Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

День всех святых, в земле Российской просиявших
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 26.01.2022, 01:28 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковные праздники

День всех святых, в земле Российской просиявших

Автор: Протоиерей Борис Балашов

День всех святых, в земле Российской просиявших

День всех святых, в земле Российской просиявших
(празднуется во второе воскресенье по Пятидесятнице)

Богочеловек Иисус Христос исполнил на земле план Бога Отца о спасении заблудшего человека. Он опустился на самую глубину человеческих страданий на Голгофе, Своим Богочеловеческим Духом сошел во ад, принес туда свет Своей веры и любви и победил его.

Приобщившись нашей человеческой природе, Сын Божий навсегда соединил в Своей Личности две природы: Божественную и человеческую. Поэтому Его победа произошла не только в мире духовном, Его человеческое, воспринятое от утробы Девы Марии, тело воскресло, победило смерть.

На сороковой день после Своей полной победы над адом и смертью, Иисус Христос на глазах Своих учеников возносится на небо, в мир Небесной Славы Божией, и туда возносит к Небесному Богу Отцу принятую от Богородицы Свою человеческую природу. С воскрешенным телом Богочеловек воссел одесную Бога Отца, то есть вместе с Ним.

Он ушел телесно от Своих учеников на небо, чтобы в День Сошествия Святого Духа, в этот день рождения Церкви Христовой на земле, через действие Духа Святого остаться со всеми Своими учениками в живом организме - Церкви, Своей семье, - навсегда, чтобы во все времена и в разных народах земли восходить в их историю, их жизни, их судьбы и души.

Истинная Христова Православная Церковь свята, потому что свят Бог. Церковь всё имеет для того, чтобы освящать каждого из людей, кто хочет истинно служить Богу и для Него жить. Но святости Церкви, которую мы утверждаем как верующие христиане, кажется, противоречит то, что в жизни христиан открывается много несовершенств, грехов, слабости.

Церковь есть живой организм, как плодовое дерево. Сам Иисус Христос говорит: Я есмь лоза, а вы ветви… без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Но ведь и на здоровом дереве есть больные ветви. Соки дерева устремляются к больному органу, неся ему живительные силы.

Церковь есть духовная лечебница. Естественно, что в больницу приходят больные люди, чтобы лечиться и выздоравливать. Правда, и в больнице есть такие пациенты, которые не хотят исполнять наставления врачей, а лекарства выбрасывают в мусорную корзину.

Христианин от нехристианина отличается не тем, что он не имеет грехов, а тем, что он от них лечится. Христианин - это грешник, совершающий своё покаяние, то есть освобождающийся от греха, своего рода духовно выздоравливающий больной.

Разные люди, приходящие в Церковь ко Христу, в соответствии со своим духовным устроением, характером, темпераментом начинают созидать в себе нового, благодатно обновленного человека.

Разные народы, принявшие христианство, принесли Богу свои дары по-разному. Христова вера на Руси привилась довольно быстро и сразу стала приносить свои плоды. Новая вера, принятая от греков, глубоко вошла в народное сознание, и от нее возникло самоназвание русских людей. "Крестьянами", то есть христианами, стали называть себя наши православные предки. "Поганые", то есть некрещеные люди, в первую очередь, разные финские племена, постепенно принимали христианскую веру и становились "крестьянами". Так на основе православной веры из славянских, финских и иных племен стал формироваться русский народ.

Великолепная греческая иконопись на русской земле привилась и стала самостоятельно развиваться, достигнув недосягаемых вершин. Не только потому, что на Руси было много талантливых мастеров, но и, в первую очередь, потому, что верой Христовой глубоко пропитался народный дух.

Подлинным идеалом крещеной Руси стало монашество и аскетизм. Именно в нем духовный максимализм русского народа находил свое выражение: "Если любить, так до смерти. Если отдавать Богу, так всего себя без остатка". Все мысли, все дыхание, все чувства отдавать Христу, чтобы в Нем обрести себя новым, обновленным для вечной жизни чадом Божиим, всю земную деятельность, труд, семью освящать молитвою. Аскетический идеал совершенной жизни глубоко проник в народную душу. Многие христиане, хотя бы и перед самой смертью, стремились принять монашество, желая хотя бы свои последние дни жизни, но целиком, без остатка, посвятить Господу.

В отличие от западных христиан, богослужение которых совершалось на непонятном латинском языке, русские люди получили от Византии прекрасно разработанное богослужение с большим количеством богослужебной и духовной литературы на понятном и простому народу славянском языке. В этом - неисчерпаемый источник церковного богослужебного научения и духовного воспитания всех сословий русского народа.

Каждое богослужение дает понимание веры, образцы добродетельной жизни, проникновение поэзии богослужебных текстов и музыки в глубины человеческой души. Не в слушании рациональных академических поучений, а в красоте богослужебных слов и молитвословий, прекрасных икон и строгого церковного пения возрастала душа русского человека. И даже сказки, рождавшиеся на Руси, были проникнуты евангельскими идеалами любви, терпения и самоотверженности.

Особенно характерно, что народ полюбил Христа униженного, оскорбленного, страдающего. Потому что именно в этом страдании за нас русские люди видели жертвенную Божию любовь к человеку. Но не Голгофа стала центром духовной жизни, не страдания сами по себе стали близки христианской душе, а именно то, что через подвиг добровольного несения креста Сын Девы Марии пришел к полной и решительной победе Светлого Христова Воскресения над грехом и смертью. Именно Пасха стала самой главной точкой христианского видения жизни.

Если мы, к примеру, возьмем для сравнения древний традиционный православный крест и католическое распятие, то увидим, что на западном кресте будут подчеркиваться страдания Иисуса Христа, Его боль, изображаться обвислое, обессиленное в мучениях тело. Католическая и, вообще, западная духовная мысль во главу угла в деле спасения людей ставит Рождество Христово - Его пришествие в мир, Его страдания и смерть на Голгофе. В их духовном видении Божий Сын для того и пришел, чтобы принести жертву Богу Отцу для прощения людей.

Православный человек, осознавая и глубоко переживая Голгофу, видит смысл смерти Христовой в исполнении Божиего плана спасения человеческого рода через смерть и Воскресение Иисуса Христа. Именно в Воскресении познается смысл страданий и смерти Богочеловека. Поэтому и сами страдания Спасителя, как жизненный крест христианина, овеяны светом пасхальной победы. И на старинных православных крестах Иисус Христос изображается, в отличие от католических распятий, прямо стоящим на кресте с распростертыми руками в позе победителя.

По сути вся православная духовность овеяна светом Пасхи Христовой. Православие часто так и называют - "пасхальным христианством". Действительно, в Православной Церкви праздник Пасхи занимает центральное место и называется - "Праздник праздников". Но нигде в мире, как в Русском Православии, Пасха не носит такой ликующе радостный характер, ни в каких других Церквях в пасхальную ночь не раздаются такие восторженные возгласы людей в храме: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!"

Для русского человека Пасха - не только переживание Воскресения Христова. Она означает также и ожидание всемирного воскресения - воскресения и прославления всего Божиего творения, всего мира и наступления Божиего Царства. И это будет не результатом эволюции или исторического прогресса, а чудом, связанным со Вторым Пришествием Христовым. Это ожидание и поиск Царства Божия всегда жили в глубинах души русского народа.

Во второе воскресенье после дня Сошествия Святого Духа - Пятидесятницы - мы празднуем память всех святых, в земле Российской просиявших. Их великое множество. Разные судьбы, разные призвания, разные подвиги, но всех их объединяет одно: почувствовав в своей духовной жизни радость Пасхи, то есть поняв, ради какого великого счастья будущей жизни они живут на земле, они смогли оказаться верными свидетелями этой Пасхи во дни трудностей, страданий и даже мучительной смерти. Их кровью обильно полита наша родная земля.

Имена многих из них, в том числе многих тысяч мучеников XX столетия, для нас остались неизвестными. Но их молитвы, их пример помогают нам преодолевать самые экстремальные ситуации и так строить свою земную жизнь, чтобы она была достойна Вечности и будущего преображенного мира - Царства Небесного.


Святая Троица


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (20.06.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2036
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика