Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Источник воды, текущей в жизнь вечную
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 23.04.2024, 23:23 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Источник воды, текущей в жизнь вечную

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Источник воды, текущей в жизнь вечную

Иисус Христос, проходя через земли, населенные самарянами, остановился отдохнуть возле колодца. Воды в этих местах было мало. Стоячую воду, собранную после дождей, было невозможно употреблять для приготовления пищи или для питья из-за ее затхлости в условиях палестинской жары. Пригодной для питья была вода так называемая "живая", то есть не стоячая, а та, которую брали в родниках и колодцах, ручьях и реках.

В окрестностях этого самарийского колодца других источников питьевой воды не было. Господь обратился женщине-самарянке, пришедшей за водой, с просьбой: Дай Мне пить (Ин. 4, 7).

Многие иудеи со своими женщинами - женами и другими родственницами - не считали нужным и полезным вести разговоры о Священном Писании и Божием Законе. Тем более не стали бы они в соответствии со своим воззрением на женщин вести такие разговоры с самарянкой-полуязычницей.

Иисус Христос поступает иначе. Он завязывает с ней разговор, чтобы в ее сердце, которое видит насквозь, посеять семя Евангельской истины.

Женщина, пришедшая к колодцу, удивлена, что этот Иудей начинает с ней дружеский разговор и просит попить воды, не боясь оскверниться от прикосновения к самарянке. Господь не отвечает на ее вопрос: Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? (Ин. 4, 9) Он направляет ее мысль в совсем другое русло: Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Ин. 4, 10).

Из дальнейшего разговора с Иисусом Христом женщине становится ясно, что этот незнакомый Иудей говорит с ней не об обычной воде: Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).

Для обычной воды совершенно невозможно, чтобы сама она могла сделаться источником воды. Обычная вода, вытекшая из родника, попадает в ручей, ручей - в реку, а река впадает в озеро, море или океан. Но какая же вода может впадать в такой океан, который есть Жизнь Вечная?

Вдумываясь в слова Спасителя, сказанные самарянке, мы начинаем понимать, что речь идет об утолении духовной жажды, причем навсегда. Под живой водой толкователи Святого Евангелия понимают благодать Святого Духа или Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа. Слышание или чтение Евангелия Христова, осмысление и понимание Его святых слов дают возможность родиться спасительной вере. Об этом говорит в Послании к Римлянам святой апостол Павел: Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17).

Следует при этом добавить, что благодать Божия по христианскому учению - это и спасающая сила Божия, действующая на сердца и умы людей, и Сам Бог, идущий к людям, которые готовы принять Его в к себе в душу и жизнь: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

В буквальном смысле слово "вечерять" означает ужинать, а в контексте слов Священного Писания можно говорить о праздничном пире Господа со Своим учеником "на его территории", то есть в его душе и его собственной жизни. Эту радость богообщения Спаситель дает верующим по мере возрастания их веры и внутреннего воцерковления.

Какой смысл мы в данном случае вкладываем в слово "воцерковление"? Воцерковление - это глубокое вхождение и внутреннее сроднение с Христовой Церковью, которая получила свое бытие в пятидесятый день по Воскресении в день Сошествия Святого Духа (см. Деян. гл. 2). В этом событии произошло духовное возвращение Богочеловека Иисуса Христа в наш земной мир. В Своей Церкви Он пребывает и через нее действует.

Что же такое Церковь? Ей невозможно дать исчерпывающее определение, но все же скажем о Ней, чтобы в некоторой степени ее охарактеризовать. Церковь - это духовный организм, семья Христова, которая создается из учеников Спасителя, обновленных благодатью Таинства Святого Крещения. Сам Господь Иисус Христос - Глава Церкви, а Его ученики - правоверующие (правильно верующие), то есть православные христиане - члены или органы этого тела.

По словам русского богослова А.С. Хомякова, "единство Церкви необходимо следует из единства Божьего, ибо Церковь - не множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати" (Хомяков А.С. Церковь одна. М.; Даръ. 2005. С. 3).

Христова Православная Церковь - это Царство Божие на земле, та духовная лечебница, в которой уверовавшие в Евангелие люди лечатся от грехов, страстей и пороков, подготавливаясь к вступлению в Небесное Царство славы Божией.

Для вхождения в жизнь Церкви нужен духовный труд. К нему призывают слова Иоанна Крестителя: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2).

Чтобы благодатно обновиться в Таинстве Святого Крещения, нужно критически выполнить внутреннюю переоценку духовно-нравственного состояния своей души и самой жизни. Самодовольный и гордый своей мнимой праведностью человек закрыт для спасительного действия благодати Божией. Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное, - говорит Спаситель (Мф. 5, 20).

Становясь членом Церкви - Царствия Небесного на земле, - христианину нужно не только понимать волю Божию, открытую нам в Евангелии, но и усердно исполнять ее в своей жизни. Как сказал Господь, не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Многое нужно человеку в земной жизни. Но у разумного человека должна быть некая иерархическая шкала ценностей, согласно который должны строиться его жизнь и деятельность в нашем мире. Но есть одна такая великая ценность, которая не только многократно превосходит все остальное, но и сама обещает дать подлинную значимость и ценность различным сторонам нашего земного бытия.

Сам Христос говорит Своим ученикам: прежде всего ищите Царствия Божия, и это всё (остальное, необходимое для жизни - прим. авт.) приложится вам (Лк. 12, 31).

Основной темой разговоров Спасителя со Своими учениками после Воскресения было построение Церкви на земле и духовного мира в сердцах верующих: В продолжении сорока дней Господь являлся Своим ученикам, говоря о Царствии Божием (Деян. 1, 3).

Царство Божие никак не может созидаться только одними человеческими усилиями и трудами. Перед Своим Вознесением Иисус Христос объяснил это апостолам: Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый (Деян. 1, 8).

Царство Божие и жизнь Православной Христовой Церкви - это не внешнее изменение образа жизни, но внутреннее благодатное перерождение. Святой апостол Павел говорит об этом: Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17).

Под праведностью христиане понимают не только совершение покаяния в грехах и неправильной жизни, но усердное исполнение в своей собственной жизни заповедей Христовых.

Царствие Божие и установление основных отношений христиан со Своим Господом для внешнего мира остаются незаметными: Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20-21).

Принявший спасительную евангельскую весть и усыновленный Богу в Таинстве Святого Крещения человек принимает в Миропомазании, совершаемом после Крещения, дары Святого Духа, ниспосланные Христовой Православной Церкви в день Пятидесятницы. Этот благодатный огонь в душе христианина зажжен в Таинстве Миропомазания. Но если человек не будет общаться с Богом и участвовать в таинственной для всех внешних жизни Христовой семьи - Церкви, - то своими только силами без Божией помощи, которая подается в церковной жизни, невозможно исполнять заповеди Христовы, открытые нам в Евангелии. Господь же оценивает нашу любовь к Нему не по нашим красивым словам, не по тому, что мы сами думаем о себе: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).

Когда член Христовой Православной Церкви возрастает в любви к Господу и исполнении Его воли, тогда в его сердце благодатный огонь, полученный в день его личной Пятидесятницы - совершения Таинства Миропомазания, - превращается в огромный костер благодатных Божиих даров. Эти дары Святого Духа не только делают светлой и духовно радостной жизнь самого ученика Христова, но согревают своим благодатным теплом и другие души. Таким образом происходит именно то, что обещал самарянке Спаситель мира. Член Церкви - Царства Божия на земле - обретет жизнь этого Царства в собственной душе: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Эта Божия благодать, наполнившая человеческое сердце, делается в нем источником воды (Ин. 4, 14), духовно насыщающей не только самого христианина, но и многих других и ведущей людей к Богу. Она начинается на земле, а во всей полноте раскрывается в Царстве Небесном.

Человек позван Богом к бессмертию и призван к нему. Без бессмертия вся человеческая жизнь просто лишается смысла. Подлинное бессмертие человека и обретается в Царстве Небесном. Строится оно и достигается верующим человеком как собственными духовными трудами, так и в значительно большей степени дарами Божией благодати. Потому и говорит преподобный Серафим Саровский, что цель жизни христианина состоит в стяжании, то есть обильном приобретении Святого Духа.


Церковь - это Кто или Что?
Воскресенье о самарянке


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (04.06.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3344
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика