Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконография чрезвычайных ситуаций. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 26.04.2024, 02:49 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Иконография чрезвычайных ситуаций. Часть 2

Автор: Епископ Николай Погребняк

Иконография чрезвычайных ситуаций

Икона Божией Матери "Неопалимая Купина"

Но для нас важно не только свидетельство о заступничестве Богоматери во время военных действий, но и о Её помощи во время разного рода катастроф. Чрезвычайных ситуаций наша история помнит немало. Для Центральной Руси из различного рода "посещений Божиих" (чрезвычайных ситуаций) нетипичными являются разве что землетрясения - они случались редко и не имели таких катастрофических последствий, как землетрясения, происходившие в ХХ веке (Ашхабадское 1948 г.; Армянское 1988; Иранское 1990 г.).

А вот наводнений у нас случалось немало. Даже в относительно спокойном бассейне Москвы-реки происходили наводнения с катастрофическими последствиями. Летописно засвидетельствованы наводнения в Москве 1496 г., когда после лютой морозной и снежной зимы случилась "великая паводь", причинившая столице большой урон с человеческими жертвами. В июле 1518 г. и августе 1566 г. наводнения случились после "безведрия" - долгих непрерывных дождей, а в 1655 г. весеннее половодье уничтожило множество домов и даже повредило южную стену Кремля.

Вода поднималась порой очень высоко; при наводнениях 1788, 1806, 1828 и 1856 гг. были сделаны отметки на башне Новодевичьего монастыря. Но одно из самых больших наводнений было в 1908 г. - вода поднялась на 9 метров выше постоянного летнего уровня; слой воды у стены Кремля (!) составлял 2,3 м.; последнее крупное наводнение в Москве было в 1931 г. - вода поднялась почти на 7 метров.

Летописные свидетельства о чрезвычайных ситуациях в лицевых рукописях сопровождаются лаконичными, но очень выразительными миниатюрами: "Того же лета быша дожди мнози и велицы… и мост великий в Новегороде снесе на Волхове…" [ил.]. Здесь можно найти и описание землетрясения: "Опотрясенной земля месяца мая в 3 день во время Святыя литургии егда чтут святое Евангелие. В церкви Святыя Богородицы во Владимире потрясеся земля, и церкви, и Трапеза, и иконы подвизашася по стенам, и паникадила со свещами…" [ил.].

Но самыми типичными из ряда чрезвычайных ситуаций на Русской земле были, конечно, пожары: "Погоре град Ростов, мало не весь. И святая церковь соборная Пречистыя Богородицы Успение…" Сделанное очевидцем описание засухи ("Того же лета бысть ведро и жары велицы, и сухмень чрез все лето… Озера и реки засхоша, болота же выгореша и лесы, и земля горела…"), снабжено изображением этого бедствия [10].

От бездождия страдала вся природа: "Также и звери видяху по селом хожаху и по градом, смешающеся со человеки медведи, волцы, лисицы и прочия звери. Сухмень же быть тогда велика и зной и жар… Болота высошхи горяху, и земля горяше. И бысть страх и трепет на всех человецех…". Разумеется, усердно молились в такие дни русские люди.

Особые песнопения и кондаки для подобных дней появились уже в V-VI вв. Известен кондак преподобного Романа Сладкопевца "на всякое землетрясение и пожар" (гимн 54, на среду 3-й седмицы Великого поста). В константинопольской практике кондаки исполнялись после всенощного бдения.

В русских богослужебных книгах имеются особые чинопоследования, которые относятся к стихийным бедствиям. В Большом Требнике содержится общее последование для молений во время стихийных бедствий ("Последование в различные литии и бдения молебнов), а также особые чины для пения во время "бездождия" (т.е. засухи), "безведрия" (когда нет сухой погоды и идут сильные затяжные дожди); в "страхе труса"; эпидемий; также приведены отдельные молитвы на "прещение" громов и молний, против "злорастворения" ветров и морской бури. Не забыты и бессловесные твари: в Дополнительном Требнике содержится особое последование "во время губительного мора скотов" [13].

В числе наиболее почитаемых святынь, перед которыми молились в чрезвычайных ситуациях, известны иконы Пресвятой Богородицы, именуемые Неопалимая Купина. Иконография эта известна по крайней мере с XVI в.

Поясные иконы Богоматери "Неопалимая Купина" изображают Пресвятую Деву в мафории, с Богомладенцем на правой руке, склонившей к Нему Свою голову. На Младенце гиматий; в руке Он держит свиток. Левой рукой Богоматерь поддерживает "Гору Нерукосечную", на которой в столпе представлен Царь Славы - Спас в виде Великого Архиерея. Левее, на Её плече, в круге изображен поясной Спас Еммануил в венце. Под Ним, на украшенном мафории Богоматери, написано: "Радуйся, украшенная Палато". Богоматерь заключена в ромб, на котором изображены серафимы и ангелы (это "духи воздержания, ангелы ветра и бури, дождя…", а также "ангелы облаком и дугою, сиречь преславное чудо воистину показа".

В треугольниках, идущих в стороны от ромба к верхним углам иконы, изображены символы евангелистов: ангел (Матфей); орел (Иоанн); лев (Лука) и телец (Марк). На облаках, окружающих изображение Богоматери, - ангелы с разнообразными атрибутами; это "Ангелы служебные, сиречь жупелу, мразу и снега инею, сиречь грозу", а также "Дух силы"; "Дух славы"; "Дух благочестия"; "Дух разума"; "Ангел молнии", "Дух страха Божия, ангел грому" и "Дух премудрости, ангел огнем палящу, сиречь показа Яве хотящу бытии" [1].

Надписания на иконах "Неопалимой Купины" следующие: "Бывши Моисею в горе Хориве, явися ему купина огнем горящая и не сгорающая"; "Жезл и корене Иесеева…"; "Иаков-Израиль виде лествицу, утверждену от земли до неба…"; "Дверь, виденная Иезекиилем пророком"

Композиция возникла в связи с церковными песнопениями, в которых Богоматерь сравнивается с Неопалимой Купиной - объятым пламенем и не сгоравшим кустом, увиденным пророком Моисеем на горе Хориве: "Яко же Купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси" (Богородичен 2 гласа); "В купине Моисею Девы чудо на Синайстей горе прообразившего иногда, пойте, благословите и провозносите во вся веки" (ирмос на утрене в среду первой седмицы Великого поста); "…радуйся, Купино Неопалимая" (стихира на Благовещение).

На иконах "Неопалимой Купины" изображение Богоматери заключено в восьмиугольную звезду, состоящую из двух - красного и зеленого - четырехугольников с острыми углами и вогнутыми сторонами. Зеленый обозначает цвет куста (купины), а красный - охватившее купину пламя. Иногда в левой руке Богоматери, кроме "Горы Нерукосечной" - Её эмблемы по пророку Даниилу, изображается лестница (символ видения Иакова) и врата (по видению пророка Иезекииля). Жезл, представленный на некоторых иконах Богоматери этой композиции - символическое изображение Христа, Который в церковных песнопениях называется "Жезлом от корня Иессеева" [1].

Иконы "Неопалимая Купина" почитались как святыни, помогающие "от запаления огненного". В Москве, в Новой Конюшенной слободе, в XVII веке был сооружен храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина". Храм был закрыт в 1928 г., а через два года уничтожен до основания, но название закрепилось в столичной топонимике (Неопалимовские переулки).

Чтимый образ "Неопалимой Купины" был прославлен в Москве в XVII веке; находился он в сенях Грановитой палаты Московского Кремля и прославился при следующих обстоятельствах. При дворе царя Алексея Михайловича служил некий Димитрий Колошин, который "имел особое усердие к этой иконе. Всякий раз, когда по обязанностям своей службы приходил он во дворец, усердно молился перед этим образом. Однажды он незаслуженно подвергся царскому гневу и, не надеясь оправдаться человеческими средствами, обратился в сердечной молитве к Царице Небесной пред Её иконой Неопалимой Купины и просил Её заступления. Молитва была услышана: Богоматерь явилась во сне царю и объявила, что Колошин невиновен. Приказав подробно расследовать дело, царь убедился в невиновности Колошина, освободил его от суда и вернул ему свое прежнее расположение".

В знак благодарности Колошин близ Хамовников построил храм в честь Неопалимой Купины. Строительство началось в 1649 г., а в 1680 в него с разрешения царя перенесли и сам чтимый образ Неопалимой Купины. В память о прежнем месте пребывания иконы в храм Неопалимой Купины на Девичьем поле совершался ежегодный крестный ход из Успенского собора Московского Кремля [9].

В наше время "Неопалимую Купину" своей Небесной покровительницей считают бойцы "огненного фронта", пожарные. При Управлении противопожарной службы Москвы на Пречистенке имеется домовая часовня в честь "Неопалимой Купины", а в 2007 г. при Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (г. Балашиха) сооружен храм в честь этой иконы.

С возвращением в жизнь современного российского общества ценностей Православной веры стало возможным - добавим: и необходимым - почитание древних святынь Церкви не только на личном уровне, но и значительными группами людей, профессионально объединенных для обеспечения военной безопасности, поддержания порядка в государстве и ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. Обращение людей, несущих службу в силовых структурах, к своим небесным покровителям - не дань моде, а насущная потребность. Ведь минуло то время, когда защитников Отечества принуждали быть без Христа, чуждыми заветов обетования, не имеющими надежды; быть безбожниками в мире (Еф. 2:12). Вынесенные в эпиграф слова пророка - реальность для тех людей, кто избрал делом своей жизни жертвенное служение ближнему в чрезвычайных ситуациях.


Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т.1-2. М.,1963.
Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Томск-М., 2004.
Афанасьев А. Икона Пресвятой Богородицы "Неопалимая Купина" (К 300-летию прославления). - Журнал Московской Патриархии. 1982 - № 7.
Бакалова Е. Реликвии у истока культа святых. - Восточно-христианские реликвии. / Ред.-сост. Лидов А.М. М., 2003.
Византия. Балканы. Русь. Иконы конца XIII - первой половины XV века. Каталог выставки к XVIII Международному конгрессу византинистов. [ГТГ]. М., 1991.
Древнерусское искусство Х-начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том.1. М., 1995.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т.1. Пг.,1914.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т.1-2. М., 1986.
Паламарчук П. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 3. М., 1995.
Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965.
Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в. К., 1912.
Прохоров Г.М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы Патриарха Филофея Коккина - ТОДРЛ, Т. 27. Л., 1972.
Ткаченко А. А. Бедствия стихийные. - Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002.
Троицкий И.Г., свящ. Краткое историческое описание храма Неопалимой Купины близ Девичьего поля. - Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины Москвы и Московской епархии. Т. 4. М., 1911.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902.
Шалина И. А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005.

1 часть статьи

Источник:www.mepar.ru
Фото: www.obraz.org

На камне или на песке?
Книга в иконографии


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (17.08.2012) | Автор: Епископ Николай Погребняк
Просмотров: 2116
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика