Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 1
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 21.08.2019, 23:31 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Успенский пост
Успенский пост
Успенский пост


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Главная » Статьи » Осторожно: секты

Авторитаризм в Православии и в "нетрадиционных религиозных движениях". Часть 1

Автор: Виталий Питанов

Братия мои! не многие делайтесь учителями,
зная, что мы подвергнемся большему осуждению.
Иак.3:1.

Авторитаризм в Православии

Виталий Питанов

Религия занимает все более прочное место в современном российском обществе. Многие люди, видя богатое разнообразие религиозных течений, пытаются обрести истину и духовных учителей, ведущих к Богу. Вопрос истинности или ложности религиозного движения не так прост, как может показаться неискушенному читателю, и на него не так-то легко найти ответ, особенно неопытному в религиозных вопросах человеку, имеющему смутное представление о существующих религиозных организациях, их учениях, истории и практике. Данная статья призвана помочь читателям, стоящим на перепутье своего религиозного искания. Как и любая другая статья такого рода, она не претендует на истину в последней инстанции, скорее, она дает пищу для размышления ищущему истину человеку. Сегодня мы поразмышляем о вопросе религиозного авторитаризма1, об отношении к духовному авторитету в различных религиозных движениях, о границах этого авторитета, о последствиях принятия той или иной религиозной системы. Все ли предписания духовника должен выполнять православный мирянин? Имеют ли право представители "нетрадиционных религиозных движений" критически оспаривать решения, принимаемые руководителями их организаций? Как относятся к руководству в такого рода организациях? Эти и подобные им вопросы и являются предметом нашей статьи. Но прежде чем перейти к обсуждению сугубо религиозного аспекта нашей темы, скажем несколько слов об авторитаризме с точки зрения психологии и логики.

Наличие авторитета в обществе само по себе положительное явление2. Авторитет родителей и учителей в школе благотворен для детей. В армии существует авторитет офицера. В науке - авторитет ведущих ученых. Отвержение понятия авторитета привело бы к хаосу и развалу общества. Долго ли просуществовала бы армия, в которой солдаты отказались бы подчиняться офицерам, и чему смогли бы научить учителя школьников, если бы те отказались посещать уроки? Наличие авторитета позволяет значительно упростить жизнь обыкновенного человека и сделать ее более комфортной. Благодаря авторитету нам не нужно проверять каждую деталь поступающей информации, тем более что это и невозможно. Общество с четко обозначенными и легитимными авторитетами работает слаженно и является жизнеспособным. Это общество сограждан, а не хаотичное сообщество индивидуумов, борющихся друг с другом за кусок хлеба. Но что такое легитимный авторитет? Ответ на этот вопрос прост. Власть и границы власти офицеров в армии ограничены уставом, поэтому если офицер выходит за пределы предоставленных ему уставом полномочий, он творит произвол и совершает преступление. Деятельность учителя в школе также регламентируется, существуют правила присвоения ученых званий и степеней в науке, что позволяет четко определять статус человека в обществе и круг его полномочий, а значит, и область, в которой его мнение можно считать авторитетным. Нарушение этих правил, присвоение себе статуса в обход легитимных процедур его достижения есть обман, а присвоение себе власти на основании такого статуса или превышение власти, которую дает имеющийся в обществе статус, является авторитаризмом. По сути, авторитаризм представляет собой подрыв самого понятия авторитет, эта ситуация становится реальностью, когда деградирует общество, когда уничтожаются его нравственные устои, когда стирается грань между поколениями, и детей приучают любить кока-колу больше, чем родителей. Это происходит тогда, когда офицеры забывают о таких понятиях, как Родина и честь, а лица, облеченные властью, не чувствуя со своими согражданами никакого духовного единства, относятся к ним как к приложению к природным богатствам, которое приходится терпеть. Всегда были фальшивомонетчики, которые подделывали деньги, и всегда находились люди, которые паразитировали на феномене авторитета. Бандиты переодеваются в милицейскую форму, чтобы грабить людей, прикрываясь, по сути, авторитетом милиции. Лжеученые распространяют ложь, прикрываясь высокими званиями, полученными в "академиях", открытых зачастую ими же. Лжеавторитет - это, по сути, обман, когда люди присваивают себе то, чего они по общепризнанному праву иметь не могут. Неспособность же людей отличить фальшивку от оригинала - факт, имеющий слишком много подтверждений в реальной жизни3, в противном случае само понятие мошенничества давно бы исчезло из нашего лексикона. Некритическое подчинение авторитету - достаточно распространенное явление, несущее в себе серьезную опасность. Одно из подтверждений этому факту можно найти в экспериментах американского психолога Милграма4. Суть экспериментов сводилась к тому, что Милграм имитировал пытку людей электротоком. Эксперимент выглядел так: актер имитировал сильную боль от электроударов, якобы наносимых ему испытуемым, получившим доступ к пульту, который, по легенде исследователей, включал "электроток". Актеру задавались вопросы, в случае неправильного ответа он должен был подвергаться удару электротоком. Актер имитировал сильнейшую боль и просил прекратить его пытать. Испытуемые плакали, переживали, но при очередном приказе ученого включить "ток", безропотно подчинялись, и это при условии, что за отказ подчиниться им ничего не угрожало. Результат эксперимента показал, что под давлением авторитета науки испытуемые, по сути, совершали преступление, пытая электротоком людей. Эксперименты Милграма - это классический пример давления авторитета, ведущий к совершению аморальных поступков. Как пишет известный психолог Филип Зимбардо, "порой проблема заключается в том,… что человек, отдающий приказания, не имеет на это права, или сами распоряжения или рекомендации неверны"5. Первого сентября 1987 года группа людей в США выразила протест против поставок США военного снаряжения Никарагуа. Несколько протестующих - мистер Вильсон и два его друга - легли на рельсы, ведущие из военно-морской базы Конкорд в Калифорнии. Несмотря на то, что руководство железнодорожного и военно-морского ведомства за три часа до акции было предупреждено о том, что она состоится, бригада электропоезда получила приказ не останавливаться и, несмотря на то, что машинисты видели лежащих на рельсах людей, они не только не остановили состав, но даже не сбавили его скорость. Двое из лежавших на рельсах успели отскочить в последний момент, мистер Вильсон не успел. Результат - отрезанные ниже колен ноги. Машинисты видели, что фактически идут на убийство человека, но это их не остановило, потому что они руководствовались выполнением приказа, хотя никто из них не являлся военным и серьезного наказания за неповиновение не последовало бы6. А сколько людей в нацистских лагерях погибло из-за такого рода приказов, исполнители которых не задумывались или боялись задуматься над тем, следует ли его выполнять? Как же к авторитету рекомендует относиться логика?

В логике есть такое понятие, как аргументация со ссылкой на авторитет7. Но есть и иное понятие - необоснованная ссылка на авторитет8. Авторитетом является эксперт в конкретной области, например, биолог является экспертом в биологии, но не является им в физике. Наличие ученого звания в одной научной области не делает автоматически человека экспертом во всех остальных, что, к сожалению, часто забывается нашими согражданами. Поэтому, даже общаясь с настоящими экспертами, следует уточнять границы их научных интересов и компетенции. Также необходимо подкрепление авторитета знаниями и опытом, научной репутацией среди ученых; если все это отсутствует, и кроме бумажки, полученной неизвестно в какой конторе, в которой указано научное звание, ничего нет, то не следует спешить признавать авторитет такого человека9. В любом случае, даже получив информацию из авторитетного источника по интересующему вас вопросу, никогда не помешает проверить эту информацию в других источниках. Ученые предлагают следующие критерии проверки авторитетности и надежности информации: весомый современный источник информации, например уважаемое издательство, пользующееся рецензиями, автор - уважаемый ученый. Но и всего этого недостаточно для гарантий достоверности информации, поэтому критичность никогда не будет излишней для человека, стремящегося использовать хотя бы элементы научного подхода к оценке информации10. Оценивая авторитетность конкретного человека, имеет смысл поглубже изучить его биографию, узнать о его образовании, выяснить, не возникало ли у него проблем с правосудием, как к нему относятся люди - в общем, проявить здоровый критический подход. От области психологии и логики обратимся к сфере религии.

Одним из основных принципов христианского вероучения является свобода. В Священном Писании сказано: "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" (2 Кор. 3:17). Человек создан по образу и подобию Божию (см. Быт. 1:26). Бог ничем не ограничен, Он свободен. Идя к Богу, человек соединяется с той свободой, которой обладает Бог. По сути, свобода - это дар Бога человеку. На пути обретения этого дара стоят грех, как нарушение заповедей Божиих, через которое человек отпадает от Бога, и порождаемые грехом страсти, ослепляющие человека, делающие его духовно безумным. Христос через Свою Церковь помогает преодолеть рабство страстям, обрести истинную свободу в Боге. Создавая Церковь, Христос учил апостолов: "… цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лк. 22:25-26). Апостолы напутствовали лидеров христианской общины словами: "пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду" (1 Пет. 5:2-3). Как изначально, так и сейчас христианство отрицает принцип некритической веры, слепого доверия авторитету. Несомненно, в Библии можно найти примеры беспрекословного следования воле Божией (см. Быт. 22:1-13), но при условии, что человек удостоверился в том, что ему открыта воля Бога, а не кого-либо иного. В Священном Писании мы можем найти немало призывов к испытанию своей веры: "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Ин. 4:1); "Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф. 5:10-11); "Все испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фесс. 5:21); "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте" (2 Кор. 13:5); "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1 Тим. 4:16). Одной веры самой по себе недостаточно, важно и то, во что ты веришь: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2:19). Христиане призваны верить истине, но это не означает, что они должны считать истиной все, что исходит из уст священнослужителей, в Священном Писании сказано: "…будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду" (2 Фесс. 2:12); "Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Мф. 5:19). При этом нужно осознавать, что понятие истина не ограничивается формальным признанием учения Церкви, апостол Павел писал: "…умоляю вас: подражайте мне, как я Христу" (1 Кор. 4:16). Христос есть Праведный Судия (см. 2 Тим.4:8), Его жизнь была примером самопожертвования и бескорыстного служения, поэтому духовник, не подражающий Христу, является лжепастырем, а пример Иуды показывает, что и среди апостолов может быть предатель, тем более не приходится говорить о рядовых священнослужителях. В Православии смирение и послушание признаются высокими добродетелями, но они - не самоцель, а инструмент борьбы с гордыней. Уточним при этом: смирение не есть беспрекословное следование любому вышестоящему приказу духовника, христиане не призваны к слепому подчинению никому, в том числе и своему духовнику, они призваны к простоте и мудрости (см. Мф.10:16), а мудрость не требует слепого подчинения, в основе мудрости лежат разум и рассудительность: "Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум" (Прит. 2:6). Разум же как раз и дан для того, чтобы отличать добро от зла, то, что соответствует Божиим заповедям, от того, что не соответствует им: "…тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь" (Прит. 2:11-12). Потому что ошибка в выборе духовного наставника может очень дорого стоить: "Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим. 6:16). Зачем следовать духовнику, толкающему человека ко греху? Апостол Петр учил о послушании истине (см. 1 Пет. 1:22), но нигде, ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Православной Церкви не говорится о послушании греху. Если духовник осознает границы своей компетенции, не пытается подражать святым отцам, которые обладали сверхъестественным вдохновением от Бога, и не нарушает нравственных и догматических канонов, устанавливаемых Священным Писанием и Священным Преданием Православной Церкви, то честь и хвала такому духовнику. Но если вчерашний семинарист, которого только что рукоположили во священство, начинает играть роль старца11, человека, прошедшего огромный духовный искус, то это уже называется младостарчеством и является, по сути, пародией на духовничество. О таких "старцах" святитель Игнатий Брянчанинов писал: "Душепагубное актерство и печальнейшая комедия - старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании - послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. … Истинное послушание - послушание Богу, единому Богу… . Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближнего! Он не слуга Божий! Слуга диавола, его орудие, его сеть!"12 Из-за геноцида, которому подверглась Православная Церковь при власти коммунистов, значительное число священнослужителей и мирян современной Церкви являются новоначальными, неопытными в духовной жизни людьми, что делает проблему младостарчества актуальной, хотя, справедливости ради, следует сказать, что процент младостарцев от общего числа священнослужителей не так уж и велик. В любом случае руководство Русской Православной Церкви и церковная общественность осознают эту проблему. В частности, в Определении Священного Синода, посвященном младостарчеству, мы можем прочитать: "…советы духовника не должны противоречить Священному Писанию, Священному Преданию, учению святых отцов и каноническим установлениям Православной Церкви; в случае же расхождения таковых советов с указанными установлениями предпочтение должно отдаваться последним"13. Будем надеяться, что миряне и священнослужители будут возрастать в своем познании Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, и младостарчество постепенно исчезнет из практики духовной жизни Русской Православной Церкви.

Критики данной статьи с большой долей вероятности обвинят автора в том, что он преуменьшает степень авторитаризма в Православной Церкви. Они могут сказать, что в Церкви присутствует жесткая дисциплина, они наверняка ему сообщат, что вопрос, что считать истиной, не имеет столь однозначного ответа, могут задать вопрос о границах Церкви и т.д. Хочется предупредить эти обвинения. Дисциплина присутствует везде, но дисциплина и произвол - не одно и то же. В Церкви приветствуется дисциплина и осуждается произвол. Чересчур широкое обобщение, обвинения всего клира Церкви в произволе на основании единичных случаев злоупотреблений духовной властью отдельными священниками оставим на совести тех, кто прибегает к подобного рода приемам. По одной женщине-проститутке нельзя делать вывод, что все женщины занимаются проституцией, по одному недостойному священнику нельзя делать вывод, что все священники - негодяи. Нас интересуют общие закономерности, а не исключения, а то, что в Церкви есть священники, недостойные своего звания, не является секретом, поэтому те, кто сообщит об этом автору, Америку не откроют. Обсуждать в данной статье вопрос истинности или ложности Русской Православной Церкви автор не собирается, эта тема выходит за пределы обсуждаемого в ней предмета. Материалов о Церкви и Ее границах существует немало, поэтому любой желающий найдет их сам. Но обратим внимание читателей на один факт. В Православной Церкви деятельность любого священника регламентируется четкими правилами14. Можно не считать Православную Церковь истинной, можно иметь о Ней сколь угодно негативное мнение, но невозможно отрицать тот факт, что вся жизнь клира регламентирована достаточно жестко, поэтому священник, творящий произвол, рискует очень легко лишиться сана. Даже Патриарх, если он начнет совершать поступки или распространять идеи, которые бы противоречили Священному Писанию и Священному Преданию Православной Церкви, не имеет иммунитета от осуждения, о рядовых же клириках Церкви и разговора нет.

©Питанов В.Ю.

Литература
1 Так же см.: Энрот М.Р. Авторитаризм в церкви. СПб., Шандал. 2004.
2 См.: Чалдини Р. Психология влияния. СПб., Питер. 2000. С.198; Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., Питер. 2000.С.89.
3 См.: Игнатов В. Как распознать мошенника. Ростов-на-Дону. Феникс. 2000.
4 См.: Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., Питер.2001.
5 Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., Питер. 2000.С.91.
6 Чалдини Р. Психология влияния. СПб., Питер. 2000. С.197-198.
7 См.: Уэстон Э. Аргументация: десять уроков для начинающих авторов. С.33-40.
8 Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. 2005.С.225.
9 См.: Питанов В.Ю. Наука и лженаука: преодоление ложного авторитета. http://apologet.orthodox.ru/
10 Бут У.К., Коломб Г.Д., Уильямс Д.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М., Флинта, наука. 2004. С.92-95.
11 См.: Смирнов С.И. Духовный отец в Древней Восточной Церкви: История духовничества на Востоке. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 2003.
12 Искушения наших дней. В защиту церковного единства. М., Даниловский благовестник. 2003. С.29,31.
13 См.: Определение Священного Синода об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить. Журнал Московской Патриархии. № 1. 1999.
14 См.: Прот. Владислав Цыпин. Курс церковного права. Клин. Фонд "Христианская жизнь". 2002.

Окончание статьи


Наука и лженаука: преодоление ложного авторитета. Часть 1
Наука и лженаука: преодоление ложного авторитета. Часть 2


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Осторожно: секты | Добавил: pravklin (18.05.2010) | Автор: Виталий Питанов
Просмотров: 1859
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2019 Яндекс.Метрика