Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Услышать ответ
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 29.01.2022, 07:17 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Рождество Христово
Рождество Христово
7 января -
Рождество Христово



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Услышать ответ

Неделя свт. Григория Паламы, 2-е воскресенье Великого поста

Автор: Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин Неделя свт. Григория Паламы, 2-е воскресенье Великого поста

Никто никогда не станет изливать душу человеку, если не уверен, что он слышит, и если не ожидает ответа. В общении с Богом хочется того же. Хочется уверенности в том, что тебя слышат, и хочется отклика, ответа, диалога, а не монолога.

Но так часто ответа нет, а есть только озвученные моим голосом слова из молитвослова, и в ответ - тишина. Почему так? Или ответа действительно нет, или я его не слышу?

Может быть и первое, и второе. А может быть и третье - то, что пострашнее и первого, и второго. Когда, не слыша ответа, я создаю его в своем воображении и принимаю за голос Божий, за Его присутствие то, что не является ни голосом, ни присутствием, а лишь плод моей фантазии или насмешка темных духов. Такое "общение" с Богом - прелесть, самообман, ведущий к потере психического здоровья и гибели.

Как же все-таки быть? Делать, что должен, читать молитвословия, совершать поклоны и не ожидать ничего в ответ? Кто я в конце концов, чтобы Бог отвечал мне?! Мы знаем, что грешников Бог не слушает (Ин. 9, 31). А я - первый из них. Нам, "праху и пеплу", дано только верить, а уж видеть и слышать - только там, в жизни "будущаго века". Все, что необходимо знать, Бог открыл в Писании, в учении Церкви, в откровениях, полученных через пророков и величайших святых. И довольно с нас. Будем вникать в Писание, каяться и молиться, не надеясь ни на какую особую близость к Всевышнему.

Так считали очень многие. И вот, в XIV веке в Византии начался многолетний богословский спор, в котором с одной стороны участвовали приверженцы именно такой точки зрения, о которой сказано выше, а с другой - те, кто был убежден: встреча с Богом возможна и даже необходима еще здесь, в земной жизни. С тех пор, как Бог стал человеком, а потом излил на христиан Духа Святого, каждый может пережить встречу с Богом, услышать и даже увидеть Его. Бог, будучи действительно невидим и непостижим в Своей Сущности, будучи вне этого мира, в то же время присутствует в этом мире Своими Энергиями, Сиянием Славы Своей, Своею Благодатью, Которая не есть нечто отдельное от Него, сотворенное, а есть Сам Бог.

Это Сияние видели на Фаворской горе три апостола - Иоанн, Иаков и Петр, когда Господь преобразился перед ними. Это Сияние видели многие святые во все века. Это Сияние может увидеть любой верующий, но этого Сияния никогда не увидеть нам, если будем жить, угождая себе, услаждаться утехами мира сего.

Бог есть Дух. А подобное познается подобным. Чем более духовен человек, тем более способен он ощутить присутствие Божие. Чем более он плотский, чем более погружен он в земное, тем более слепо и глухо его сердце к восприятию Божественного Света.

Благодать - дар Божий. И от нас не зависит, даст нам Бог этот дар или нет. Но от нас зависит, будем ли мы способны его принять. Господь открыл нам, что Сам желает пребывать в нас, что для того и сотворил нас, чтобы мы стали Его храмом, стали обителью Божией. Об этом в Писании говорится многократно: Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: "Вселюсь в них и буду ходить в них" (2 Кор. 6, 16); Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Тогда, несколько веков назад, в Византии шел очень острый спор о том, возможно ли это: видеть и слышать Бога, или наш удел - единственно вера. Сторонников возможности реального, ощутимого Богообщения возглавил святитель Григорий Палама. Его доводы, опирающиеся на традицию отцов Церкви, на опыт многих подвижников и лично самого святителя, оказались убедительнее доводов оппонентов. Церковь признала взгляды святителя Григория Паламы отражающими подлинно православный опыт.

И наша вера едва ли преобразит нашу жизнь, если мы хоть в какой-то мере не переживем опыта подлинного Богообщения. Памяти святителя Григория Паламы Православная Церковь посвящает вторую неделю Великого поста. Потому что пост - самая лучшая возможность приобрести этот опыт. За те несколько недель, когда мы будем жить духовно и отказываться от земного настолько, насколько это в наших силах, когда молитва и воздержание будут главным деланием, быть может, услышим и мы ответ на молитву в сердце своем и увидим хотя бы слабый отблеск вечного Света Царства Божия.

Фото: Геннадий Алексеев

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (15.03.2009) | Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Просмотров: 2410 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
0
1 Светлана   [Материал]
Спасибо за статью!
«Ни о чем не беспокойтесь, но во всем в молитве и мольбе с благодарением открывайте свои просьбы Богу, и мир Божий, который превыше всякой мысли, сохранит ваши сердца и умы во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6, 7).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2022 Яндекс.Метрика