Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Монастырь - светильник веры (22 сентября - память прп. Иосифа Волоцкого)
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 20.04.2024, 13:51 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Монастырь - светильник веры (22 сентября - память прп. Иосифа Волоцкого)

Автор: Ирина Филиппова

В июне 1479 года молодой игумен Иосиф (Санин), оставивший Рождественскую обитель на Бору (будущий Пафнутьево-Боровский монастырь), обрел Промыслом Божиим в 20 верстах от города Волоколамска место для основания нового монастыря.

В отличие от многих других российских обителей, собиравшихся вокруг уединенной кельи основателя, Успенская Волоцкая обитель создавалась сразу как общежительный монастырь, в котором усердная молитва сопровождалась обязательным трудом братии на самых различных послушаниях.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Строгая подвижническая жизнь, которая определялась специально созданным уставом, гармоничное сочетание высокой молитвы и практического труда привлекало в монастырь людей образованных и всесторонне развитых. Да и сам преподобный, несомненно, был одним из образованнейших людей на Руси. Все эти факторы послужили тому, что Иосифо-Волоцкий монастырь стал единственным российским монастырем, взрастившим за неполных 200 лет более 20 архиереев, из которых наиболее известны прославленные в лике святых первосвятители Казанские Герман и Гурий.

Труды быстрорастущей братии и поддержка благотворителей позволили уже к 1485 году воздвигнуть каменный соборный храм, расписанный Дионисием. Еще при жизни преподобного Иосифа в монастыре подвизалось до 400 иноков, в его владении было 51 село, 267 коров, ежегодно производилось до 50 тонн зерна. Но главное внимание было сосредоточено на переписывании книг и иконописи. При монастыре была создана огромная библиотека.

После революции 1917 года монастырь был закрыт. В советское время с 1920 по 1981 годы в нем располагался детский дом. В мае 1989 года Иосифо-Волоцкий монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви. Стала возрождаться духовная жизнь в монастыре. В настоящее время это одна из самых быстро восстанавливающихся обителей. О сегодняшнем дне монастыря мы побеседовали с его наместником игуменом Сергием.

- Отец Сергий, каждый монастырь имеет какую-то свою особенность. Иосифо-Волоцкий монастырь - один из древнейших монастырей русской земли. В чем его особенность?

- Наш монастырь существует уже более пятисот лет. И, конечно, главное - то, что его основал преподобный Иосиф Волоцкий.

Преподобный Иосиф Волоцкий

Им был разработан строгий общежительный устав, монахи жили в большой нестяжательности. В келье нельзя было иметь никаких вещей, кроме одной-двух одежд, четок, икон и Священного Писания. В монастыре было все общее: и трапеза, и имущество.

Помимо этого монастырь был оплотом просвещения. Благодаря преподобному сюда приходили люди грамотные, богословски образованные, которые могли не только переписывать книги, но и сами писать. В то время это было большой редкостью. И люди, которые приходили сюда, тоже входили в эту сферу образованности, и со временем они могли ставиться на какие-то должности вплоть до архиерейских кафедр.

- Пытается ли монастырь в веке нынешнем соблюдать эти традиции?

- Полностью восстановить все традиции очень сложно, практически невозможно. Изменились люди, у них другой менталитет, ощущение мира и самой христианской жизни. Да и положение в стране другое. Мы можем только воспринять дух той деятельности, которую вел монастырь в древние времена, и попытаться ее восстановить. Сегодня мы стараемся вести какую-то просветительскую, издательскую деятельность. Для того чтобы понять, как это правильно делать, мы проводим научно-практические конференции, на которые приезжают научные работники из различных музейных объединений, исследователи-богословы. Сторонником развития именно тех направлений, которыми всегда славился монастырь, был и владыка Питирим (Нечаев), митрополит Волоколамский и Юрьевский († 2003). При нем был создан музей Библии, издавалась Русская Библия. Постепенно мы хотим возобновить все эти направления деятельности. К сожалению, сейчас первоочередной является другая задача - восстановление монастыря и внешнее (убранство внутри собора, реставрация росписей и иконостаса), и внутреннее, чтобы была нормальная монастырская жизнь и возможность исполнять все послушания.

- Кто сегодня идет в монастырь?

- Сейчас кого Бог пошлет, тот и приходит. Разные люди. Есть и с высшим образованием, есть и кандидаты наук, кто-то готовится получить кандидатское звание в высшем духовном учебном заведении. Монахом сегодня быть очень трудно, потому что большинство монахов, в том числе и у нас в монастыре, - новоначальные. Нет той преемственности, которая была раньше. Преемственность означает передачу духовного опыта. Поэтому мы только создаем основание для того, чтобы будущее поколение монахов в нашем монастыре вело правильный духовный образ жизни. Сейчас монашество, слава Богу, есть. Господь приводит и ставит людей, которые могут духовно руководить, - это важно.

- Насколько велико хозяйство монастыря?

- У нас есть своя ферма с коровами, около 20 голов, около сотни кур, пасека из 25 ульев, сад, огород. С другой стороны, много территории, которую еще нужно осваивать, были бы руки и возможности.

- Каким Вы видите будущее монастыря?

- Я думаю, что в первую очередь мы должны продолжать труды преподобного Иосифа Волоцкого, просветительскую деятельность. Например, сейчас в Теряевской школе мы начали развивать скаутское движение. На православной основе дети занимаются следопытством, как было до революции. Для них это становится маленьким первым шажком к Церкви. И, конечно, надеемся, что монастырь полностью восстановится. Монастырь должен быть настоящим светильником и с Божией помощью светить всем.

Беседовала И. Филиппова
Фото: Ирина Филиппова

Клинские храмы: взгляд в глубину веков
Как для святого может быть приемлемо убийство?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (22.09.2011) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 2805
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика