют, что заповеди Христа о раздаче своего имения, помощи бедным, предании всей себя благому промыслу Божиему были заповедями души блаженной Ксении. Помните слова Господа Иисуса Христа, сказанные богатому юноше, который спросил, как ему наследовать жизнь вечную? "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" (Мф. 19, 21).

По всей видимости, еще задолго до смерти мужа Ксения имела глубокую живую веру во Христа и жила по заповедям Святого Евангелия.

Большинство из нас ищет в жизни комфорта, богатства, славы. Ксения, как мы увидим из дальнейшего рассказа, от всего этого отреклась, а искала одного Христа. Миллионы некогда живших жителей Петербурга забыты, память о них изгладилась, а к блаженной Ксении и по сей день прибегают за помощью миллионы людей, потому что она рядом с Богом и любит каждого из нас.

Многим из нас Господь посылает (или, как говорят, попускает) тяжелые испытания к нашей же пользе, особенно если мы принимаем их без ропота, как из руки нашего Небесного Отца. Какими тяжелыми могут для нас быть, к примеру, смерть близкого человека или серьезная болезнь! Но если посмотреть на эти скорби с духовной точки зрения, то в итоге они оказываются ко благу самого человека и его ближних, а может быть, и очень многих людей. Проживи Ксения со своим мужем счастливо всю жизнь, не имели бы мы такой великой святой помощницы и заступницы!

Внешние обстоятельства благоприятствовали новой скитальческой жизни: у нее не было детей, которым надо посвятить свою жизнь, ее родители уже умерли - будь они живы, Ксения, конечно же, не оставила бы их одних. Как тут не вспомнить о преподобном Сергии Радонежском (до принятия монашества - Варфоломее), душа которого с юношеских лет стремилась к иночеству, однако по просьбе престарелых отца и матери он остался в родительском доме покоить их старость до конца их земной жизни!

Обо всем этом мы рассказали вам, дорогие читатели, чтобы вы правильно поняли странные, на первый взгляд, слова и поступки Ксении после смерти ее мужа.

Начало скитальческой жизни

На похороны Ксения надела одежду мужа и в таком виде пошла за гробом. Родственникам супруга и знакомым Ксения говорила: "Андрей Федорович не умер. Умерла Ксения Григорьевна, а Андрей Федорович здесь, перед вами, он жив и будет еще долго жить, будет жить вечно".

Мужа похоронили на Смоленском кладбище, расположенном на Васильевском острове, и блаженная просила знакомых молиться за упокой души "рабы Божией Ксении", говоря: "Бедный Андрей Федорович осиротел, остался один на свете…"

После смерти супруга Ксении отошло все их имущество, в том числе и дом. Часть этого дома снимала Параскева Антонова, дружившая с Ксенией. Утешая после похорон "помрачившуюся умом" вдову, Параскева спросила: "Как же ты будешь жить теперь, матушка?" На это Ксения ответила: "Да что, ведь я похоронил свою Ксеньюшку, и мне теперь уже ничего не нужно. Дом я подарю тебе, только ты бедных даром жить пускай; вещи сегодня же раздам все, а деньги в церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божией Ксении". (Обратите внимание на эти и следующие слова блаженной и последовавшие за ними поступки: в них - исполнение самых высоких и трудных евангельских заповедей, и это доступно лишь немногим!)

Услышав такой ответ, Параскева стала отговаривать Ксению от этого решения - ведь надо же на что-то жить и кормиться, но Ксения твердо отвечала: "Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет".

Услышав о таком решении, Параскева из жалости к "повредившейся умом" вдове обратилась к родственникам ее мужа с просьбой отговорить Ксению от такого поступка. Родные мужа подали прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в таком безумном состоянии раздавать свое имущество. Ксения была вызвана на собеседование, но комиссия заключила, что она совершенно здорова, и утвердила за ней право распоряжаться своим имуществом так, как ей угодно.

После этого Ксения раздала принадлежавшее ей имение и в костюме мужа, без каких-либо вещей вышла на улицу. С этого момента началась ее скитальческая жизнь. Днем она бродила по городу, а ночью укрывалась от людских глаз, уходя за город в поле. Там ее однажды и обнаружили заинтересовавшиеся ночными исчезновениями Ксении горожане. Блаженная всю ночь молилась, стоя на коленях и попеременно кладя поклоны на все четыре стороны света. В поле, как она потом говорила, присутствие Божие было "более явственно". Только в редких случаях оставалась Ксения на ночлег у знавших ее благочестие людей - Параскевы Антоновой, Евдокии Гайдуковой и Пелагеи Черпаковой.

Когда знакомые при встрече называли ее прежним именем, она отвечала: "Не зовите меня больше Ксенией, но зовите меня Андреем Федоровичем… Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, аз же грешный весь тут".

Со временем одежда мужа истлела, так что зимой и летом Ксения носила жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, - рваные башмаки. Видя едва одетую, промокшую и озябшую юродивую, добрые люди предлагали ей теплую одежду, обувь, но Ксения всегда отказывалась. Так, одному лавочнику с Сытного рынка, который хотел подарить ей тулупчик, блаженная ответила: "Подари его тому, кто без него несчастен. Тому он принесет радость". Лишь изредка Ксения брала красную кофточку и зеленую юбку или наоборот - зеленую кофту и красную юбку (красный и зеленый - цвета военной формы ее мужа).

Как она переносила трескучие морозы, пронизывающие до костей ветра и дожди нашей северной столицы - выше понимания обычного человека! Тут можно лишь вспомнить, как 47 лет подвизалась в пустыне великая подвижница VI века преподобная Мария Египетская. Первые годы она претерпевала палящее солнце и ночной холод, молясь до изнеможения Господу и Его Пречистой Матери, и благодать Божия чудесным образом сохраняла ее. А потом она уже не ощущала ни испепеляющей жары, ни мороза. Великий наш старец преподобный Серафим Саровский говорил, что пустынники и пустынницы не боялись мороза, будучи одеваемы, как в теплые шубы, в благодатную теплую одежду, от Святого Духа истканную.

Милостыню, которую предлагали блаженной Ксении, она брала не у каждого, а лишь у добрых людей. Причем брала лишь "царя на коне" - медные копейки с изображением всадника, которые тут же раздавала другим нищим. Если их поблизости не было, копейку получали мальчишки (на эту копейку можно было в те времена купить несколько кульков со сладостями).

Безропотно сносила блаженная обиды и оскорбления. Лишь однажды жители Петербургской стороны видели ее в гневе. Уличные мальчишки, завидев Ксению, стали над ней смеяться и дразнить. Блаженная, как обычно, безропотно сносила это. Но дети не ограничились одними издевательствами, а стали бросать в нее грязь и камни. Тогда Ксения бросилась за злыми мальчишками, грозя им палкой, которую всегда носила с собой. Жители Петербургской стороны, увидев это, пришли в ужас от поступка детей и приняли все меры к тому, чтобы никто больше не обижал блаженную. Многие из тех мальчишек, став взрослыми, до седых волос стыдились, что так относились к угоднице Божией.

Прозорливость святой

Своим великим смирением, подвигом телесной нищеты, любовью к ближним и молитвой стяжала (т.е. получила) блаженная от Господа благодатный дар прозорливости.

Однажды зашла Ксения к своей давней подруге Параскеве Антоновой, которой подарила свой дом, и говорит: "Вот, ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!" Параскева смутилась, однако, зная, что из уст Ксении никогда не исходит слово неправды, послушалась блаженную и пошла. На одной из улиц Васильевского острова, у самого кладбища она увидела толпу народа и, подойдя, узнала, что какой-то извозчик сбил беременную женщину, которая тут же родила мальчика, а сама от удара скончалась. Пытались узнать, кто эта женщина и где ее родственники, но не смогли. Увидев в случившемся промысел Божий, Параскева усыновила младенца, взяла его в свой дом и дала ему прекрасное образование и воспитание. Впоследствии он стал видным чиновником и до самой смерти заботился о своей приемной матери, как самый почтительный и горячо любящий сын. С глубоким благоговением относился он также и к памяти блаженной Ксении, которая приняла в его судьбе такое участие.

А вот другой случай.

Блаженная часто бывала у Голубевых - матери-вдовы и ее семнадцатилетней дочери. Ксения очень любила эту девушку за кроткий, тихий нрав и доброе сердце. Однажды блаженная неожиданно появилась в дверях их дома в тот момент, когда мать и дочь в столовой готовили кофе. Обращаясь к дочери, Ксения сказала: "Эх, красавица, ты тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорей туда!" Девушка была очень смущена услышанным. "Как это?! - возразила она. - У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то муж, да еще жену хоронит!" Но Ксения стала настаивать: "Иди!"

На кладбище мать с дочерью увидели похоронную процессию. Хоронили молодую жену одного доктора, скончавшуюся при родах. Молодой вдовец безутешно рыдал, а увидев могильный холм над прахом супруги, лишился чувств и упал на руки едва успевшим подбежать Голубевым. Когда он пришел в себя, мать и дочь, как могли, старались утешить несчастного. Так состоялось их знакомство. Через некоторое время оно возобновилось, а год спустя молодой человек сделал дочери Голубевой предложение. Брак их оказался счастливым. Они прожили долгую, тихую и благочестивую жизнь, а умирая, заповедали детям чтить память Ксении и следить за ее могилой.

В другой раз, накануне Рождества 1761 года, блаженная Ксения бегала по всему городу и громко кричала: "Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины". Никто не понимал, в чем дело - до Масленицы было еще далеко. На другой день скончалась императрица Елизавета Петровна, и, действительно, по традиции все пекли блины в память усопшей.

Почитание Ксении как угодницы Божией

Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, кротости, смирении, совершенной нестяжательности и чудном даре прозорливости широко разнеслась по Петербургу. Ксению стали почитать как угодницу Божию. Стали замечать, что если она побывает в чьем-то доме, то там воцаряются мир и покой. Матери были убеждены, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Поэтому, завидев Ксению, они спешили к ней со своими детьми, прося ее благословить или просто погладить их по головушке. Извозчики, завидев блаженную, просили ее проехать с ними хотя бы несколько шагов, так как заметили, что это приносит им удачу в работе.

Купцы открывали Ксении лотки и прилавки со всевозможными товарами; все наперебой упрашивали "Андрея Федоровича" взять что-либо, старались чем-нибудь угостить, поскольку тоже замечали: если Ксения брала что-нибудь у хозяина, то торговля у него бывала удачной. Однако блаженная принимала милостыню не у всех. Когда один лавочник протянул ей копейку, она ему сказала: "Нет, брат, у тебя не возьму, ты покупателей обвешиваешь". И, как правило, люди, которых святая обличила, старались исправиться.

Строительство Смоленской церкви

Дошел до нас рассказ о том, как незадолго до своей кончины блаженная Ксения помогала возводить храм.

В 1796 году на Смоленском кладбище строился вместо деревянного новый каменный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Стены поднялись уже высоко, и рабочим для продолжения кладки приходилось носить кирпичи на большую высоту.

Однажды утром, поднявшись на строительные леса, каменщики обнаружили, что кирпичи уже кто-то принес. Удивившись, они принялись за работу, сделав в тот день кладки больше обычного. Так повторилось и на другой день, и на третий, и на четвертый… "Кто же наш неизвестный помощник?" - спрашивали друг друга рабочие. "Давайте я спрячусь ночью под носилками и прослежу", - предложил один из них.

Сгустились сумерки. И вот заскрипели ступени лестницы. Шаги приближались. Спрятавшийся каменщик всмотрелся и не поверил своим глазам. Тяжелые кирпичи несла наверх пожилая женщина в рваной кофте. Еще ближе… Да это же "безумная" Ксения! Целую ночь она трудилась и сделала работу за всю строительную артель.

- Когда же ты спишь, Андрей Федорович? - спросили утром рабочие.

- Успеем выспаться в земле, - отвечала святая. - А кладку делайте крепче: много придется вынести этой церкви. Но ничего, устоит…

Кончина святой

45 лет подвизалась блаженная Ксения в подвиге юродства. Умерла она между 1796 и 1806 годами (вероятнее всего, в 1803 году) и была погребена на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге недалеко от храма, который помогала строить.

Из книги "Града Петрова украшение".
"Христианская жизнь". Клин, 2013

Фото: Ольга Горбачева

Помощь святой блаженной Ксении ПетербургскойПомощь святой блаженной Ксении
Опять потерял сознание. Очнулся, когда его тронули за плечо, и сам себе не поверил: стал видеть все вокруг и перестал ощущать боль. Перед ним стояла небольшого росточка худенькая пожилая женщина в черной длинной юбке, в белом платочке, с узелком и палочкой, немного сутулая, остроносенькая.
Она ничего не говорила, все делала молча. Взяла его на плечи и понесла



Святая блаженная Ксения ПетербургскаяСвятая блаженная Ксения
Восемнадцатилетней девушкой по горячей любви Ксения вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего и полковника. Супруги жили в Санкт-Петербурге. Брак был счастливым, но недолгим. Ксении было только двадцать шесть лет, когда муж скончался.
Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу словно забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и, вследствие этого, многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка... Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, особенно после того, как Ксения раздала все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (06.02.2013) | Автор: Михаил Молотников
Просмотров: 3003
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика