Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Сошествие Христа во ад
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 26.04.2024, 11:23 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Сошествие Христа во ад

Автор: протоиерей Борис Балашов

«Сошествие во ад», Дионисий (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Иисус Христос – Сын Божий, принявший во утробе Пречистой Девы Марии человеческое естество, – соединил в Своей Богочеловеческой Личности две природы: Божественную и человеческую. Он принес на землю Радостную Весть (Евангелие) о том, что люди, исказившие себя грехом, любимы Богом. И Бог хочет и ждет от каждого человека искреннего ответа на Свою любовь, чтобы он вернулся в дом Отчий к светлой и радостной вечной жизни. Этот путь начинается с ответной благодарности Творцу и стремления идти по жизни тем путем, который не ведет человека в топкое болото греха и смерти. Если любите Меня, – говорит Христос, – соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

Евангелие – это путь спасения от греха и вечной погибели, оно обращено ко всем разумным жителям земли.

Враги Христа – и люди, и темные духи – считали Его идеалистом и пустым мечтателем. Но Он мешал им существовать, как они хотели и считали нужным. Поэтому и эгоистичные люди, и все силы ада были едины в желании стереть с лица земли этого Человека, Который расстраивал все их планы.

Люди, противящиеся Богу, считали себя хозяевами земли. Адские силы, смеясь над этим, поддерживали такие иллюзии в тех, кого с презрением считали своей «рабочей скотиной» в грешном мире. И вот настал час их торжества.

Этот опасный для них на земле Иисус из Назарета наконец-то арестован; пусть хоть и ложно, но осужден как государственный преступник на мучительную и позорную казнь через рапятие на кресте.

Настала Великая Пятница накануне еврейского праздника пасхи, который в тот год пришелся на субботу. Иисус, Сын Девы Марии, прибит коваными гвоздями к деревянному кресту. Мучительное умирание растянулось на несколько часов. Около трех часов дня по нашему исчислению наступила смерть. Казалось, всё кончено. Христос мертв. Бездыханное тело Спасителя друзья выпросили у Пилата и похоронили в новой гробовой каменной пещере.

Апостол Петр в своем послании пишет: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3, 18–19).

Умерщвлен по плоти – т.е. принял насильственную телесную смерть.

Ожив духом – дух Господа, который Он во время крестной смерти предал Своему Отцу (см. Лк. 23, 46), оставался жив и животворен, так что по Своей тесной связи с Божеством мог воскресить и Свое тело. И апостол Павел говорит, что дух Господа воскресил Иисуса из мертвых, так как дух Господень никогда не отлучался от человеческого естества Иисуса Христа и всегда был с Ним. Приняв смерть, Спаситель телом находился в гробовой пещере, а Его живая богочеловеческая душа сошла в ад – туда, где находились души всех умерших. Эту мысль Церковь выражает в песнопении: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог».

Спасительный подвиг Христа обращен и к тем, кто до Него жил на земле, – находящимся в темнице духам, то есть душам скончавшихся людей.

Греческое слово «филаки», переведенное как «темница», означает место, охраняемое стражей. Под этим словом имеется в виду царство мертвых – «адис», то есть ад, по-еврейски «шеол», где находились души всех людей, как праведных, так и грешных, умерших до Крестной смерти Спасителя.

Православная Церковь на основании Священного Писания верует, что Сын Божий сходил в ад для того, чтобы поразить диавола и разрушить до основания его царство, освободить из него всех пленников, принявших там Его Евангельскую весть.

Сойдя во ад, Христос обратился со Своей проповедью ко всем, кто там находился. В словах апостола Петра содержится мысль, что эта проповедь предложена была духам (т.е. душам) людей, даже самых непокорных, самых упорных противников воли Божией, каковыми были, например, неверующие современники Ноя. Если же им была предложена эта проповедь, то, конечно, и всем другим, менее упорным и непокорным.

По словам апостола Петра, для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они… жили по Богу духом (1 Пет. 4, 6), «то есть будучи во аде, восприняли проповедь Боговедения, веруя во Спасителя, сошедшего во ад, спасти мертвых» (прп. Максим Исповедник).

В Синаксаре «Во Святой и Великий день Пасхи» сказано: «И ныне, исторгнув из адовых глубин все человеческое естество, возвел его на небеса и утвердил в первоначальном достоинстве нетления» (Синаксарь).

Священномученик Ириней Лионский говорит, что «Христос пришел не ради тех только, которые во времена Тиверия кесаря уверовали в Него… но для всех вообще людей, которые от начала в своем поколении по силе боялись и любили Бога, и праведно и благочестиво вели себя в отношении к ближним, и желали видеть Христа и слышать Его голос».

В согласии с Божественным Откровением святые отцы с древнейших времен учили о сошествии Иисуса Христа во ад и рассматривали это событие как победу Спасителя над царством диавола. Святитель Григорий Богослов говорил, что Господь «отразил… жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам». В знаменитом «Слове на святую Пасху» святителя Иоанна Златоуста говорится: Христос, «сошедший во ад, пленил ад, огорчил его, вкусившего от плоти Его».

Такое понимание Сошествия во ад нашло свое отражение и в богослужебной жизни Православной Церкви. В одной из стихир Великой Субботы говорится: «Сегодня ад со стоном громко взывает:

“Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал”…» (русский перевод).

До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых души умерших находились в состоянии отверженности, в удалении от Бога, во мраке, в аде, в преисподней (евр: шеол) (см. Быт. 37, 35). Пребывание в аде было подобно духовной смерти, как это выражено в словах ветхозаветного псалма: Во гробе кто будет славить Тебя? (Пс. 6, 6). Адское состояние человеческих душ – это уныние, тоска, безнадежность, бессмысленость существования, парализация воли и всех добрых стремлений.

Воскресение душ в аду от евангельской проповеди Спасителя – это выход из этого состояния гнилой, болотной трясины, покаяние, пробуждение всего доброго и светлого и обретение подлинной радости вечной жизни.

«Однако Христос, сойдя во ад, не всех воскресил, но избравших уверовать в Него; освободил Он и души святых, что от века насильно удерживались в аду, и всем на небеса восхождение даровал» (Синаксарь).

И в аду Господь не совершает насилие над человеческой свободой. Если человеческая душа не захотела идти к Спасителю, она вместе с нечистыми духами спряталась в глубинах адских от света Христова Воскресения.

«Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника (сего) Единого Бога отцов, благословенного и прославленного... Поистине священна и достойна всякого торжества эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного дня Воскресения, в которую Вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба» (тропари 7-й песни Пасхального канона в русском переводе).

Великая Суббота – это предпраздненство Пасхи – Светлого Христова Воскресения, когда невидимо для мира совершается духовная победа Христа и радостно пробуждаются от греховной спячки человеческие души, которые уже ничего светлого не ожидают, пребывая в состоянии раздавленности, уныния и отчаяния. Но вот перед ними появляется, как яркое солнце, сияющий пасхальным светом Христос, и в этом свете благодати, как природа весной, оживает внутренний мир человеческой души. Так произошло две тысячи лет назад, так происходит и теперь.

Мне часто вспоминается один эпизод из фильма «Храм», который показывали по телевизору вскоре после празднования Тысячелетия Крещения Руси. У одной молодой женщины спрашивают: «Вот вы уверовали. Вы теперь счастливы?» – «Нет, не то чтобы счастлива, но то я существовала, а теперь живу!»

Такое оживание предшествует победе Христа в человеческой жизни – Светлому Воскресению, радостной жизнепобеждающей и все преображающей Пасхе. Это Церковь переживает в богослужении Великой Субботы, так происходит и по сей день в человеческих душах! Лишь бы душа хотела выйти из своего адского состояния и искала своего Спасителя...



Сошествие во адСошествие во ад
Автор: митрополит Сурожский Антоний
В каком-то смысле это дивный и трагический образ того, что случается на исповеди: священник, предстоящий на исповеди по образу Самого Бога, призванный сходить вместе с кающимся в самые потаенные закоулки боли, мрака, греха, поистине сходит во ад, изображенный на иконе. И видит он там нечто дивное и чудесное: в эти потемки сходит не только луч света, не только искра надежды; в этот густой мрак сходит Сам Господь Иисус Христос, исцеляя, спасая, принося утешение, подавая новую силу, принося радость спасения...



Великая Суббота - день поражения адаВеликая Суббота - день поражения ада
Автор: Протоиерей Борис Балашов
И вот Тот, Кто казался Светом в мрачном и ожесточенном мире, убит, уничтожен. Этот Иисус, Которому многие поверили как Божественному Посланцу и Божиему Сыну, мертвый снят со Креста, обернут в погребальные пелены и положен во гроб - каменную пещеру в скале. Вход завален огромным камнем. Все кончено! Ученики в страшном унынии сидят дома взаперти, боятся, чтобы и до них враги Христовы не добрались




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (14.04.2017) | Автор: протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2030
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика