Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Несколько слов о "формообразовании" ликов
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 24.04.2024, 23:38 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Несколько слов о "формообразовании" ликов

Автор: Екатерина Шеко

Сегодня хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю "личного письма" на примере мозаичных ликов. В первых веках христианской эры художники отлично умели изображать как внешние формы человеческого лица, так и психологические состояния. Умело использовали такие художественные средства как светотеневое моделирование формы, а также различные декоративные приемы некоторой условной схематизации лица для упрощения работы с модулями камня. И так хорошо и талантливо разработали эти приемы, нисколько не искажающие форму, - что создали практически азбуку: бери и используй уже готовые схемы раскладки личного - и можно творить дальше на этой замечательной основе:

Или более импрессионистично:

Или же более схематично:

Совершенно очевидно, что мозаичные композиции создавались теми же мастерами, в той же стилистике, соответствующей историческому периоду, что и живопись на стене или доске (иконы). И мера объёмности или декоративной стилизации мозаики соответствовала этим же вещам в иконописи и монументальной росписи. Причем повторение мотивов отнюдь не считалось грехом. Каждый мастер выбирал лучшее из известного (можно даже сказать, "модное" для своего времени) и старался сделать "еще лучше". На этом позже была основана идеология эпохи ренессанса как возрождения приемов и достижений античности.

Еще позже - классицизм, это было время увлечения раскопками, поисками и коллекционированием "антиков", а художники буквально повторяли найденные античные росписи (и надо отдать им должное, делали это превосходно!)

А вот что меня удивляет в наше смутное время, так это то, что обладание обширным и первоклассным фотоматериалом, возможность видеть все знаменитые памятники своими глазами (чего мы в советскую эпоху были совершенно лишены) не приводит (пока, быть может) к созданию произведений хотя бы среднего уровня (причем сами же "мастера" сетуют на деградацию).

Ну почему не посмотреть на хорошие аналоги, почему не проработать нормальный эскиз? Просто делается все кое-как, приблизительно. И фильм снимают, как рождается "шедевр", - линии не отрисованы, чистая схема, и та корявая... Особенная беда с новой иконографией - вместо бороды получаются червяки, вместо лика - пустая маска (с претензией на "взгляд из вечности")...

В связи с этим печальным наблюдением встает вопрос о методиках обучения. Но об этом я уже немного писала ранее здесь и здесь.

Доцент, зав.кафедрой Иконописи ФЦХ ПСТГУ, Е.Д.Шеко
Использованы материалы renardetraisin.livejournal.com

Фото: Екатерина Шеко

'Хорошие' и 'плохие' глазки на иконных ликахПро "хорошие" и "плохие" глазки
Автор: Екатерина Шеко
Сегодня мы поговорим о том, как различить "хорошие" и "плохие" глазки иконных ликов. На мой взгляд, это не так просто, как может показаться.



Лик святых женЛик святых жен
Автор: Екатерина Шеко
Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время)




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (25.11.2013) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 2052
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика