Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Понедельник, 02.12.2024, 21:04 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского

8 октября - память преставления преподобного Сергия Радонежского

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Очень часто говорят, что духовным центром России является Троице-Сергиева Лавра, основанная преподобным Сергием Радонежским. Почему это так и почему монах, удалившийся от грешного мира в пустынный радонежский лес, сыграл огромную роль в соединении и возрождении Руси, разоренной тяжелейшим татаро-монгольским игом?

Преподобный Сергий Радонежский в своей обители

Прп. Сергий Радонежский в своей обители. Рисунок В.А. Макарова с гравюры XIX в.

Преподобный Сергий, в Крещении получивший имя Варфоломей, родился в 1314 г. в семье ростовских бояр Кирилла и Марии. В результате разорения русских земель частыми набегами татаро-монгольских захватчиков семья преподобного была вынуждена переселиться в пределы Московского княжества и обосновалась в небольшом городке Радонеж.

С раннего детства отрок Варфоломей нашел для себя великую радость в молитвенном общении с Богом, Который стал для него на всю жизнь самым любимым и надежным Другом. В своей молитве мальчик открывал Творцу все свои мысли и чувства и ощущал, что Тот, к Кому он обращается, его понимает. Варфоломей сумел ощутить, что этому теплому общению с Богом мешают, препятствуют грехи, возникающие в мыслях, чувствах, словах и поступках. Поэтому мальчик начал осознанно бороться со злом и грехом в собственном сердце.

Отрок стремился узнавать и понимать Того, Кто стал для него самым близким и родным Существом. Укреплению живой связи с Богом содействовало и внимательное слушание Священного Писания в храме, и вдумчивая, внимательная церковная молитва. Дома родители читали своим детям священные книги Нового Завета и Псалтирь. Но как ни старался Варфоломей научиться сам читать священные книги, у него никак это не получалось. Много пришлось ему перенести горя и насмешек и дома, и в школе из-за того, что никак не давалась ему грамота. Братья давно уже сами читали книги, а Варфоломей ощущал полную беспомощность в том, что для него было очень желанно и дорого (стоит вспомнить, что первыми книгами, по которым детей учили грамоте, были Новый Завет и Псалтирь).

Наконец Господь услышал горячую молитву мальчика. Однажды, разыскивая пропавшую лошадь, Варфоломей увидел в поле старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему под благословение, рассказал о своей скорби и попросил его молитв. По окончании молитвы старец сказал ему: "Отныне Бог даст тебе, чадо, уразуметь грамоту!" Затем он дал ему часть просфоры и произнес: "Не смотри, что часть сия так мала - велика будет сладость, когда вкусишь от нее!"

Отрок пригласил старца-монаха зайти в их дом. Гостю предложили пообедать, но он сказал, что сначала надо помолиться, и предложил отроку прочитать вслух молитвы по книге. Бедный мальчик от смущения не знал, куда деваться, а родители стали извиняться перед монахом: дескать, не взыщите, мальчик-то у нас хороший, да неспособный к учению и не в состоянии освоить грамоту. Но старец настоял на своем. Варфоломей открыл книгу, в которой раньше не мог прочитать ни одного слова, и вдруг… полилась стройная речь молитвословий. Мальчик выпросил себе у Бога дар книжного разумения. Именно это событие стало той исходной точкой, с которой начинался отсчет нового времени для отрока - времени, когда его душа и ум стали возрастать на основе изучения Божией премудрости, заложенной в Священном Писании и святоотеческих книгах.

Любовь Божия, к которой все более и более приобщался Варфоломей через чтение священных книг, молитву и усердное исполнение воли Божией, влекла его по жизни к Тому Единому, мудрость Которого отражалась во всех творениях Божиих, а особенно ярко - в человеческих душах. Для юноши стало ясно, что только личное бессмертие, даруемое Богом людям, дает смысл человеческой жизни и всей земной деятельности людей. Вкусивший великую радость в Богообщении, он уже не хотел променять ее на мелкие житейские радости и комфорт - эти эрзацы, подмены райской жизни, которой жаждет всякая человеческая душа, хотя и не многие находят путь к ней.

Варфоломей стал стремиться к уединенной монашеской жизни, которая через сознательное преодоление трудностей и греховных страстей в душе приготовила бы внутренний мир человеческой личности - его бессмертную душу - стать святыней, тем местом, куда войдет и где будет обитать Богочеловек Иисус Христос.

Похоронив родителей и отдав свою часть наследства женатому брату, Варфоломей устремился к монашеской жизни.

В дремучем глухом лесу в 70-ти километрах от Москвы он нашел место, которое ему полюбилось: небольшой холм, называемый Маковец. Здесь была поставлена маленькая деревянная церковь во имя Святой Троицы, и здесь началась монашеская жизнь юного подвижника. Здесь же много позже он принял монашество с именем Сергий. С этим именем он войдет в историю нашего Отечества. А было ему тогда всего 23 года.

Находясь в отшельническом уединении, Сергий постоянно молился о всех христианах и своей угнетаемой захватчиками и раздираемой сварами князей любимой родине.

Монашеская жизнь оказалась очень тяжелой. Ночи преподобный проводил в теплой сердечной молитве, днем читал Слово Божие - Священное Писание, трудился: рубил дрова, возделывал огород. Такой образ жизни помогал ему преодолевать многочисленные тяжелые искушения. В этих постоянных трудах возрастали духовный опыт и благодатная жизнь в глубоком Богообщении.

Постепенно о подвижнике стали узнавать люди. Многие приходили за советом, а некоторые решили остаться жить в этой лесной пустыни вместе с преподобным Сергием. Но не сразу принимал их радонежский подвижник на совместную монашескую жизнь. Он говорил им: "Приготовьте сердца ваши не на покой и беспечалие, а на терпение, чтобы переносить всякое искушение и всякий труд, приготовьтесь на пост, на подвиги духовные и на многие скорби!" Так постепенно возник маленький монастырь, который стал серьезной духовной школой для живущих в нем монахов. Личным примером, своим подвижническим образом жизни, мудрым словом наставления готовил преподобный Сергий своих учеников к их будущему героическому служению Православной Церкви и родному народу.

Через 15 лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне, несколько позднее - ремесленники. И таким образом возник посад, то есть городское поселение вокруг монастыря.

В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым опустошительным нашествием на Русь, великий князь Димитрий, получивший впоследствии прозвище Донского, приехал в Троицкий монастырь к преподобному, чтобы помолиться и принять благословение на защиту Отечества. Святой осенил его крестом, окропил князя и его дружину святой водой и возвестил грядущую победу. По просьбе великого князя преподобный Сергий послал с ним в боевой поход двух иноков, бывших ранее в миру воинами - Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 7 сентября 1380 года русское воинство переправилось через Дон, а 8 сентября состоялась знаменитая Куликовская битва, которая закончилась полным разгромом татар и бегством Мамая. Во время боя преподобный Сергий с братией молился в храме о победе русских воинов и о упокоении павших, называя их вслух по именам. Позднее, по возвращении в Москву, великий князь велел поминать павших воинов в храме. Так возникла поминальная Димитриевская родительская суббота.

Преподобный Сергий содействовал единению русских земель вокруг Москвы и укреплению государственной власти в руках великого князя. Так создавалась великая Россия.

Многие ученики преподобного разошлись по отдаленным и пустынным местам северной части Руси. И, селясь в уединенных диких местах, они фактически повторяли путь преподобного Сергия. Постепенно к ним собирались любители монашеского уединения. Возникали монастыри, вокруг них селились люди. Так возникали многие новые русские города, обживались новые места. Монастыри становились центрами духовной культуры и народного просвещения.

Таким образом духовный опыт и христианское понимание жизни, почерпнутые преподобным Сергием из книг Священного Писания и личного богообщения, через его учеников и их учеников становились духовным опытом многих тысяч людей. Так возрождалась русская культура после татаро-монгольского разорения.

Велик вклад преподобного Сергия в дело созидания русского государства, формирования единого русского православного народа, его культурного и духовно-нравственного просвещения. Но это не только прошлое. И по сей день обитель преподобного Сергия является духовным сердцем православного русского народа и центром духовного просвещения.

Благодать, исходящая от святых мощей преподобного Сергия, и молитвы перед ними духовно укрепляют сотни тысяч православных людей разных национальностей. Духовный опыт и величие преподобного Сергия являются великой святыней Православной России и всего православного мира.

Протоиерей Борис Балашов,
настоятель Скорбященской церкви г. Клин

Фото: Валентин Макаров

Преподобный Сергий Радонежский
Свято-Сергиевская церковь д. Мисирёво


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (08.10.2012) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 8693
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz