Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Богослужебные тексты как источник вероучения. Путь согрешившего человека к древу Жизни
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 29.03.2024, 11:39 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Богослужебные тексты как источник вероучения. Путь согрешившего человека к древу Жизни

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Богослужебные тексты как источник вероучения.

Путь согрешившего человека к древу Жизни

Доклад на секции "Церковно-приходская воскресная школа" Рождественских Чтений 2010 г.

Православное вероучение имеет в основе своей два источника: Священное Писание и Священное Предание.

Голос Священного Предания ясно выражен и в православном богослужении, особенно в самых древних его частях. Воскресные службы Октоиха, богослужебные тексты двунадесятых праздников, Триоди постной и цветной - все это бесценные сокровища церковной мудрости в разных областях духовного знания: догматики, аскетики, нравственного богословия.

Протоиерей Борис Балашов

Протоиерей Борис Балашов

Существующая школьная богословская наука основана на западной системе изучения богословия. Но есть и иная, которая искони существовала в Православной Церкви, в том числе и у нас на Руси. До Петровской эпохи эта система изучения богословия была господствующей, а среди простого народа и монашества сохранялась вплоть до революции. К большому сожалению, эта система в наше время оказалось почти полностью забытой, и лишь в незначительной степени она сохраняется в богословских школах.

Мой личный опыт показывает, что можно заниматься изучением богословия, то есть основ православного вероучения, по богослужебным текстам, не повторяясь ни разу в течение нескольких лет. Это в равной степени относится как к детским старшим и средним, так и взрослым группам воскресной школы.

Для подготовки к занятиям преподавателю следует вооружиться Библией, Симфонией на Библию, "Полным церковно-славянским словарем" протоиерея Григория Дьяченко и богослужебными текстами. При отсутствии достаточного количества богослужебных книг для учащихся можно воспользоваться более дешевым вариантом - Богослужебными сборниками.

Сейчас мы проведем как бы маленькое занятие по одному из важнейших вопросов православного учения о спасении.

В данной ситуации будем вести речь на уровне взрослых учащихся воскресной школы. Для детей надо говорить, детальнее объясняя каждый вопрос и более медленно.

Накануне Великого Поста в неделю сыропустную Православной Церковью воспоминается величайшая трагедия - Адамово изгнание из рая в результате грехопадения. В богослужении с разных сторон осмысляется это событие, описанное в последних стихах третьей главы книги Бытия: И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3, 22-24)

Смысл слов Божиих следует понимать так: "Вот Адам помышляет стать как один из Нас и желает простереть руку свою к древу жизни и жить вечно".

Смерть ограничивает развитие греха и порока. Если же снять это ограничение, то грех и зло разовьются на земле безмерно. Грех и зло не должны иметь вечного существования. Адам лишился рая не добровольно. Поскольку он по своей воле потерял райское состояние, то по воле Божией он лишается и рая. Теперь между человеком и Богом лежит сфера "обитания" Ангелов, поставивших преграду между человеком и Раем.

"Пламенный меч обращающийся" - между человеком и Богом по причине грехопадения возникла огненная преграда, т.е. совершенно недоступная для согрешившего человека таинственная сфера, куда он не может проникнуть, иначе же погибнет

Поставим себе цель: с помощью анализа богослужебных текстов решить два вопроса: что такое райское "древо жизни" и до каких пор будет существовать эта огненная преграда, заградившая человеку путь в Рай и к "древу жизни"?

Скорбь согрешившего человека о потере Рая и "древа жизни" ярко выражена в стихире на "Господи воззвах" недели сыропустной: "Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену, увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но, о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся; ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых, милостиве Щедрый, вопию Ти: помилуй мя, падшаго".

Здесь выражена великая скорбь о потере величайшего счастья - блаженства наслаждения жизнью в райском мире, потеря непосредственного созерцания и общения с Богом. Но за этим звучит мотив надежды на окончание такого удаления от Бога: "помилуй мя падшаго"

В предрождественские дни в храмах поется и читается тропарь предпразднства Рождества Христова: "Готовися, Вифлееме, отверзися всем Едеме, красуйся Евфрафо, яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы, рай бо Оная чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ".

В этом тропаре в поэтических образах Неба и земли говорится о подготовке мира к явлению в нем Бога. Вифлеем, или иначе Евфрафа, - маленький городок в 8-ми километрах от Иерусалима, родина царя Давида, которому было обещано Богом рождение от него потомства: Мессии - Христа. На этот город указывал и пророк Михей как на место рождения Спасителя (см. Мих. 5, 2).

Но в этом же тропаре говорится и о Едеме, о котором сказано во второй главе Бытия: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). То, к чему должен готовиться Вифлеем, заставит открыться и затворенный Едем-Рай.

Что же за событие всемирного значения должно произойти в Вифлееме, в хлеву - пещере для скота, - который и названто вертепом? Так вот, в этом невзрачном и бесславном месте процветет от Девы Древо Живота, то есть Древо Жизни. А единственный случай девственного рождения в истории человечества - это рождение Иисуса Христа от Девы Марии в Вифлеемской пещере, Сына Божиего, ставшего в утробе Пресвятой Богородицы Сыном Человеческим. Таким образом, Древом Жизни Православная Церковь называет Сына Божиего

Девическое чрево явилось духовным (мысленным) раем. И в этом Едеме райский сад, в нем произрастают плоды, от вкушения которых мы обретем бессмертную жизнь - "не якоже Адам умрем"

В тропаре ясно называется цель Боговоплощения: "Христос раждается прежде падший возставить образ", - человека, который является хоть и согрешившим, впадшим в грех, но все же образом Божиим. И вот этот-то образ и приходит поднять на достойную высоту и восстановить в подобающей ему красоте Божий Сын, называемый в Евангелии "Словом" или "Логосом" (см. Ин. 1, 1).

Еще конкретнее на поставленные нами вопросы отвечает первая рождественская вечерняя стихира "на Господи воззвах": "Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное oружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради. Неизменный бо образ Oтечь, образ присносущия Eго, зрак раба приемлет, от неискусобрачныя Матере прошед, не преложение претерпев: еже бо бе, пребысть Бог сый истинен: и eже не бе прият, человек быв человеколюбия ради, Тому возопиим: рождейся от Девы Боже, помилуй нас".

Переводим эту стихиру на русский язык для лучшего понимания ее смысла: "Придите, будем радоваться о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, огненный меч отступает, Херувим удаляется от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за непослушание. Неизменный Образ Отца, отражение вечности Его, принимает вид раба, родившись от не знающей брака Матери, не потерпев изменения. Он остался, чем Был - Богом истинным, из любви к людям ставшим человеком, принял то, чем не был. Восклицаем Ему: Господи, родившийся от Девы, помилуй нас".

Средостение - стена, разделяющая два разных владения, в нашем случае две среды: мира Божией славы и мира людей, искаженного грехом.

Градеж - ограда, забор.

Таким образом, рождественская стихира утверждает, что воплощением Божиего Сына разрушается и устраняется преграда, отделявшая нас от Бога, ведь Сам Бог стал человеком, соединив в Себе Самом Мир Небесной Славы и мир земной. Огненный меч отступает - открыт вход в райский мир. Более того, Херувим удаляется от райского древа жизни. И громоподобно возглашается последствие этих событий: "и я причащаюсь райской жизни, от которой был изгнан за непослушание". Так вот, мы теперь знаем, что такое Древо Жизни - это Сам Богочеловек, соединяющийся с нами в Таинстве Причащения и входящий в нашу жизнь для нашего благодатного преображения.

В стихире недели сыропустной мы слышим скорбь согрешившего человека: "О раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя". Теперь дается возможность не только личной встречи, но и глубочайшего соединения с Творцом ради восстановления падшего образа - человека - в его первоначальном назначении. Как Пресвятая Дева вместила в Себя мысленный (духовный) рай, так раем теперь может и должен стать внутренний мир человека-христианина

Сын Божий рождается от Девы, не знающей брака Матери, при этом Он никак не изменяется - "не претерпев изменения", ведь Бог как совершеннейшее Существо неизменен по Своей природе. По любви становясь Человеком, Он принимает "то, чем не был", то есть человеческую природу. Но обе природы во Христе сохраняют свои природные свойства. Как говорится в догмате о воплощении Сына Божия, в Нем две природы соединились неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Эта истина наглядно выражается в православном перстосложении для совершения крестного знамения. Безымянный палец и мизинец соединяются вместе, но каждый палец, повторяя общее движение согнутости, остается самим собой

Таким образом мы решили поставленную нами задачу с помощью богослужебных текстов, не обращаясь ни к каким учебникам и учебным пособиям по изучению православного богословия.

Думаю, что такая система работы с детьми и взрослыми поможет не только лучшему пониманию богослужения, но и самих основ христианского вероучения. Как следствие, люди смогут понять Иисуса Христа и Его Евангелие, а значит, и полюбить Бога и вечную жизнь.

Фото: Алексей Савин

Учебные пособия для воскресных школ и катехизации взрослых


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (20.02.2010) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3706
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика