Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Евангельское слово - семя вечной жизни
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 14.08.2020, 20:39 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Евангельское слово - семя вечной жизни

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Евангелие, учение Христово, - это Откровение Творца людям о Боге и о человеке. О Боге - каков Он, о человеке - каким человек может и должен стать. Слова Христовы не являются плодом человеческого ума и мысли, они не вытекают как следствие из опыта земной жизни. Поэтому Евангельское учение труднопонимаемо людьми, живущими сиюминутными, земными интересами. По этой причине Спаситель, обращаясь с поучениями к народу, использует притчи - иносказания. В них через образы и образные выражения Господь ясно и четко раскрывает закономерности Царства Небесного. Чтобы эти образы были более понятны слушателям Он приводит примеры из повседневной жизни.

Притча о сеятеле пшеницы и сорняках была произнесена Спасителем при стечении такого количества людей, что Христу пришлось войти в лодку и оттуда проповедовать стоявшим на берегу Геннисаретского (Галилейского) моря.

Под сеятелем Иисус Христос разумел Самого Себя, под семенем - проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую оно падает, - сердца Своих слушателей. В их сознании Господь живо воскресил родные поля, через которые проходит дорога, местами заросшая колючим кустарником, местами же каменистая, покрытая лишь тонким слоем земли. Сеяние - прекрасный образ проповеди Слова Божия, которая может остаться бесплодной, а может принести богатый плод в зависимости от того, как принимает Его человек.

Первое семя упало при дороге, где земля не была вспахана. Господь сравнивает его с человеком, который слышит Слово Божие, но вскоре забывает его или принимает его лишь как информацию, не размышляя о нем. "И налетели птицы и поклевали то" (Мф. 13, 4), то есть это семя исчезло, даже не успев прорасти.

"Иное упало на места каменистые, где немного было земли" (Мф. 13, 5), то есть был тонкий слой почвы. Это семя очень быстро приживается, потому что небольшой слой земли на камне лучше увлажняется и быстрее прогревается. Но взойдя, росточек погибает под палящими лучами палестинского солнца, потому что корешкам некуда углубиться, чтобы питать растение влагой, под ними - камень. "Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло" (Мф. 13, 6). Это семя Господь сравнивает с человеком, который с радостью слышит и принимает Слово Божие. Принятое им, оно производит быстрые перемены в жизни человека, но, не имея нравственной твердости, встретив препятствия, он отступает и не идет дальше по пути нравственного совершенствования.

"Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его" (Мф. 13, 7). Ростки сорняка загородили побеги пшеницы от света, а своими корнями в почве выпили необходимые для пшеницы соки, и семя пропало для земледельца. Терние, заглушающее доброе семя, Спаситель уподобляет заботам и удовольствиям, которые настолько сильно овладевают человеком, что он забывает о Боге.

"Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13, 8), в зависимости от того, насколько была удобрена почва под посев. Семя, упавшее и выросшее на доброй земле - высокие Евангельские истины, которые, проникая в глубину сердца, наполняют его любовью к Богу и ближним. Однако и на доброй земле урожай может быть разным. Каждый человек приносит плод в зависимости от своей воли, сил, возможностей и усердия.

"Кто имеет уши слышать, да слышит! " (Мф. 13, 9). Кто хочет познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл этой притчи и приложит ее к себе.

Ученики Христа спросили своего Учителя, почему Он говорит народу притчами, а не прямо. На это Господь им ответил: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мф. 13, 11). Ученикам Господь открывал глубинный смысл истин Божиих, необходимых и важных для них как будущих провозвестников Евангелия. А другие слушающие Господа еще не могли понять этих истин, но не потому, что Бог не открыл им их смысл, а потому, что они сами были еще не способны их принять. Их мысли о царстве Мессии как о земном великом владычестве евреев были слишком грубы, чтобы они могли понять смысл слов Христа без покрова притчи. Понимание тайн Божиих - это благодатный дар, подаваемый от Бога, но, вместе с тем, это зависит и от человека. Кто хочет понимать духовные истины, тот должен открыть для них свое сердце. Без этого ум будет не способен их воспринимать, как слепой не может понять краску цветов или глухой - получить радость от музыки или пения. Бог всем дает природную способность понимать необходимое. Он "просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Ин. 1, 9). Но нас омрачает наша воля, больная грехом и тяготеющая ко злу.

Далее Спаситель говорит слова, которые невозможно понять вне их связи с вышесказанным: "Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мф. 13, 12). Кто имеет желание и стремление приобрести дары Божией благодати, слушая слова Христовы и вникая в них, тому дано будет, тому Бог и будет все подавать. И приумножится - он будет все глубже и глубже проникать в тайны Божии, будет понимать их все полнее и совершеннее. А кто не имеет своего собственного желания и старания получить такие дары благодати, тот не только ничего не получит, но у того отнимется и то, что имеет, что ему дано от природы и что он считает своим как бы неотъемлемым достоянием. Так бывает и в отношениях между людьми: кто не хочет слушать, тому перестают и говорить, а кто внимательно слушает, тому сообщают еще более. То же и с земным богатством: трудолюбивый старается приумножить, что имеет, и богатеет, а ленивый теряет и последнее.

Через эту притчу, как бы из уст Самого Иисуса Христа, к нам обращен вопрос: почва на земле сама ничего не может сделать, а делаем ли мы почву нашего сердца восприимчивой к семени Евангельского учения? Обдумываем ли мы слова Христовы, чтобы они могли пустить корни в нашем сердце? Разбиваем ли мы своими усилиями окаменелость нашего сердца к Богу и людям, чтобы корешки Вечной Жизни через наше сердце могли пробиться к живительной влаге Божией благодати, дающей силы для возрастания всего доброго и святого в людях?

Не становятся ли наши привязанности к удовольствиям и земным радостям теми сорняками в душе, которые оттягивают на себя все духовные силы человека, так что для возрастания в сердце Вечной Жизни не остается никаких сил? И не становится ли природная жажда бессмертия и вечного блаженства просто пустой мечтой, не имеющей под собой никакого фундамента?

А ведь вечная радость так возможна! Надо только употребить силы над самим собой, чтобы сделать почву нашего сердца плодоносной.

В тесной связи с притчей о сеятеле стоит другая - о пшенице и плевелах. В Святой земле вместе с пшеницей растут особого вида сорняки - плевелы, очень похожие на пшеницу. Разница между ними почти незаметна. Отличить их от пшеницы можно только тогда, когда пшеница созреет для жатвы.

"Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы" (Мф. 13, 24-26).

Человек, посеявший доброе семя на поле своем, - это Сам Спаситель, Который посеял Слово Божие в мире. Враг - это сатана, который сеет свои семена незаметно для людей. Но до жатвы их очень трудно различить, и поэтому они растут вместе.

"Придя же, рабы домовладыки сказали ему: "господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?" Он же сказал им: "враг человек сделал это". А рабы сказали ему: "хочешь ли, мы пойдем, выберем их?" Но он сказал: "нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою" (Мф. 13, 27-30).

Жатва - это образ Страшного Суда, когда ангелы отделят плевелы, то есть беззаконно живущих, от пшеницы, то есть праведных. Праведных Господь повелит собрать в Житницу Свою, то есть в Царствие Небесное, а остальных ожидают адские муки вечной смерти.

Дьяволу выгодна именно духовная спячка человека, чтобы привести его к погибели. Ведь духовная фальшивка бывает очень похожа на истину, только она не может принести добрых плодов. Вера при соблюдении обрядовой стороны церковной жизни и при определенной моральной чистоте может, все же, быть мертвой, если не согрета любовью к Богу и близким и делами милосердия.

Плодоносной и спасающей вера становится только когда согревается любовью человеческого сердца. Именно тогда человек перестает быть пустоцветом и бесплодным сорняком на земле.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (14.02.2008) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2721
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика