Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

В центре внимания – личность ученика
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 12.08.2020, 22:06 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

В центре внимания – личность ученика

Автор: Ирина Филиппова

Интервью с директором Православной классической гимназии «София» Н.И. Бордиловской

Интервью с директором Православной классической гимназии София Н.И. Бордиловской

– Наталья Ивановна, расскажите, пожалуйста, чем православная гимназия (школа) отличается от школы обычной, светской?

– Программа, по которой учатся в гимназии, полностью соответствует Государственному образовательному стандарту. Углубленно в гимназии изучается литература, история, русский язык. Кроме основного образования дается дополнительное по Основам Православия, включающее уроки по Закону Божию, Литургике, истории Церкви, церковнославянскому языку, хоровому пению. Мы полагаем, что школьное обучение со всем многообразием дисциплин должно сформировать у учащихся представление о мире как о целостной системе, движимой Промыслом Божиим. В целом, программа любой гимназии отличается от программы обычной школы своей гуманитарной направленностью.

Это все относится к учебному процессу. Но есть и другое, главное, отличие. В православных гимназиях и школах относятся к образованию не просто как к процессу обучения, но еще и как к процессу воспитания. Здесь важно обращение к внутреннему миру ребенка, важно, каким он растет, каким он должен стать. Этому в православных учебных заведениях уделяется повышенное внимание.

Жизнь православной гимназии строится по особому укладу. В центре внимания у нас личность ученика. А личность формируется по проверенному тысячелетиями закону жизни в лоне Церкви. С самого начала занятий в гимназии дети учатся понимать основы духовной жизни человека, внимательно относиться к своему внутреннему миру. Здесь, в гимназии, они приобретают опыт личного покаяния, опыт исповеди и Причащения, опыт молитвы. Здесь происходит обучение ребенка общению с Богом, ведь именно общение с Богом закладывает основу жизни человека, придает ей ясный смысл, это очень важно.

Сейчас говорят о том, что мир агрессивен. Но он всегда был несовершенен и агрессивен. И выстоять, то есть сохранить в себе нравственные чувства, совесть, образ Божий, в этом мире может только мужественный человек, и этому мы учим детей.

– Но сможет ли верующий ребенок, выйдя из стен гимназии, общаться в мире неверующих или далеких от Православия сверстников?

– Нельзя сказать, что наши дети находятся в замкнутом пространстве, в каких-то тепличных условиях, хотя надо признать, что они несколько отличаются от условий в светских школах. Ребята общаются и за пределами гимназии. Круг их общения достаточно широк: это и музыкальная, и спортивная школы, и Дом детского творчества, и всевозможные кружки и коллективы. Наши дети не выглядят замкнутыми, заключенными в каком-то своем микроклимате, но в то же время они отличаются от других сверстников. Постоянное внимание к своему внутреннему миру дает свои плоды. И опыт православных гимназий показывает: когда их выпускники приходят в высшие или специальные учебные заведения, они притягивают к себе сверстников с совершенно различными мировоззрениями, потому что эти дети, в большинстве своем, интересные, с глубоким внутренним миром, честные, порядочные, добрые, а это привлекает людей.

– Вы сказали, что в гимназии много дополнительных предметов, а современная программа довольно напряженная. Не страдает ли в связи с этим уровень знаний?

– Уровень знаний – это вещь не однолинейная. Он зависит от многих причин: способностей обучающегося, его старания, желания учиться, уровня подготовки и профессионализма педагога, даже от того, сколько учащихся в классе. У нас, кстати, более 15 человек в классе редко практикуется, это оптимальная группа для того, чтобы все дети были охвачены вниманием учителя. На самом деле причина перегруженности ученика иная. Если учиться интересно, то и усталости не чувствуется, а если тебе скучно и присутствие на уроке для тебя – тоска и уныние, то тогда действительно тяжело высидеть день занятий, потому что от безделья обычно устаешь больше, чем от дела.

Мы учитываем и способности ребенка, и атмосферу в классе, даем детям возможность получения консультаций у учителя, всячески поощряем занятия исследовательской деятельностью.

Плюс ко всему в прошлом году мы опробовали новую систему занятий по триместрам: осень, зима, весна. Каникулы при этом не привязаны к концу триместра. Нам эта система понравилась, она дает возможность ребенку отдохнуть на каникулах, когда промежуточные результаты еще не подведены и на настроение не влияет удачное или неудачное окончание триместра.

– Наталья Ивановна, какие они, сегодняшние гимназисты?

– Они обычные, нормальные дети, которые проходят все этапы психологического роста. У маленьких основное – это учение. В средней школе – общение. Конечно, они все разные, и общий абстрактный портрет нарисовать довольно сложно, да, наверное, и не нужно, потому что каждая личность уникальна. Есть дети темпераментные, есть спокойные, рассудительные. Всё как у всех. Единственное, что отличает наших гимназистов от сверстников, как я уже говорила, – это внимание к своему внутреннему миру. Каждый месяц у нас проходят богослужения, исповедь. На исповедь приходит много священников, и у каждого ребенка есть возможность решить свои личные проблемы. Причем давления никакого не происходит. Бывают ситуации, когда ребенок говорит, что он не готов сегодня исповедоваться и причащаться, но рано или поздно необходимость эта у каждого возникает. Здесь важны и отношения между взрослыми и детьми в коллективе. Когда мы все причащаемся из одной чаши, доверия больше. Когда дети видят, что и взрослые тоже исповедуются, а с исповеди идут со слезами на глазах, то понимают, что и у взрослых тоже есть проблемы. Вообще жизнь учителя без личного покаяния развивает в нем менторские черты: «Я прав, и вы должны поступать так, как я сказал!» Когда учитель начинает жить внутренней церковной жизнью, то отношения между учеником и учителем строятся не на страхе, а на взаимном уважении.

– Каковы дальнейшие перспективы развития Православной гимназии «София» и ближайшие планы работы?

– В 2010 году гимназия отметит свой десятилетний юбилей. Для школы 10 лет – это период становления, когда сформированы основные традиции, сложился коллектив. Мы будем подводить некоторые итоги, поэтому будущий год для нас можно назвать аналитическим. А накануне юбилея состоится первый выпуск гимназистов-одиннадцатиклассников – это очень значимое событие. Будем следить, как дальше развернется их судьба, чтобы учесть это для будущей работы со старшеклассниками. И, конечно, хотелось бы, чтобы все педагоги, живущие напряженной творческой жизнью, глубоко осмыслили вопросы православного воспитания.


Гимназия «София»: на пороге нового учебного года


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (30.08.2009) | Автор: Ирина Филиппова
Просмотров: 2019
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика