Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Епископ Балашихинский Николай. Из истории иконографии Сретения Господня
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 30.04.2017, 17:39 | RSS
 
Форма входа


Христос Воскресе!
Пасха
Христос Воскресе!


Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Духовное просвещение

Епископ Балашихинский Николай. Из истории иконографии Сретения Господня

Автор: епископ Балашихинский Николай

Обращаясь к истории иконографии праздника Сретения Господня, необходимо иметь в виду и его богослужебное содержание, сочетающее в себе элементы Господского и Богородичного праздников (а в древности он и считался таковым). Это достаточно наглядно представлено на примере приведенных в нашей заметке сведений об иконах Сретения Господня XIV–XIX вв.

Сретение Господне. Мозаика, церковь Санта Мария Маджоре в Риме

В ранних изображениях Сретения Господня (а древнейшее из сохранившихся — мозаика V в. церкви Санта Мария Маджоре в Риме) делается акцент на почитании Девы Марии как Богородицы — в соответствии с догматом Ефесского Собора (431 г.)

К IX—X вв. складывается окончательный иконографический канон (назовем его кратким) Сретения Господня. Богомладенец изображен на руках св. Симеона Богоприимца; обычно Он одет в короткую рубашку.

Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр). Около 1192 года

Богомладенца часто изображают как Христа Эммануила, благословляющего святого старца Симеона: мир Ветхого Завета, ожидавший прихода Мессии, получает исполнение своих чаяний; очи старца увидели спасение, предлагаемое Богом всем народам. Стоящая рядом Пречистая Дева Мария слышит проречение св. Симеона о предлежащем Ей тягостном пути: Ей предстоит видеть, как Сын Ее будет отдан на муки и смерть.

Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеимона в Нерези

О принесении Искупительной жертвы за грехи всего рода человеческого напоминает и праведный Иосиф, принесший в храм свою жертву — двух птенцов голубиных (Лк. 2:24). Эти два птенца голубиных символически понимаются Церковью как прообраз иудейского и языческого мира.

На иконах Сретения также представлена праведная Анна: И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2:38). «Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа, Творца небу и земли» (припев 9-й песни канона). Несмотря на столь значимые проречения, на иконах Сретения ей отводится скромная роль; она всегда на втором плане.

Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне – Македония). Третья четверть 14 века

В кратком изводе икон Сретения нередки варианты, когда Богомладенец находится еще на руках Пречистой Девы Марии. Однако и в этом случае Он словно уже ведет со св. Симеоном тот диалог, который так умилительно передан в каноне праздника Сретения Господня; напомним его своеобразный эпиграф — его же краестрочие: Христа радостне старец объемлет. Припевы и тропари девятой песни канона описывают эту беседу так: Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих. Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.

Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего Христе радование, восприими Твоего служителя, сению претружденнаго, новая благодати священнопроповедника тайнаго, во хвалении величающа…

Из атрибутов храма в ранних иконах Сретения можно видеть только Престол (нередко — с киворием); позднее появляются архитектурные детали — стена, части здания.

К концу XVI в. получает распространение развернутый иконографический вариант Сретения Господня; позднее его будут широко использовать старообрядцы. В композиции появляются новые лица, а также эпизоды, раскрывающие евангельское событие Сретения в Иерусалимском храме: св. Симеон Богоприимец, переписывающий пророчество Исаии, усомнился в правильности текста пророчества Исаии о рождении Сына от Девы, и Ангел Божий вразумляет его. Иногда изображают пророка Исаию.

Еще один сюжет, встречающийся в развернутом варианте икон Сретения Господня: к Богоматери с Младенцем на руках подлетает Ангел и возвещает о грядущих страданиях Иисуса; он подносит Младенцу символическое изображение Креста.

Сретение Господне, XIX в. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме

Литературный источник расширенного варианта иконографии Сретения — литургические тексты, Минеи Четьи и святоотеческие слова о празднике. Св. старец Симеон, которому было обещано Духом Святым (Лк. 2:26), что он не вкусит смерти до тех пор, пока не встретит Мессию, или Христа, провозвещенного ветхозаветными пророками — в первую очередь Исаией, — согласно преданию, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык. Он, в числе других семидесяти толковников, трудился над переводом Библии по приглашению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрии Египетской. Св. Симеон переводил книгу пророка Исаии — «ветхозаветного евангелиста», как называли его святые отцы. Дойдя до слов о рождении Мессии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил (Ис. 7:14), он решил в переводе вместо слова «Дева» написать «Жена», но чудным видением Ангела был не только удержан от этого намерения, но и получил обещание увидеть Христа Господня, рожденного Пречистой Девой.

Евангельский текст дает о св. Симеоне самые скудные сведения, но святоотеческая традиция называет его священником Иерусалимского храма или — если он и не был священником, то более чем священником.

Немаловажным сюжетом расширенной иконографии Сретения является изображение преисподней. Святитель Афанасий Великий говорил, что св. Симеон первым принес в преисподнюю радостную весть о долгожданном Избавителе: «Грядет искупление, грядет Избавитель, грядет оставление, грядет Освободитель. Не плачь, природа человеческая, яко грядет наш Заступник, грядет и не задержится». Св. Симеон, по словам свт. Афанасия, спешил туда, чтобы опередить Вифлеемских младенцев, которых вознамерился избить злодей Ирод: «младенцы быстры и расторопны, а он уже стар, медлителен и неповоротлив». Праведный Симеон Богоприимец первым принес узникам ада весть о приходе на землю Христа Спасителя, Который в скором времени, претерпев смерть на кресте, сойдет во ад и освободит всех узников преисподней.

Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеимона в Нерези

Хочется обратить внимание еще на одну важную деталь иконографии Сретения Господня — действие происходит в Иерусалимском храме. Даже в самых кратких изводах это очевидно; это может быть лаконичное изображение Престола уготованного или величественные архитектурные формы — но это Дом Божий.

Именно в Дом Божий зовет сегодняшних христиан замечательный праздник Сретения Господня. Глубокий смысл видится в том, что именно день Сретения Господня избран днем особого попечения о молодежи — о тех, кто, придя в храм, удостоится встречи с Богом.

Источник: www.mepar.ru

Из истории иконографии Сретения Господня
Автор: епископ Балашихинский Николай
Окончательно иконография Сретения складывается лишь в IX-X вв. - это та иконографическая традиция, которая практически не изменилась до нашего времени. В нашей заметке приведены примеры иконографии Сретения Господня из некоторых провинциальных музейных собраний России.



Праздник дивной встречи и первой разлукиПраздник дивной встречи и первой разлуки
Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Одновременно этот праздник - первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай начался еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: pravklin (15.02.2017) | Автор: епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 197
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика