Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

День всех святых, в земле Российской просиявших
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 14.12.2024, 03:15 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковные праздники

День всех святых, в земле Российской просиявших

Автор: Протоиерей Борис Балашов

День всех святых, в земле Российской просиявших

День всех святых, в земле Российской просиявших
(празднуется во второе воскресенье по Пятидесятнице)

Богочеловек Иисус Христос исполнил на земле план Бога Отца о спасении заблудшего человека. Он опустился на самую глубину человеческих страданий на Голгофе, Своим Богочеловеческим Духом сошел во ад, принес туда свет Своей веры и любви и победил его.

Приобщившись нашей человеческой природе, Сын Божий навсегда соединил в Своей Личности две природы: Божественную и человеческую. Поэтому Его победа произошла не только в мире духовном, Его человеческое, воспринятое от утробы Девы Марии, тело воскресло, победило смерть.

На сороковой день после Своей полной победы над адом и смертью, Иисус Христос на глазах Своих учеников возносится на небо, в мир Небесной Славы Божией, и туда возносит к Небесному Богу Отцу принятую от Богородицы Свою человеческую природу. С воскрешенным телом Богочеловек воссел одесную Бога Отца, то есть вместе с Ним.

Он ушел телесно от Своих учеников на небо, чтобы в День Сошествия Святого Духа, в этот день рождения Церкви Христовой на земле, через действие Духа Святого остаться со всеми Своими учениками в живом организме - Церкви, Своей семье, - навсегда, чтобы во все времена и в разных народах земли восходить в их историю, их жизни, их судьбы и души.

Истинная Христова Православная Церковь свята, потому что свят Бог. Церковь всё имеет для того, чтобы освящать каждого из людей, кто хочет истинно служить Богу и для Него жить. Но святости Церкви, которую мы утверждаем как верующие христиане, кажется, противоречит то, что в жизни христиан открывается много несовершенств, грехов, слабости.

Церковь есть живой организм, как плодовое дерево. Сам Иисус Христос говорит: Я есмь лоза, а вы ветви… без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Но ведь и на здоровом дереве есть больные ветви. Соки дерева устремляются к больному органу, неся ему живительные силы.

Церковь есть духовная лечебница. Естественно, что в больницу приходят больные люди, чтобы лечиться и выздоравливать. Правда, и в больнице есть такие пациенты, которые не хотят исполнять наставления врачей, а лекарства выбрасывают в мусорную корзину.

Христианин от нехристианина отличается не тем, что он не имеет грехов, а тем, что он от них лечится. Христианин - это грешник, совершающий своё покаяние, то есть освобождающийся от греха, своего рода духовно выздоравливающий больной.

Разные люди, приходящие в Церковь ко Христу, в соответствии со своим духовным устроением, характером, темпераментом начинают созидать в себе нового, благодатно обновленного человека.

Разные народы, принявшие христианство, принесли Богу свои дары по-разному. Христова вера на Руси привилась довольно быстро и сразу стала приносить свои плоды. Новая вера, принятая от греков, глубоко вошла в народное сознание, и от нее возникло самоназвание русских людей. "Крестьянами", то есть христианами, стали называть себя наши православные предки. "Поганые", то есть некрещеные люди, в первую очередь, разные финские племена, постепенно принимали христианскую веру и становились "крестьянами". Так на основе православной веры из славянских, финских и иных племен стал формироваться русский народ.

Великолепная греческая иконопись на русской земле привилась и стала самостоятельно развиваться, достигнув недосягаемых вершин. Не только потому, что на Руси было много талантливых мастеров, но и, в первую очередь, потому, что верой Христовой глубоко пропитался народный дух.

Подлинным идеалом крещеной Руси стало монашество и аскетизм. Именно в нем духовный максимализм русского народа находил свое выражение: "Если любить, так до смерти. Если отдавать Богу, так всего себя без остатка". Все мысли, все дыхание, все чувства отдавать Христу, чтобы в Нем обрести себя новым, обновленным для вечной жизни чадом Божиим, всю земную деятельность, труд, семью освящать молитвою. Аскетический идеал совершенной жизни глубоко проник в народную душу. Многие христиане, хотя бы и перед самой смертью, стремились принять монашество, желая хотя бы свои последние дни жизни, но целиком, без остатка, посвятить Господу.

В отличие от западных христиан, богослужение которых совершалось на непонятном латинском языке, русские люди получили от Византии прекрасно разработанное богослужение с большим количеством богослужебной и духовной литературы на понятном и простому народу славянском языке. В этом - неисчерпаемый источник церковного богослужебного научения и духовного воспитания всех сословий русского народа.

Каждое богослужение дает понимание веры, образцы добродетельной жизни, проникновение поэзии богослужебных текстов и музыки в глубины человеческой души. Не в слушании рациональных академических поучений, а в красоте богослужебных слов и молитвословий, прекрасных икон и строгого церковного пения возрастала душа русского человека. И даже сказки, рождавшиеся на Руси, были проникнуты евангельскими идеалами любви, терпения и самоотверженности.

Особенно характерно, что народ полюбил Христа униженного, оскорбленного, страдающего. Потому что именно в этом страдании за нас русские люди видели жертвенную Божию любовь к человеку. Но не Голгофа стала центром духовной жизни, не страдания сами по себе стали близки христианской душе, а именно то, что через подвиг добровольного несения креста Сын Девы Марии пришел к полной и решительной победе Светлого Христова Воскресения над грехом и смертью. Именно Пасха стала самой главной точкой христианского видения жизни.

Если мы, к примеру, возьмем для сравнения древний традиционный православный крест и католическое распятие, то увидим, что на западном кресте будут подчеркиваться страдания Иисуса Христа, Его боль, изображаться обвислое, обессиленное в мучениях тело. Католическая и, вообще, западная духовная мысль во главу угла в деле спасения людей ставит Рождество Христово - Его пришествие в мир, Его страдания и смерть на Голгофе. В их духовном видении Божий Сын для того и пришел, чтобы принести жертву Богу Отцу для прощения людей.

Православный человек, осознавая и глубоко переживая Голгофу, видит смысл смерти Христовой в исполнении Божиего плана спасения человеческого рода через смерть и Воскресение Иисуса Христа. Именно в Воскресении познается смысл страданий и смерти Богочеловека. Поэтому и сами страдания Спасителя, как жизненный крест христианина, овеяны светом пасхальной победы. И на старинных православных крестах Иисус Христос изображается, в отличие от католических распятий, прямо стоящим на кресте с распростертыми руками в позе победителя.

По сути вся православная духовность овеяна светом Пасхи Христовой. Православие часто так и называют - "пасхальным христианством". Действительно, в Православной Церкви праздник Пасхи занимает центральное место и называется - "Праздник праздников". Но нигде в мире, как в Русском Православии, Пасха не носит такой ликующе радостный характер, ни в каких других Церквях в пасхальную ночь не раздаются такие восторженные возгласы людей в храме: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!"

Для русского человека Пасха - не только переживание Воскресения Христова. Она означает также и ожидание всемирного воскресения - воскресения и прославления всего Божиего творения, всего мира и наступления Божиего Царства. И это будет не результатом эволюции или исторического прогресса, а чудом, связанным со Вторым Пришествием Христовым. Это ожидание и поиск Царства Божия всегда жили в глубинах души русского народа.

Во второе воскресенье после дня Сошествия Святого Духа - Пятидесятницы - мы празднуем память всех святых, в земле Российской просиявших. Их великое множество. Разные судьбы, разные призвания, разные подвиги, но всех их объединяет одно: почувствовав в своей духовной жизни радость Пасхи, то есть поняв, ради какого великого счастья будущей жизни они живут на земле, они смогли оказаться верными свидетелями этой Пасхи во дни трудностей, страданий и даже мучительной смерти. Их кровью обильно полита наша родная земля.

Имена многих из них, в том числе многих тысяч мучеников XX столетия, для нас остались неизвестными. Но их молитвы, их пример помогают нам преодолевать самые экстремальные ситуации и так строить свою земную жизнь, чтобы она была достойна Вечности и будущего преображенного мира - Царства Небесного.


Святая Троица


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (20.06.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2509
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz