Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Соборность Церкви в памятниках иконографии
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 28.03.2024, 23:04 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Соборность Церкви в памятниках иконографии

Автор: епископ Балащихинский Николай

Верую… во едину Святую Соборную
и Апостольскую Церковь…

К теме иконографии Церковных Соборов мы уже обращались. В данной статье рассматривается вопрос о том, как отражалось в памятниках иконографии такое основополагающее свойство Церкви как ее соборность. Соборность означает то, что члены Церкви Христовой объединены в любви, вере и жизни.

Одно из ярких определений соборности дает Д. А. Хомяков. Соборность, по его учению, - целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

Ежедневно исповедуя за богослужением и в келейном молитвенном правиле свою веру во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь, мы и на примере приведенных здесь памятников иконописи можем видеть, как идея соборности Церкви раскрывалось изобразительными средствами.

Символ веры, составленный богомудрыми отцами Первого и Второго Вселенских Соборов, конечно, не стал для Церкви чем-то принципиально новым. В нем было четко и лаконично изложено то, что христианское сознание хранило со времен апостольских. Поэтому представляется, что провозглашенная в никео-цареградском символе веры идея соборности Церкви присутствовала уже в раннехристианской иконографии.

Какие события церковной истории ярче всего иллюстрируют идею соборности? Вторая глава книги Деяний апостольских открывается словами: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе (Деян. 2:1). Сошедший на апостолов Дух Святый соединил их в ту новую общность, в которой пребывание вместе является реальностью даже тогда, когда физически люди находятся на значительном расстоянии друг от друга. Ученики Христовы ощущали необходимость постоянного общения: Все же верующие были вместе и имели все общее (Деян. 2:44). Жизнь ранней Церкви - это жизнь сплоченной общины единомышленников. Именно здесь впервые звучит слово Церковь применительно к людям, уверовавшим во Христа, соединенных совместной молитвой и находящихся в любви у всего народа. Апостол Лука отмечает еще одно очень важное свойство ранней Церкви - ее открытость для новых членов: Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2:47). Это очень наглядно выражено в иконографии Пятидесятницы; с раннехристианских времен сидящие вместе апостолы не образуют замкнутого круга, что можно было бы истолковать как некую замкнутость изображенного сообщества. Круг апостолов на иконах разомкнут, причем разомкнут со стороны зрителя. Эта традиция сохранилась неизменно и в более позднее время (см. икону Пятидесятницы начала XV в. из афонского монастыря Ватопед).

Какими свойствами должен обладать уверовавший во Христа человек, желающий войти в это общение? Книга Деяний дает ясный ответ на этот вопрос: становящиеся членами Церкви крестились, постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2:41-42). Уже в апостольском Символе веры читаем: …Πιστεύω εἰς τò πνεῦμα τò ἅγιον, ἁγίαν καθολικὴν ἐκκλησίαν, ἁγίων κοινωνίαν, ἄφεσιν ἁμαρτιῶν, σαρκὸς ἀνάστασιν, ζωὴν αἰώνιον (Верую в Святого Духа, Святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную).

Считается, что первым христианским богословом, применившим термин "кафолическая церковь" (καθολικὴ Ἐκκλησία), был священномученик Игнатий Богоносец. В своем Послании к Смирнской Церкви он так и писал: "Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь".

В Русской Церкви в церковно-славянском тексте Символа веры использован в качестве эквивалента термина καθολικὴν термин Соборная. Святитель Филарет Московский в Пространном Православном Катехизисе говорит: "Церковь называется Соборной, или, что-то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов".

Об этом говорит и митрополит Макарий (Булгаков): "Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть:
- по пространству. Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле;
- по времени. Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века;
- по своему устройству. Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определенным языком или народом".

Вернемся вновь к словам 9-го члена Символа веры. В греческом тексте читаем: Εἰς μίαν, Ἁγίαν, Καθολικὴν καὶ Ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν. Членов Церкви и во времена Вселенских Соборов, и сейчас объединяет следование тем же самым принципам. Принцип соборности Церкви наглядно выражен в изображениях апостолов не только на иконах Пятидесятницы, но и в иконографии Собора святых апостолов.

На иконе XVIII в. из Рыбинского художественного музея изображены не только двенадцать учеников Христовых, но также апостол Павел и апостолы из числа семидесяти. Композиция иконы построена таким образом, что фигуры апостолов словно образуют раскрытую дверь; в глубине виден храм. Над группой апостолов изображена икона Святой Троицы. У молящегося перед иконой невольно возникают в памяти слова Символа веры о Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Отметим, что принцип, впервые примененный в иконографии Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов, стал использоваться и в иконографии Вселенских Соборов. На афонских иконах это видно весьма наглядно.

Так, на иконе XVI в. из афонского монастыря Хиландар, изображающей отцев Первого Вселенского Собора, композиция повторяет уже известную нам по иконографии Пятидесятницы. Важность решений, соборно принятых святыми участниками Никейского Собора, здесь согласуется с событием Сошествия Святого Духа на апостолов.

Церковные Соборы, и в частности Вселенские, созывались для того, чтобы соборно дать ответ, Духом Святым указанный, на те вызовы времени, которые могли помешать Церкви Христовой выполнять главную свою задачу - спасение людей. Еретические лжеучения и попытки расколоть Церковь становились предметом серьезного и глубокого изучения. Соборным разумом выносились решения, в которых не только осуждались еретические учения, но и четко формулировались те догматы веры, которые полностью соответствовали Священному Писанию и Преданию.

На иконах Вселенских Соборов, композиционно повторяющих иконографию Пятидесятницы, этот принцип соборности выражен вполне наглядно. Но известно и немало других изображений - ведь мозаики с изображением отцев Вселенских Соборов существуют, по крайней мере, с восьмого века. Особенностью таких композиций - как правило, многофигурных и носящих повествовательный характер - было то, что идея соборности Церкви была представлена в них с точки зрения как бы количественной. Противостоящие лжеучениям святые отцы были представлены достаточно большими группами, причем компоновались их изображения так, что было видно их единодушное согласие. Напротив, при изображении еретиков (если они включались в композицию) было видно и некое замешательство, позы их выражали неуверенность. Святые отцы Соборов изображались, как правило, в святительских облачениях, с Евангелиями в руках. Одежды и головные уборы еретиков не носили характера богослужебных, во всяком случае, отличались от святительских риз. Эти особенности были закреплены позднее и в иконописных подлинниках.

Такой подход характерен для более поздней иконографии.

Например, икона с изображением Первого Вселенского Собора конца XVI в. из Ростовского музея почти полностью совпадает с описанием подлинников. Здесь представлено и видение святителю Петру Александрийскому - Христос в отроческом возрасте в разодранной ризе, и одетый в парадные одежды сидящий на престоле император Константин (в иконописном подлиннике он описывается седовласым, но на данной иконе этого нет). По правую руку сидят три святителя с Евангелиями в руках; у одного из них Евангелие приоткрыто. По другую сторону - два ведущих между собой беседу святителя и третий, который обращается к расположенному ниже еретику - Арию с увещеванием. Этот фрагмент соответствует описанному Евсевием Кесарийским началу Собора: "царь выслушивал всех терпеливо, внимательно принимал предложения, и, разбирая в частностях сказанное той и другой стороной".

В нижней части композиции - завершение Собора: император Константин стоя обращается к православным участникам Собора; первым стоит святитель Николай Мирликийский, за ним святитель Афанасий Александрийский. Видно по всему, что Константина вполне убедили аргументы святителей, он согласен с осуждением арианской ереси. Ни доводов, ни письменных обращений ариан император уже не принимает. Два арианина в белых колпаках на головах стоят позади императора и что-то пытаются еще доказать. Но святые отцы Первого Собора уже отстояли веру православную. Отстояли соборно - и на иконе видно, как это происходило. Это их совместный поиск убедительных слов в защиту Церкви - конечно, на основе Священного Писания; и стремление сохранить целостность Церкви, и обличения еретика. Здесь нет статичности; все изображенные лица показаны в действии. Богословский спор, победа над еретическим учением Ария - плоды трудов отцев Первого Вселенского Собора - дали возможность сформулировать догматически четкий Символ веры:

"Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рожденного от Отца, т. е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради нас человеков и ради нашего спасения нисшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа. Говорящих же, что "было, когда [Его] не было", и "до рождения Он не существовал", и что Он произошел "из не сущих", или говорящих, что Сын Божий "из иной ипостаси" или "сущности", или что Он "создан", или "преложим", или "изменяем", таковых анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь".

Иконы с изображением отцев Вселенских Соборов - даже совсем небольшие, как фрагменты из минейных икон XVI в., показывают именно это: как происходил процесс поиска единственно верного единодушного, соборного решения: "Изволися Духу Святому и нам…" Изображено всего несколько фигур, но они ясно передают весь драматизм ситуации: Церкви нелегко далась победа над арианской ересью. В нижней части фрагмента минейной иконы, изображающего отцев Первого Вселенского Собора (в неделю 7-ю по Пасхе) показаны святители, единым фронтом, соборно, выступающие против ариан. Важная, на наш взгляд, деталь: ариане держатся плотной группой, их немало, и победа над ними далась нелегко.

На другом фрагменте - Седьмой Вселенский Собор. К соборной защите святых икон - а это главное из деяний Собора - присоединились императрица Ирина и царь Константин - отрок; они сидят на престоле, а перед ними - святители Христовы, держащие святые иконы. У одного из них - Нерукотворный образ ("Спас на убрусе"), у другого - оплечный образ Спасителя; икона Божией Матери помещена рядом с царем Константином. К Собору святителей присоединились Спаситель и Пречистая Богородица. Но еретики-иконоборцы изображены и здесь: ведь еще совсем недавно они представляли силу, казалось бы, непреодолимую.

В отстаивании истин веры Христовой случались страницы трагические.

Например, на иконе преподобного Максима Исповедника (конец XVI в.) в житийных клеймах соборность представлена не как собрание значительного количества людей, правильно богословствующих и защищающих веру Христову. Правду Божию ему приходилось отстаивать в меньшинстве, но с ним был Сам Господь и Его Церковь.

В середине IV в. св. Кирилл Иерусалимский в своих Огласительных словах дает следующее толкование кафоличности - соборности Церкви: "Она - в целой вселенной, от пределов земли до пределов ее, и потому что соборно и без всякого опущения преподает все догматы, долженствующие быть известными людям, о видимых и невидимых вещах, о небесных и земных, и подчиняет благочестию весь род человеческий, и начальных и подначальных, ученых и простецов, и потому, что соборно врачует и исцеляет всякого рода заблуждения, совершенные душой и телом; в ней же приобретается все именуемое добродетелью, какого бы то ни было рода, - и в делах, и в словах, и во всяком духовном даровании".

Таким образом, святитель Кирилл называет три свойства соборности Церкви: 1) ее универсальность, 2) всеобщее, или соборное, преподание догматов и 3) всеобщее же, или соборное, врачевание грехов и приобретение добродетелей.

Как во времена Вселенских Соборов, так и в последующие соборность Церкви выражалась в верности этим условиям церковного единства, то есть подлинно соборной является Церковь Православная, так как:
- у нее есть иерархия, имеющая апостольское преемство благодати;
- она сохраняет неизмененными символы, и догматы, утвержденные на Вселенских соборах;
- она соблюдает принципы Вселенских соборов - "преподавать догматы" и "врачевать всякого рода заблуждения" только соборно.

Начиная с середины XVI в. в русской иконописи появляется целый ряд икон с символико-аллегорическими и назидательными сюжетами. К этому времени относится и появление икон, получивших наименование "Символ веры".

Обычно композиция иконы разделена на регистры, либо на отдельные клейма, соответствующие членам Символа веры. При несомненной наглядности такая иконография страдает перегруженностью мелкими деталями; наряду с изображением в ней присутствует большое количество надписей, что не всегда способствует выразительности. Кроме того, появление новых сюжетов вызывало поначалу немалое смущение в Русской Церкви.

Так, в октябре 1553 г. во время соборного заседания, на котором обсуждались меры принятые относительно иконописания на Соборе 1551 г., участвующий в заседании посольский дьяк Иван Висковатый высказался против новых икон. По поручению святителя Макария дьяк подготовил записку с пространным изложением смущающих его особенностей новой иконографии. Висковатый обвинил протопопа Благовещенского собора Сильвестра и другого благовещенского иерея Симеона в связи с еретикам Матвеем Башкиным и Артемием и просил соборного разбирательства. Соборное разбирательство по этому делу состоялось в январе 1554 г. и закончилось осужением самого дьяка; на недоуменные вопросы дьяка Собор ответил отрицательно. Дьяк в своих заблуждениях раскаялся.

Тем не менее, новые иконографические сюжеты продолжали вызывать смущение. Ранее их правомочность оспаривал новгородский архиепископ Геннадий; отрицательно относился к ним и прп. Максим Грек: "Преизлишне таковы образы писати, иноверным и нашим хрестианам простым на соблазн". Но новая иконография утвердилась, не получая широкого распространения лишь по причине технической сложности: большие многофигурные композиции способны были написать немногие мастера.

За такие композиции брались мастера Оружейной палаты, Строгановской школы, а позднее - палешане.

В качестве примера можно привести несколько таких икон - композиционно они схожи, но весьма различны в деталях. Хочется отметить, что иллюстрация девятого члена Символа веры на этих иконах бывает очень выразительной: на иконе XVII в. из Государственного Русского музея в этом клейме показан храм с раскрытыми царскими вратами, на ступенях стоят апостолы с раскрытыми книгами - они учат народ, пришедший в храм, истинам веры Христовой. Здесь раскрыты те грани соборности Церкви, о которых говорилось выше: апостольское преемство благодати, непреложность догматов, соборное врачевание всякого рода духовных недугов.

Соборность Церкви - одно из ее свойств, трудно понимаемых современным массовым сознанием, но безусловно необходимых для выполнения главного предназначения - спасения людей.

Епископ Балашихинский Николай

Литература:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М.,1963.
Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003.
Квливидзе Н. В. Вселенский собор. Иконография / Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
Малков Ю. Г. Тема Вселенских Соборов в древнерусской живописи XVI-XVII вв. // Даниловский Благовестник, 1992. № 4.
Подлинник иконописный. Изд. Большаков С.Т. под ред. Успенского А.И. М., 1903.
Троицкий В. Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912.
Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. 3-е изд. Т. 2. М., 1886.

Источник: www.mepar.ru

Древнейшие иконы Московского краяДревнейшие иконы Московского края
Автор: А. Б. Мазуров
Икона обладает своим особым языком, который надо уметь читать. При том, что иконография весьма традиционна, иконы разных эпох несут совершенно особый дух, идеи, приметные и важные только для данного времени. Я попытаюсь дать обзор икон, связанных с Подмосковьем и имеющих датировку до 1400 г. Разумеется, это условный рубеж, поскольку средневековые памятники иконописи имеют иногда весьма широкую дату.



Книга в иконографииКнига в иконографии
Автор: Епископ Балашихинский Николай
Книга была, есть и будет главнейшим средством информации, образования и воспитания. Рассматривая книгу как явление культуры с точки зрения теории информации, можно говорить о трех объектах этого явления: во-первых, это источник информации, её автор или создатель; во-вторых - потребитель информации, её адресат; в третьих - передающая инстанция. Задачи этого "третьего объекта" - получение, накопление, обработка и сохранение информации, открывающейся в Слове Божием - в том, что Церковь именует Священным Писанием.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (31.05.2014) | Автор: Епископ Балащихинский Николай
Просмотров: 2968
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика