Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Нашего ради спасения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 05.07.2020, 20:11 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Петров пост
Петров пост
15 июня - 11 июля
Петров пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Нашего ради спасения

Автор: Ирина Филиппова

Нашего ради спасения

Христос Воскресе! Сегодня это приветствие мы слышим везде. Весь мир православный радуется светлому празднику, "торжеству из торжеств". Спаситель пришел в нашу жизнь Своей жизнью, смертью и Воскресением, открыв для нас возможность войти вместе с Ним в Царствие Небесное.

Но почему мы называем Его Спасителем? От чего Он спас нас, и вообще, нуждаемся ли мы во спасении? Об этом и многом другом мы побеседуем сегодня с настоятелем храма Преображения Господня пос. Нудоль, протоиереем Аркадием Штейнбергом.

- В наше время много говорится о спасении мира и человека. Что говорит Православная Церковь об этом? Надо ли спасать человека, и если да, то от чего?

- Действительно, такое понятие, как "спасение", сейчас очень распространено в мире. Люди по-разному понимают то, от чего нужно спасаться: кому-то не нравятся социальные условия, в которых мы оказались, кто-то тревожится из-за роста безнравственности и беззакония и т. д. Конечно, в широком смысле все осознают, что избавиться надо от зла. Но здесь надо разделять понятия. Одно дело, когда мы видим зло вокруг нас, - другое, когда мы видим зло в себе. Причем, зло - это не просто какие-то наши грехи, а невидение и нечувствование нашей греховности. Только когда человек видит свой грех, когда его мучит совесть, он осознает в себе присутствие зла и раскаивается, но ничего не может с собой поделать; когда ему становится очевидно, что он погибает, - только тогда он и понимает, что нуждается в спасении.

Церковь утверждает: человека надо спасать, и выдвигает три основных понятия. Человеку нужно спасаться от греха, проклятия и смерти. Если первые два могут быть не очень понятны современному человеку, то про смерть понимают все. Смерть - это такое зло, которого надо как-то избежать, но никто сделать этого не может, и даже медицина бессильна. Как же спасаться от смерти? Это уже чисто религиозный вопрос. Необходимо понять, что никто от смерти, в обычном смысле этого слова, не спасется. В чем же тогда спасение? Что нужно спасать в человеке?

После смерти есть жизнь, жизнь души. Тело разрушается, а душа - самое существо жизни человека - вечна. О ее спасении и идет речь.

- Каковы же пути этого спасения?

- Среди различных народов и религиозных систем царит единодушие в том, что нужно делать добро и не делать зла. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Делай добро и бегай зла, и спасешься". Ясно также то, что за гробом нас ждет воздаяние, Господь воздаст каждому по делам его. Но что такое добро и что такое зло, и может ли человек своими силами спастись?

Как спасти свою душу, к примеру, от греха? В православном понимании грех - это рана на "теле" души. Поэтому грешащий человек прежде всего калечит самого себя, обрекает себя на мучения. Есть заповеди Божии и их надо соблюдать. Почему? Разве Бог - милиционер, который придет и накажет за нарушение правил? Если так, тогда надо жить, как живут бандиты, для которых главное - ускользнуть от возмездия. Заповедь Божия - это не статья уголовного кодекса. Человек должен понять, что, делая зло, он, в первую очередь, наносит вред самому себе. Грех убивает человека. Сделанный грех, - говорит апостол Иаков, - рождает смерть (Иак. 1, 15). Грех есть разрушение тебя, деградация твоей личности, грех есть самоубийство. И если человек будет грешить, то он, в конце концов, пожнет в себе страдание, будет обречен на вечную муку. Вот от чего надо спасти человека - надо научить его не грешить.

- Может ли человек сам спастись от всех этих зол и напастей?

- Вернемся к Евангелию. Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). То есть спастись человеку самому не удастся. Человек рожден в состоянии греха. Не в том смысле, что нагрешил еще в утробе матери, а в том смысле, что его природа испорчена, она склонна к тому, чтобы делать зло и не делать добро.

Вспомните 50-й псалом: В беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Во мне живет закон тления, закон греховный, который противится правде Божией, противится истине, противится любви: я люблю себя и не люблю других. Есть прекрасная заповедь Божия: Люби ближнего твоего как самого себя (Мф. 19, 19). Но как же я буду любить своего соседа, который меня донимает? Как его любить? Хорошо, я могу сделать над собой усилие, но по-настоящему любить не смогу. Человек, который хоть раз любил, знает, что такое любовь. Это солнце, которое светит изнутри, а у меня внутри ничего нет, у меня там "черная дыра" по отношению ко всем моим ближним. Я люблю только одного себя, и то только когда хорошо высплюсь и сладко поем. От этой глубокой испорченности человек может избавиться только с Божией помощью, но не без приложения собственных усилий. Мы должны понимать, что все наши внешние беды - от состояния нашей души. Надо действительно начинать с себя, надо изменить себя, потому что зло живет в нас, таких "хороших и добрых".

- Батюшка, ясно, что без Бога спастись невозможно, но КАК спастись?

- Здесь я снова должен повторить: "Бог спасает нас не без нас". Переродиться должен человек. Вот пример - крестят детей, а потом об этом забывают. А ведь перерождение человека начинается с рождения его в Крещении в новую жизнь. Какую? Безгрешную, святую. Ту жизнь, которую вели святые. Они для нас образцы. Но первый образец - Господь наш Иисус Христос, образец безгрешности, праведности и святости.

Мы все призваны войти в Царствие Божие, в дом Отца Небесного, о котором апостол Павел пишет: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Какой путь к этому? Начало пути - в церковных Таинствах. Церковь - это место, где человек соединяется с Богом. Спасение возможно только через соединение с Богом, через приобретение богоподобных черт. Для этого необходимо делать добро, которое, увы, нам делать трудно. Замечательно сказал преподобный Симеон Новый Богослов: "Тщательное исполнение заповедей Христовых приводит человека к познанию собственной немощи". Только тогда человек начинает понимать, что сам он ничего не может, что ему нужен Спаситель, потому что даже самые добрые мои дела я тут же в себе разрушаю. Я горжусь, тщеславлюсь, завидую... Но когда я смиряюсь, тогда я начинаю искать Спасителя: "Господи, спаси меня!" Тогда я и молиться начинаю, тогда я с помощью Божией начинаю становиться человеком.

- Если говорить о спасении в глобальном смысле этого слова, как связано оно с таким событием, как Воскресение Христово?

- Конечно, любая теория должна подкрепляться какими-то свидетельствами. И такое свидетельство нашего спасения есть, оно дано во Христе. И говоря о человечестве, о том, как вообще было устроено наше спасение, от века Богом предусмотренное, мы вспоминаем, что Бог создал этот мир как Всемогущий и Всеведущий, и Он знал, что мы можем прийти в наше теперешнее состояние. И если из этого состояния нет никакого выхода, то получается, что Бог виноват. Но Бог этот выход предусмотрел. Он заключается в том, что Он Сам, точнее сказать, Второе Лицо Святой Троицы, стал Человеком. Господь Иисус Христос взял на Себя нашу испорченную грехом природу. Как гласит Символ веры: "Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося".

Почему мы говорим о Христе, что Он - Спаситель? Он спас нас, пострадав на кресте и потом воскреснув. Христос был истинным Человеком, таким же, как мы, только без греха. И взяв на Себя нашу природу, испорченную грехом, Он избавил ее от греха. Через что? Через Крест. Как поется в пасхальном тропаре: "Смертию смерть поправ". И спас в Себе всех людей. Христос дал нам возможность спастись, соединившись с Ним, избавиться от вечной муки, от вечного осуждения и смерти. Он - лекарство от нашей болезни. А свидетельством истинности этого, безусловно, является Его Воскресение.


О Воскресении Христа: святитель Николай Сербский "Одной благочестивой семье, которая спрашивает, как Воскрес Христос"


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (22.04.2009) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 2124
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика