Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Роль Касперовской иконы Божией Матери в Крымской войне
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 23.04.2024, 16:28 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Роль Касперовской иконы Божией Матери в Крымской войне

Автор: игумен Феофан (Замесов)

Земли Святой Руси часто не давали покоя завоевателям. И всегда, в минуты наибольшего напряжения сил, Пресвятая Богородица посылала свою помощь верующему народу. Велико для православных христиан значение иконы Божией Матери Касперовской, 160-летие которой будет отмечать Русская Православная Церковь в 2015 году.

Вот как описывает обстоятельства обретения этого образа церковный историк протоиерей Сергий Петровский: "В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, - Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки, а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами".

Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи, в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых неизвестно по каким обстоятельствам настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг "стал столь светлым и живым", что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери.

Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила иначе! Образ обновился чудесным образом, и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления…

В соседстве с селом Касперовкой в то время находилась деревня Кизим. Жила там мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева; женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться святому образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.

"От сего случая, - говорила г-жа Касперова, - в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление".

На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Параскеве Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием…

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперовa лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.

В 1846 году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовaть факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей сообщали о явлении мнимых "святынь", а с другой стороны надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.

К этому времени о чудотворном лике знает уже весь Причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа как в прошлом, так и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.

Вот заслуживающий внимания случай, произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда по рекомендации батюшки группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля, в день праздника Собора Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства икона была доставлена в центр села прямо на площадь, перед ней был совершен молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна не умер ни один человек. В память этого события в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

В 50-х годах XIX столетия, по благословению Святейшего Синода с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии - Херсон, Николаев, Одессу.

12 января 1852 года, по разрешению императора Николая I, в Херсоне учрежден крестный ход.

Для того чтобы приблизиться к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни города, приведем краткое его описание, взятое из записей замечательных дат Херсона. "В 1852 году, 8 мая в день праздника Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы Владыка Иннокентий1. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня".

В 1854 году во время Крымской войны граждане города Одессы отправили депутацию к Преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: "При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения".

Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.

26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни православные вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находившихся под дулами смертоносных орудий эскадры. Все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.

Накануне 1 октября перед соборной площадью собралось почти все население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом. По благословению Владыки, стали читать покаянный канон - все просили Царицу Небесную пощадить город. Вид этой небольшой иконы (7 вершков вышины и 6 ширины), писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на грустном лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы.

В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день - и флот внезапно ушел.

Одни считали это избавление случайностью, другие - незнанием врагом наших наличных сил и страхом перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Ее омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.

Великой опорой и укреплением духовных сил и веры нашего народа послужила эта икона во времена бедствий, которые обрушивались на наше Отечество в периоды испытаний, когда к границам нашим подступали иноземные вражеские полчища. Она являлась свидетельством присутствия Покрова Царицы Небесной и для одесситов, и для херсонцев, и для защитников Севастополя, - для всех, кто требовал Ее материнской помощи.

В молитве перед чудотворным образом находили все и ободрение, и утешение, и надежду на безопасный исход войны. Им благословлял святитель Иннокентий проходившие через Одессу в Севастополь войска. Им осенялись устроенные на нашем морском берегу батареи и благословлялись приставленные к ним для защиты порта и города отряды. Этот образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним давали обет и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках.

Благодаря благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причем не только морского, но и воздушного.

Любопытен один факт из истории Крымской войны, также связанный с чудотворным образом. Когда святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А.С. Меншикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать: "Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь".

На что высокомерный вельможа дал такой ответ: "Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную - мы и без Нее обойдемся!…" Вскоре Севастополь пал…

В мирное время традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. Как об этом свидетельствуют описания того времени, чудотворная икона ежегодно крестным ходом приносилась из Касперовки в Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывала до 29 июня в Херсоне; с 1 июля по 1 августа - в Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читался акафист Пресвятой Богородице. Последний крестный ход был совершен в 1918 году. С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 1990-х годах.

Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года она проводила в Одессе и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней.

Дни празднования: 12 июля (29 июня) и 14 октября (1 октября), в среду Светлой седмицы.

Игумен Феофан (Замесов)

1. Святитель Иннокентий (Борисов, 1800-1857), архиепископ Херсонский и Таврический.

Используемые источники:
1. Сайт www.deva-maria.ru
2. Е.Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914 г.
3. http://history.mk.ua
4. http://www.pravoslavie.ua

Источник: www.mepar.ru

О почитании Пресвятой Богородицы
Автор: святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
В утренней молитве к Пресвятой Богородице мы говорим: "Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати". Конечно, единственный источник благодати - только в Триедином Боге, и Пресвятая Богородица может изливать на нас не Свою собственную благодать, а только избытки благодати, получаемой Ею от Духа Святого. И этот избыток так велик, что его хватит на всех христиан, с верою молящихся Ей.



Протоиерей Борис Балашов : Об иконоборчествеО почитании икон
Автор: Протоиерей Борис Балашов
В истории Христовой Православной Церкви не раз находились люди, которые стремились упростить ее вероучение, сделать его якобы понятнее. Да и церковную жизнь сделать полегче, чтобы поменьше требовалось напрягаться. Некоторым казалось, что силы, затраченные на церковное искусство, израсходованы впустую. А, тем более, непонятно - зачем нужны монастыри? Шли бы эти монахи в армию или на производство - да жили бы как все! А им какая-то самоотверженная любовь да подвиг жизни ради любви к Богу требуется…



Виталий Питанов о почитании святых иконО почитании святых икон
Автор: Виталий Питанов
Почитание икон часто вызывает недоумения. Для сектантов это обвинение уже успело стать классическим, что является хорошим показателем того, что большинство из них не вслушиваются в ответы, которые им даны. Итак, в Ветхом Завете есть заповедь: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им". В чем смысл этой заповеди?




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (13.10.2015) | Автор: игумен Феофан (Замесов)
Просмотров: 1649
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика