Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Некоторые сюжеты из цикла Страстей Христовых
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 24.04.2024, 18:19 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Некоторые сюжеты из цикла Страстей Христовых

Автор: Екатерина Шеко

Для поклонения честным Страстям Христовым в дни Страстной седмицы на аналой выкладывается икона с изображением нескольких клейм - событий евангельской истории. Поскольку за время служб этих скорбных дней прочитывается несколько сюжетов, то и аналойная икона включает несколько композиций (как пример, "Новгородские таблетки" XV в. из Софийского собора). На верхней таблетке: "Предательство Иуды", "Суд первосвященника", "Отречение Петра" и "Суд Пилата". На нижней: "Бичевание", "Поругание", "Несение Креста" и "Возведение на Крест".

Еще вариант - икона XIV в. из монастыря Влатадон (Салоники).

Отдельные иконы с изображением сюжетов страстного цикла встречаются реже: это иконы больших иконостасных рядов, где кроме двунадесятых праздников оставалось достаточно места для подробного цикла Страстей Христовых. Например, иконостас соборного храма афонского монастыря Пантократора XVI в.

Сюжет предательства Иуды в православной традиции заметно отличается от того, как это представляется в живописи Католической Церкви. Лица воинов написаны также просто и спокойно, ничем не отличаясь от ликов апостольских.

Характерная деталь: на многих иконах и фресках с изображением этой сцены апостол Петр сидит в правом нижнем углу и "косметически" отрезает ухо рабу.



Иконография сцен поругания на немногих сохранившихся древних иконах аналогична изображениям на фресках. Например, новгородская икона XVI в. следует иконографии балканских фресок XIV в.



Особенно трогательна сцена отречения апостола Петра и его рыдания (на колонне с капителью).



И наконец, единственная в своем роде фреска с изображением самоудавления Иуды (веревку он держит своими руками) из церкви святого Никиты (Чучер) XIV в.

Е. Шеко,
зав. кафедрой иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ,
доцент, зав. научным отделом базы данных по иконографии и восточно-христианского искусства



Великий пост: иконографические параллелиВеликий пост: иконографические параллели
Автор: епископ Балашихинский Николай
Иконографические сюжеты притч о мытаре и фарисее, о блудном сыне, а также сюжет изгнания Адама из рая появляются достаточно поздно и встречаются, как правило, в храмовой росписи. Несколько ранее, уже в Х веке, появляются сложные композиции Страшного Суда, а также еще ряд сюжетов, имеющих отношение к Святой Четыредесятнице.



Сошествие во адОб иконографии Воскресения Христова - Сошествия во ад
Автор: Екатерина Шеко
В центре композиции изображен Христос в боковом повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. Фигура Спасителя окружена голубым сиянием - "мандорлой", означающей Его Божественную славу. По обе стороны от Него расположены две группы праведников на фоне симметричных горок: слева представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон, рядом с ними - пророк Нового Завета Иоанн Предтеча, а справа - прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем. Христос держит руку Адама, как бы вытягивая его из открытой гробницы.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (09.04.2015) | Автор: Екатерина Шеко
Просмотров: 3591
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика