Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Иконы Божией Матери
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 12.12.2024, 04:46 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Иконы Божией Матери

Автор: Протоиерей Борис Балашов

"Бог есть Дух" (Ин. 4, 24), Он не имеет тела, и поэтому Ветхий Завет запрещал изображать Бога. Две тысячи лет назад Сын Божий воплотился, стал Человеком, соединив в Своей Богочеловеческой Личности навсегда две природы: Божественную и человеческую. Бог, явившийся во плоти, стал описуемым. Его понимали люди, в Евангельских повествованиях Иисуса Христа человеческими словами описали евангелисты. По этой же причине о Воплотившемся Боге стало возможным сказать и иным человеческим языком - изобразительным искусством. Так, с первых времен христианства родились иконы, которые языком живописных красок рассказывают нам о Боге и открывают Его тайны, неведомые неверующему человеку, - тайны Мира Небесного. Родился и оформился в недрах Православной Церкви и язык иконы.

Реалистическая живопись и фотопортреты запечатлевают определенные моменты из нашей земной жизни. Традиционная православная икона ставит совершенно иные цели: через живописный образ явить свет Царства Вечной Божией Любви, в котором нет ни тени зла и греха, но всё сияет святостью и совершенством. Поэтому на традиционно написанной иконе нет черного цвета (в нем отсутствует свет) и теней, так как тени на иконе изображали бы отсутствие Бога в святой и прославленной Богом человеческой душе.

Нетрудно понять, что изображает икона Иисуса Христа - Бога, явившегося во плоти, то есть Человека (Богочеловека). Но что изображают иконы Богоматери и святых? Они изображают Бога, живущего в душах этих святых людей. О сиянии Божиего Царства в этих святых личностях свидетельствуют и золотой нимб, и пробела (белые блики) на лике и на руках. Это как бы лучи благодатного света просвечивают из них. И даже одежда святых изображается высвечивающейся изнутри благодатным светом Вечного Царства Бога.

Особое место в ряду икон принадлежит иконе Пресвятой Богородицы.

Если икона Христова передает черты Бога, ставшего Человеком, то в иконе Богоматери мы имеем образ первого человека, осуществившего цель Воплощения - обожение человека, теснейшее соединение его с Богом. Православная Церковь утверждает кровную связь Богоматери с падшим человечеством, несущим последствия прародительского грехопадения; она не выделяет Ее из потомства Адамова. Но, вместе с тем, исключительное достоинство Матери Божией, Ее личное совершенство, высшая степень достигнутой Ею святости, объясняют Ее особое почитание. Из всего человеческого рода Она первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, - полного преображения всего человеческого естества. Она - единственная из всех сотворенных существ - уже переступила грань, которая отделяет время от вечности, и находится уже теперь в том Царствии, наступления которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова.

На IV Вселенском Соборе в 431 году было торжественно провозглашено, что Дева Мария "истинно Божия Матерь", "вместившая в Себя Невместимого Бога". Вместе со Своим Сыном Она участвует в управлении миром.

Поэтому и Ее иконы занимают у нас особое, значительное место. Первые иконы Божией Матери, согласно Церковному Преданию, написал святой евангелист Лука. По всей видимости, он создал несколько икон, которые явились основой для дальнейшего развития иконописания.

Одна из них относится к типу, который мы называем "Умиление", где изображено взаимное ласкание Ее и Богомладенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность. Это образ Матери, глубоко скорбящей о предстоящих страданиях Сына и в молчании переживающей их неизбежность.

Другой образ относится к типу "Одигитрия" - Путеводительница. И Сама Богородица, и Младенец обращены здесь прямо к молящемуся. Это строгое и величественное изображение, где особенно подчеркнуто Божество Отрока Христа.

Возможно, третья икона изображала Божию Матерь без Младенца. Вероятнее всего, это икона походила на наши изображения Богоматери в Деисусе, то есть обращенной ко Христу с молитвой.

Видимо, к евангелисту Луке восходит и появление иконы Богоматери с Предвечным Младенцем по типу "Оранты" или более известной у нас иконы "Знамение".

Предание, что евангелист Лука первый написал иконы Божией Матери, нашло свое отражение и в богослужебных текстах. Так, в дни празднования Владимирской иконы Богородицы, написанной по типу "Умиление", на вечерне в стихире на литии говорится, что евангелист Лука, написавший первую икону Богородицы, принес ее к Божией Матери, чтобы через Ее благословение икона получила силу содействовать спасению почитающих Богородицу: "И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила".

Божия Матерь, таким образом, оценила духовную правдивость иконы, написанной святым евангелистом Лукой. Мы можем сказать, что православная традиция написания иконы Пресвятой Богородицы имеет непрерывную связь с иконами, написанными евангелистом Лукой. Но, естественно, может возникнуть вопрос, каким образом благодатность и истинность православных икон, написанных в последние столетия в России, связана с иконами, созданными евангелистом Лукой?

Лука, во-первых, является написателем и составителем Евангельского повествования. Оно написано на греческом языке две тысячи лет назад. За прошедшие со времени написания два тысячелетия Евангелие многократно переводилось на разные языки. Впервые на славянский язык его перевели Кирилл и Мефодий, а в середине девятнадцатого века был завершен синодальный перевод Евангелия на русский язык. Читая Евангелие от Луки дома по-русски или в храме по-славянски, мы читаем именно то повествование, которое написал апостол Лука. Церковные переводчики трудились для того, чтобы на другом языке народу иной культуры дать возможность правильно прочитать те святые слова и мысли, которые написал святой евангелист по-гречески. Церковь может это сделать, потому что именно Она является хранительницей истины, поэтому мы читаем многократно переписанное разными руками и печатавшееся в разных типографиях именно то Евангелие, которое написано в первом веке святыми евангелистами.

Аналогичная духовная связь преемственно существует между святыми иконами, написанными святым евангелистом Лукой, и позднейшими православными иконописцами Церкви. Хорошая традиционная икона достоверно передает то духовное содержание образа, которое вложил в свое живописное произведение - икону Божией Матери - евангелист Лука. По сути, евангелист Лука является только написателем Евангелия и иконы, автором же их является Святая Православная Церковь, которая хранит богооткровенные истины, живет ими и через Своих служителей, православных иконописцев, может их выражать.

Следует различать списки с икон, то есть православные иконы, созданные с молитвой православными иконописцами, и копии с икон. Иконы являются помощниками в молитве и спасении. Иное дело - копии с икон, написанные иногда очень тщательно и хорошими художниками, но без молитвы и вне внутренней и таинственной жизни Церкви. Эти произведения живописи хорошо передают складки одежд, орнамент, но лики - сухие и духовно мертвые. Таких подделок под иконы сейчас очень много. Сами художники подчас шутят, что "в настоящее время иконы не пишут только ленивые". Настоящая икона помогает молиться, видеть собственную душу и понимать Божии истины, на что не способна подделка - копия.

Хорошие иконописцы, создавая иконы, всегда помнили, что в этом произведении искусства они должны выразить не себя и не свой духовный мир, а пропущенную через свое верующее сердце Божию истину, выразить земными красками красоту и духовное тепло Мира Небесного. Множество дивных икон было явлено в разных городах и селениях. Поэтому иконы Божией Матери часто носят названия тех мест, где через них была явлена Божия милость, например, Владимирская, Казанская, Волоколамская, Клинская. Наименование других икон связано с какими-то действиями Богоматери или открывают Ее попечение о мире земном. Это и иконы Покрова Божией Матери, говорящие о постоянной заботе и поддержке христиан, которые просят Пречистую Деву о ней, совершают искреннее покаяние и ведут борьбу с собственными грехами. Это и иконы "Всех скорбящих Радость", открывающие любовь Богородицы ко всем, кому больно, трудно, голодно, кому очень плохо, но кто обращается за помощью и с надеждой к Ней и к Господу.

Икона во время молитвы является открытым окошком в Мир Небесный. Она требует бережного и благоговейного отношения. Конечно, можно и без икон молиться и спасаться. И спать можно не на кровати, а на нарах. Однако, это все же не лучший вариант.

Богоматерь одна, а икон Ее множество. Поэтому любой праздник Богородичной иконы есть, собственно, праздник не иконы, а Божией Матери, являющей милость через эти и другие образы. А потому такие праздники требуют и ждут от нас духовного подвига к понуждению себя с напряженным усилием исполнять волю Божию и постоянно очищать душу Покаянием и Причащением.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (05.02.2008) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 4838 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Наталия  
0
Спаси Господи, батюшка! Очень полезная статья для нашего служения в больнице. Вопросы о почитании икон- одни из самых распространенных.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz