Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

О церковном этикете. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 22.01.2022, 10:56 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

О церковном этикете. Часть 2

Беседа протоиерея Максима Козлова на радио "Радонеж"

Беседа протоиерея Максима Козлова на радио Радонеж о церковном этикете

Что касается обращения к священству, то по многовековой традиции к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово "отец": "отец Мефодий", "отец Иоанн", "отец Димитрий"… Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж: "отче Димитрие" (впрочем, наверное, не в самой официальной обстановке), показывая, таким образом, свое знакомство со славянским языком. В торжественной официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться "Высокопреподобие!": "Ваше Высокопреподобие!" К простым иереям и монахам обращение будет: "Ваше Преподобие!" - и, соответственно, скажем, в рождественском или пасхальном поздравлении мы подпишем адрес: "Его Высокопреподобию, протоиерею Сергию", "Его Преподобию, иеромонаху Ксенофонту". Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.

Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на "ты" между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на "ты", дети, конечно, говорят ему "папа", а не что-то другое, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на "ты", без добавления слов "отче" или "батюшка" (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесет за приходской стол и туда, где ее обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.

Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.

Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение "отец" к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: "Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?" Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: "Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?" Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.

Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова "отец" утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: "Отец диакон…" или так же, как к священнику, с добавлением имени: "Отец Павел…" Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: "Отец диакон сказал мне…" А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: "Диакон Владимир сообщил…" или же так: "Отец Павел только что ушел по церковному послушанию".

Еще на один момент важно указать - это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: "Здравствуйте, добрый день!" - или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: "Благословите…" Можно сказать: "Добрый день, батюшка, благословите!" или "Простите, благословите…" или еще короче: "Благословите, отец Андрей!" Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: "Доброе утро, батюшка, благословите!" - или, например, в пасхальное время: "Христос Воскресе, отец Артемий, благословите!" Именно младший по чину приветствует словами "Христос Воскресе!", а старший отвечает словами: "Воистину Воскресе!" (например, священник по отношению к мирянину) и преподает ему благословение.

Безусловно, в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: "святой отец". Когда не знающий имени священника человек подходит к нему с вопросом: "Святой отец, как у вас тут покреститься можно?", - сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: "Святые отцы учат…" или "Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…" Но никак не по отношению к конкретному священнику!

Если наша встреча с клириком происходит в храме или вне храма, и когда ничто тому не препятствует, конечно же, уместно будет подойти к батюшке со словами приветствия и взять благословение. Это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идет в пиджаке или в рубашке - и так можно подойти и взять у него благословение, оно от этого не будет меньше.

По традиции принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит ее к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, разумно будет потом представиться: "Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил…" или еще как-то себя представить. Или, например, так: "У меня к вам срочное поручение от отца благочинного…" (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), - и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.

Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: "Здравствуйте!", - но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, - бывает номера неверно соединяются - можно так обратиться: "Алло, это отец Тимофей?" И после того, как получили подтверждение, сказать: "Отче, благословите!" Иначе, например, при сбое линии можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). Затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: "Простите и благословите!" - и затем откланяться.

Кстати, нужно указать распространенную ошибку людей малоцерковных - накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение, то есть креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на священнослужителя никак нельзя!

Источник: www.radonezh.ru
Фото: Геннадий Алексеев

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (16.11.2008) | Автор: Протоиерей Максим Козлов
Просмотров: 2356
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика