Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Развитие Руси после 988 года
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Вторник, 26.10.2021, 10:59 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

Развитие Руси после 988 года

Автор: А. Б. Мазуров, ректор МГОСГИ, профессор, д.и.н.

Главным деянием святого равноапостольного князя Владимира было, конечно, Крещение Руси. Ученые совершенно справедливо считали это событие определяющим и провиденциальным для всей нашей истории, своего рода ее благословением.

Вместе с тем Крещение привело к фундаментальным изменениям в очень многих областях жизни. Можно говорить об эпохе князя Владимира (конец X - начало XI вв.) как о времени достаточно серьезных, не только ментальных, но и культурно-цивилизационных, а также общественно-политических и военных изменений. Не затрагивая здесь в полном объеме весьма важной и обширной темы культурных последствий, хочется обратить внимание на некоторые существенные черты развития Руси после 988 года.

Прежде всего, следует обратить внимание на постепенное распространение новых технологий, которые пришли из Византии и обеспечили Руси переход на новый уровень развития. Все они, так или иначе, связаны со строительством и обустройством храмов. Строительство Десятинной церкви в Киеве, в 996 году, явилось начальной точкой отсчета каменного зодчества Руси. Если киевский Софийский собор эпохи Ярослава Мудрого еще полностью воспроизводит византийские прототипы, то уже София Новгородская содержит самобытные древнерусские черты. Помимо культовых зданий, возводятся гражданские постройки, а также важные части городских фортификаций (Золотые ворота в Киеве). Технология производства кирпича и процесс строительства полностью следуют византийским образцам. Об этом свидетельствуют даже размеры кирпича-плинфы (30×30×4 см), соответствующие греческим стандартам.

Другая сфера распространения передовых, для своего времени, новаций - ювелирное дело, которое обслуживало элиту общества. Однако для Руси, первостепенное значение имело обустройство и благоукрашение храмов. Из Византии на Русь пришли такие приемы декорирования и обработки поверхности ювелирных изделий, как:

- скань (украшение или создание целых изделий из перекрученных ажурных золотых или серебряных проволочек);

- чернь (способ нанесения изображения на золотую или серебряную основу путем затемнения фона до темно-грифельного цвета составом на ртутной основе, либо же создания таким же путем изображений на золотом или серебряном фоне);

- зернь (способ декорирования поверхности ювелирного изделия путем пайки мельчайших серебряных шариков диаметром 1 мм, каждый из которых помещался в специальное напаянное же "гнездышко-колечко");

- перегородчатая эмаль (способ декорирования поверхности золотого изделия путем нанесения на него ячеек из напаянных проволочек, каждая из которых заполнялась стеклом особого цвета, составлявших узор или изображение святого).

Со временем, развитие ювелирного дела в Древней Руси достигло высочайшего уровня, пережив настоящий расцвет в XII - начале XIII вв.

Еще одним важнейшим технологическим приобретением Руси в период после Крещения стало стеклоделие. Оно принадлежало к кругу наиболее сложных производств, секреты которого тщательно охранялись. Мастера стекольного дела пришли в Киев вместе со строителями, ювелирами и иконописцами. Перед ними стояла задача украсить храмы мозаиками, обеспечить церкви и дома верующих лампадами. И лишь затем пошла речь о производстве бокалов и кубков для пиршеств знати, стеклянных браслетов и бус. Византийские стеклоделы взяли себе русских учеников, которые создали свою собственную средневековую школу стеклоделия, уничтоженную в ходе нашествия монголо-татар в XIII веке.

Новым явлением эпохи князя Владимира, о котором говорят неоправданно мало, стало появление принципиально нового календаря. Если в IX-X вв. счет лет велся, как полагают ученые, по порядковому номеру года правления каждого князя (например, в "32-ой год правления князя Игоря - т. е. в 944 г. - тот совершил свой второй поход на Византию"), то после Крещения появилась исходная точка отсчета времени. В качестве нее признавалась византийская дата сотворения мира, которая отстояла от Рождества Христова на 5 508 лет. Впервые мироздание и ход времени у восточных славян обрели начало (сотворение мира) и, в перспективе, конец - второе пришествие Христа. Так воцерковлялось само время, и через него - бытие людей.

Вместе с тем, факты позволяют говорить о сложных процессах взаимодействия восточнославянской основы и византийского образца. Нормативные названия месяцев были целиком усвоены из Ромейской империи, в свою очередь, восходя к древнеримскому календарю. Древние названия месяцев сохранились в народном быту и частично дошли до нас в украинском и белорусском языках. А вот начало года в Древней Руси утвердилось не византийское (с 1 сентября), а восточнославянское (с 1 марта). Одновременно, в церковной практике существовал счет по индиктам (15-летним циклам), связанным с сентябрьским началом года.

Значительным явлением эпохи князя Владимира стало изменение системы обороны Древней Руси. Раньше правители Руси (Игорь, Святослав) больше напоминали варяжских предводителей воинственных дружин, для которых основным приоритетом была богатая военная добыча. Так, князь Святослав Игоревич после завоевания Болгарии вознамерился перенести столицу Руси из Киева в Переславец на Дунае.

Тут, якобы, будет центр всех завоеванных князем владений, здесь пересекаются богатые торговые пути, есть большие доходы. В этот самый момент, Киев - "мать городов русских" - был осажден печенегами и едва не был взят ими. Киевлянами, вместе с престарелой княгиней Ольгой, был послан к Святославу гонец, с горькими словами: "Князь, ты чужой земли ищешь, а свою не блюдешь!"

Поначалу, в языческий период деятельности князя Владимира, мы также можем проследить отцовские черты в его поступках. Здесь и желание мстить за убитого брата, и жестокая расправа над Полоцком за нанесенное ему личное оскорбление, походы в Прибалтику и Болгарию. Однако после Крещения многое меняется. Владимир ощущает себя устроителем своей христианской державы, а не "варягом-находником". С этой целью на степной границе с печенегами создается сплошная линия оборонительных рубежей - так называемые "змиевы валы". По оценкам ученых, при князе Владимире было возведено около 500 км рвов и валов, со стоящими на них деревянными стенами. В городки-крепости набирались гарнизоны из разных племенных союзов Руси, что разбивало племенные границы и интересы и создавало основу для понимания общности государственных интересов.

Крупный историк Арнольд Дж. Тойнби, в своем труде "Постижение истории" писал: "Парадоксальным, но глубоко истинным и важнейшим жизненным принципом является то, что для того, чтобы достичь какой-либо определенной цели, следует стремиться не к самой этой цели, но к чему-то еще более возвышенному, находящемуся за пределами данной цели". Это глубоко верное и подлинно христианское наблюдение. Святой равноапостольный князь Владимир, совершив личный выбор веры Христовой и Крещение страны, поднял на совершенно новый уровень развития буквально все сферы жизни Руси.

Источник: www.mepar.ru
Фото: www.obraz.org

Равноапостольный князь Владимир
Автор: митрополит Сурожский Антоний
Сложная историческая личность, полная порывов зла, добра; человек, который, вдруг оказавшись христианином, сумел в этой полутьме переживаний и жизни оценить Евангелие как самое драгоценное, что может быть у человека, Христа – как единственного, Кому можно подчиниться до конца и служить, и который захотел дать эту драгоценность и этого Господа всему своему народу.



Крещение Руси
Автор: Ирина Филиппова
В русских летописях мы находим неоднократные упоминания о походах русских князей в Византийские земли. Однако, преследуя чисто материальные цели, такие как захват земель и имущества, русские князья и воины становились невольными свидетелями проявления византийского христианства, которое не могло не повлиять на их жизнь. Многие крестились, принося на Русь начала христианской духовности. Именно тогда уже начинала зарождаться Русская Православная Церковь.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (02.07.2015) | Автор: А. Б. Мазуров
Просмотров: 2294
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика