Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Покаяние и исповедь
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 14.08.2020, 20:32 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Церковные Таинства

Покаяние и исповедь

Интервью с игуменом Тихоном (Полянским)

- На исповеди приходится сознаваться в поступках, которые чести не делают. Трудно преодолеть чувство стыда. Как это сделать?

- "Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию - стыд". Эти слова св. Иоанна Златоустого хорошо отражают состояние нашей души. Попытка утаить свой грех может оказаться удачной только перед людьми, но никак не перед Богом. Вспомните из Священного Писания, как Адам и Ева тщетно надеялись скрыть от Бога свое вкушение от древа познания добра и зла (см.: Быт. 3, 8-13). Поэтому Киевский митрополит Никифор (XII в.) наставляет нас: "Не устыдимся явить грехи, чтобы они не остались неисцеленными, дабы вместо временного стыда не обрести вечное осуждение".

Итак, стыд не есть причина оставить покаяние и умолчать о грехах. Священное Писание указывает нам: "Наблюдай время и храни себя от зла - и не постыдишься за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. Не удерживай слова, когда оно может помочь" (Сир. 4, 23-27).

Как же пересилить себя и назвать перед священником своими именами постыдные проступки? Прежде всего, нужно осознать погибельность греха, возжелать победить свой грех и молитвенно искать для этого помощи Божьей. Строго говоря, это и есть главное для настоящей исповеди. Вот как обращается к Богу псалмопевец Давид: "На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде" (Пс. 21, 5-6).

Все остальные обстоятельства могут иметь лишь какое-то вспомогательное значение. Например, некоторую пользу может принести доверительное отношение исповедующегося к священнику, возможно, это будет ваш постоянный и внимательный духовник. Кому-то, наоборот, легче открыть тяжкие грехи перед совсем незнакомым священником. Многие исповедники подают на исповеди листок бумаги с записанными грехами. На самом же деле, не нужно бояться "удивить" пастыря своими грехами: искренне кающийся христианин - это радость не только для священника, но и радость на небесах (см: Лк. 15, 7). А вообще, одинаковых для всех советов быть не может, здесь требуется ваше непосредственное общение с духовником. Поэтому нужно прийти на исповедь или на духовную беседу к батюшке и задать свои вопросы.

- Как лучше исповедоваться - у одного, своего духовника, или можно это делать у разных священников? Есть люди, которые чаще делают последнее: так вроде бы менее стыдно. Правильно ли это?

- На этот вопрос трудно дать простой ответ, мы разделим его на две части: одинаковое ли мы получаем прощение при совершении Таинства Покаяния разными священниками, и как лучше спрашивать духовные советы - у постоянного наставника, или всякий раз у разных?

Отвечая на первую часть и обращаясь к Вашим словам, можно сказать, что "лучше исповедоваться" - исповедоваться как можно более искренно и честно, а личность священника - далеко не самое первостепенное. Таинство, совершаемое любым законно служащим священником, имеет одинаковую силу, ибо его действие зависит не от способностей или талантов духовника, но происходит по благодати Божией. При этом искренность со стороны кающегося - главное условие стяжания прощающей благодати. Поэтому строгого правила исповедоваться непременно у одного духовника не существует. Нездоровая избирательность в этом вопросе ("вот к тому батюшке - пойду, а к тому - нет") свидетельствует о непонимании человеком назначения Таинства. Прп. Силуан Афонский, например, исповедовался у любого священника, когда чувствовал необходимость в покаянии.

В противоположной крайности, которая состоит в стремлении поисповедоваться перед обязательно незнакомым священником, тоже присутствует какая-то доля лукавства, неискренности, желания скрыть свой грех. Одно дело, если Вы вспомнили проступок, мучающий Вашу совесть, и поспешили в оказавшийся рядом храм к незнакомому священнику для покаяния, чтобы ни минуты больше не носить в душе терзающее Вас бремя, и совсем другое, если Вы избегаете открыть грех знакомому пастырю с целью притворно выглядеть перед ним более достойно.

Таким образом, с точки зрения благодатности Таинства, мы должны понимать, что следует приносить покаяние перед любым священником - без предпочтений и исключений. И еще нужно помнить, что покаяние - это не "разовая акция", это такое Таинство, которое, в отличие от Крещения, совершается в жизни христианина неоднократно, это образ жизни и сложная наука. А в духовной школе, естественно, нам необходимы учителя и наставники.

Теперь о том, как лучше получать духовное руководство. Разумеется, больного пациента и историю его болезни лучше всего знает лечащий врач. Несчастный пациент, мечущийся от приема к приему по разным докторам или принимающий лекарства по принципу "кто что посоветует", мало преуспеет в лечении. Так же и во "врачебнице духовной": большую пользу может принести наставление у постоянного духовника, с которым Вы будете обсуждать самые важные вопросы и решения. Оговоримся, что беспрекословное повиновение духовнику возможно только в монастырях и не может распространяться для обычных мирян. Не будет считаться Вашим духовником и тот священник, к которому Вы пришли впервые или у которого бываете от случая к случаю. Обретение духовника - очень серьезный духовный процесс, это длительная совместная духовная работа со стороны обоих, предполагающая взаимное доверие, общую молитву и откровение помыслов, сорассуждение, участие священника в важных событиях Вашей жизни, может быть, совместные паломничества и труд по восстановлению храма, и многое другое. Поэтому наличие духовника - критерий определенного духовного уровня человека.

Отношение христианина к духовнику должно быть трезвым. Настоящий духовник - тот, который только помогает Вам идти ко Христу, а не заслоняет собой Бога. По этому поводу напомним убедительные слова апостола Павла: "У вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1 Кор. 1, 12-13); и далее: "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь" (1 Кор. 3, 5).

- Как часто нужно исповедоваться? Есть люди, которые стремятся делать это каждый день. Должна ли исповедь быть обязательно привязанной к Причастию?

- Ежедневная исповедь или откровение помыслов возможны в монастыре, где подвижник находится в послушании у старца. Для мирян же трудно назначить конкретное число исповедей, ведь это не формальное мероприятие. Давно прошло то время, когда документально следили за "бытностью у исповеди" не реже одного раза в год. Но все же не следует забывать, что исповедь должна быть регулярной, и вопрос о ее частоте Вы можете решить с духовником. Например, можно исповедоваться не реже одного раза в месяц, или перед двунадесятыми праздниками (то есть тоже 12 раз в год). Но эти цифры не могут быть одинаково рекомендованы для всех.

Исповедоваться принято перед Причащением, хотя эти два Таинства не связаны между собой формально, как, например, Крещение и Миропомазание (которые, кроме исключительных случаев, совершаются последовательно). Причащаться мы должны с покаянием, умиленною душою и чистым сердцем. В данном случае исповедь - хорошая возможность испытать свою совесть. Нельзя не учитывать и того, что большинство наших прихожан еще только в начале своего духовного пути, только постигают "азы" церковной жизни. Поэтому в повсеместно принятой приходской практике исповедь или испрашивание благословения на Причастие необходимы перед каждым Причащением.

Нельзя не напомнить, что не участвующий в Литургии человек не может считать себя христианином. В древней Церкви, например, прихожанин считался отлучившим себя от Церкви, если он дважды подряд без причины (болезнь или путешествие) пропускал воскресную службу. Так что исповедь и Причастие не должны быть у нас от случая к случаю.

- Что такое общая исповедь? Благословляется ли ее совершение сегодня и в каких случаях?

Наверное, Вы имеете в виду практику всероссийски известного святого пастыря о. Иоанна Кронштадтского, на службу к которому собиралось огромное количество людей. Бывали дни, когда к Причастию приходило до пяти тысяч человек, и, конечно, о. Иоанн просто физически не мог поисповедовать каждого из них. Поэтому специальным постановлением Святейшего Синода было разрешено совершение общей исповеди. На деле это выглядело так: о. Иоанн читал положенные молитвы, произносил проповедь о покаянии и призывал верующих каяться. Каждый стоящий в храме про себя (а иногда и вслух) называл свои грехи, и, какое-то время спустя, о. Иоанн читал разрешительную молитву. Случай с о. Иоанном совершенно особый, ему была дана удивительная благодать пастырского наставничества. Внешняя попытка копировать его служение была бы нелепой, если не сказать - опасной. В таком виде общая исповедь ни в одном храме не совершается.

Существует обычай, по которому перед исповедью во время чтения молитв священник от лица кающихся произносит покаяние в различных согрешениях (ведь они по большей части для всех нас общие). После этого каждый подходит к священнику и индивидуально называет свои особенные грехи. Эта форма оправдана, и, по сути, "общей" исповедью не является. Во-первых, она подает пример покаяния для тех, кто "не знает, в чем каяться", а во-вторых, как правило, совершается для тех прихожан, которые уже знакомы духовнику. Такая исповедь обычно бывает перед большими праздниками - она позволяет поисповедоваться всем и одновременно пообщаться священнику с каждым. Конечно, в этом случае разговор получается кратким (посчитайте, сколько часов в сутки потребуется для того, чтобы уделить хотя бы пятиминутное внимание каждому из 200 прихожан - столько причастников бывает в городских приходах).

Кстати, по этому поводу уместно дать небольшой совет нашим читателям: для серьезной исповеди и длительной духовной беседы нужно приходить в храм не только перед большими праздниками, когда священнику трудно уделить особое внимание каждому из многочисленных посетителей, но и накануне, на всенощное бдение, а также в дни рядовых богослужений.

- У покаянного пересмотра жизненного пути, у переоценки своих деяний должны быть четкие критерии. Не могли бы Вы назвать христианские книги, которые могут помочь собирающемуся на исповедь?

- Жизнь христианина должна строиться по Евангелию. Поэтому известный российский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) напоминает, что "самое главное - читать Евангелие". Святитель Игнатий Брянчанинов, наряду с общением с духовниками, для разрешения вопросов рекомендует больше обращаться к святоотеческим духовным книгам.

В храме вам всегда могут предложить множество брошюр, предназначенных в помощь кающемуся. Среди написанных в новое время наставлений особенно выделяется книга об исповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина), известного духовника, насельника Псково-Печерского монастыря.

Но не будем забывать, что покаяние - это не теория, а практика. И, чтобы научиться исповеди, нужно на нее пойти.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные Таинства | Добавил: Pravklin (07.02.2008) | Автор: Игумен Тихон (Полянскиq)
Просмотров: 11221 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1 Андрей   [Материал]
Воодушевляет, успокаивает, появилось ощущение некой радости исповеди, как-будто я хочу исповедаться и смотреть в глаза священнику и при этом радоваться, что грех это прошлое. Стыд это от лукавого, и пусть стыд уйдет. И даже если священник подумает плохо обо мне то он подумает обо мне правду и это будет наверное впервые потому как обо мне думают многие как о овце, а я как говорится волк в овечьей шкуре (пока не исповедаюсь). Спаси Вас Господи Игумен Тихон!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика