Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

«Бог гордым противится...»
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 18.09.2021, 15:47 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Как мы веруем

«Бог гордым противится...»

В миру мы часто слышим: «гордым надо быть!», в Церкви – «гордым Бог противится»; в миру – «смирение – удел рабов», а в Церкви – «смиренным Бог дает благодать». Какие-то странные противоречия… Или что-то путается в наших восприятиях гордости и смирения, причем, как мне кажется, путается зачастую не только неверующими, но и православными.

Что же такое смирение, по мнению мира и по мнению Церкви? Я, как уже писала, работаю в хосписе. Там знают, что я сестра милосердия, хотя не выпячиваю это и не стараюсь изобразить из себя образец веры и благочестия – просто работаю, пытаюсь послужить больным. Но все равно, в свободные вечерние минуты сотрудники или больные стараются что-то спросить про веру, про отношение Церкви к какому-то вопросу или событию. Если знаю, пытаюсь рассказать, объяснить. И вот однажды мы как раз про смирение и заговорили – как обычно, пошел поток возмущения тем, что в церкви все рабы Божии.

Мне было сказано, что в Церкви все лицемеры: сделают что-то хорошее, их похвалят за доброе дело, а они начинают отнекиваться и доказывать, что это не так – такое вот смирение. И оппоненты были очень удивлены, когда я сказала, что эти люди, по-моему, неправы. На мой взгляд, смиренный – это не тот, кто отрицает, что он сказал или придумал что-то хорошее, правильное или нужное, а тот, кто благодарит Бога за предоставленную возможность совершить это. Ну, действительно, зачем отрицать хирургу, что он сделал хорошую операцию и спас человека? А вот благодарить Бога, что Он направил его руку, дал ему разум для принятия правильного решения, – самое верное. Понимаете, тем, что мы машем руками и говорим: что вы, я ничего не делал, – мы отрицаем дар Создателя, нашу свободную волю. А вот если мы будем благодарить Бога за то, что именно Он помог нам совершить тот или иной хороший поступок, это не родит в нас ложного смирения и подарит хороший навык постоянного благодарения за Божии благодеяния.

Та же проблема со смирением зачастую встает перед теми, кто вынужден в Церкви занимать руководящую должность. Помню, пришла я как-то к своему духовнику с проблемой: сёстры не хотят ходить на послушания – что делать? «По смирению» я, вроде бы, должна не настаивать, а все взять на себя и смиренно тащить. Духовник улыбнулся: ты неправильно понимаешь смирение. Смирение для руководителя – это не требовать от подчиненного выше сил, но и не попускать ему лениться. И делать это надо с чувством ответственности за успех дела и за своих подчиненных. Мне было сказано, что я должна быть для своих сестер матерью, а мудрый родитель прибегает и к телесным наказаниям чада, но всегда «с холодной головой».

То есть настоящее смирение для руководителя – это руководствоваться страхом Божиим в ответственности за души доверенных тебе людей, ведь при начальственном попустительстве можно разболтаться и тем погубить и дело, и свою душу. Поэтому дело начальника – быть спокойным, уверенно-последовательным и требовательным. Видите, какая разница между таким взглядом на послушание и другим часто встречающимся мнением, что смирение – это дозволение каждому и всякому втоптать тебя в грязь.

Если мы не всегда правильно понимаем смирение, то, может, и гордость мы воспринимаем как-то «кособоко»? Гордость, мне кажется, не всякая плоха – к примеру, гордость за свое Отечество, за подвиг предков, даже за то, что Господь дал тебе возможность обрести веру. Лишь бы не перерастала в гордыню и превозношение, когда, как говорит свт. Феофан Затворник, сам дрянь дрянью, а все твердит: «Несмь якоже прочие человецы!»

Страшна и убийственна гордость человека, у которого два мнения: «одно мое, другое – неправильное». Тогда и Сам Господь не указ. К сожалению, видела и таких. Причем эта гордыня может прикрываться маской благочестия и смирения: всё, как вы, батюшка, благословите, всё, как вы скажете. Но только до тех пор, пока «вектор» благословения совпадает с собственным мнением. Когда же он направлен в противоположную сторону, тут уже и поведение другое: тысяча оправданий, нет и следа послушания.

О гордости и смирении много писали святые отцы. Много – именно потому, что тонкость этих понятий крайне важна для нашего спасения. И учиться разбирать эти грани – дело всей нашей жизни. Вот, кстати, почему я всегда советую вопрошающим идти в Церковь.

Мне говорят: «Я живу по совести». А я отвечаю, что наше самооправдание достигло таких высот, что совесть, как глас Божий внутри нас, уже подчас не справляется с ним. И если мы будем «смиренно» наблюдать со стороны, как совесть и самооправдание борются за нашу душу, мы, скорее всего, погибнем.

Вспоминается одна восточная притча. К аксакалу пришел молодой человек и спросил: почему в мире столько несправедливости? На что старик ответил ему, что жизнь подобна битве двух волков: добра и зла. Парень спросил: а кто же победит в этой битве? Мудрец ответил: победит тот волк, которого ты кормишь. Поэтому наша задача – кормить «нужного» волка, а чтобы разобраться, кто есть кто, нам необходимы советы Церкви. Иначе не распознаем, не разберемся и пойдем по более легкому пути.

Н. Гусева, старшая сестра Православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-й городской больнице


 

Гордость - это хорошо или плохо?Гордость - это хорошо или плохо?
Автор: протоиерей Борис Балашов
Церковь постоянно говорит о греховности человеческой гордыни и гордости. Но разве есть что-то плохое в гордости за свой народ, свою родину, русскую культуру и науку? Чем же плоха такая гордость?

 


Что такое святость и достижима ли она?Что такое святость и достижима ли она?
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Святой - кто он? Это не просто и не столько праведный человек, который с точки зрения человеческой этики, нравственности, живет благопристойно, исполняет законы, старается кому-то помочь, старается всегда быть хорошим человеком. Святость - это нечто большее.

 

 

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: jula (15.06.2015)
Просмотров: 1693
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика