Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Епископ Балашихинский Николай. Из истории иконографии Сретения Господня
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 20.04.2024, 11:39 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Духовное просвещение

Епископ Балашихинский Николай. Из истории иконографии Сретения Господня

Автор: епископ Балашихинский Николай

Обращаясь к истории иконографии праздника Сретения Господня, необходимо иметь в виду и его богослужебное содержание, сочетающее в себе элементы Господского и Богородичного праздников (а в древности он и считался таковым). Это достаточно наглядно представлено на примере приведенных в нашей заметке сведений об иконах Сретения Господня XIV–XIX вв.

Сретение Господне. Мозаика, церковь Санта Мария Маджоре в Риме

В ранних изображениях Сретения Господня (а древнейшее из сохранившихся — мозаика V в. церкви Санта Мария Маджоре в Риме) делается акцент на почитании Девы Марии как Богородицы — в соответствии с догматом Ефесского Собора (431 г.)

К IX—X вв. складывается окончательный иконографический канон (назовем его кратким) Сретения Господня. Богомладенец изображен на руках св. Симеона Богоприимца; обычно Он одет в короткую рубашку.

Св. Симеон Богоприимец с Младенцем Христом. Фреска церкви Панагиа ту Араку в Лагудера (Кипр). Около 1192 года

Богомладенца часто изображают как Христа Эммануила, благословляющего святого старца Симеона: мир Ветхого Завета, ожидавший прихода Мессии, получает исполнение своих чаяний; очи старца увидели спасение, предлагаемое Богом всем народам. Стоящая рядом Пречистая Дева Мария слышит проречение св. Симеона о предлежащем Ей тягостном пути: Ей предстоит видеть, как Сын Ее будет отдан на муки и смерть.

Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеимона в Нерези

О принесении Искупительной жертвы за грехи всего рода человеческого напоминает и праведный Иосиф, принесший в храм свою жертву — двух птенцов голубиных (Лк. 2:24). Эти два птенца голубиных символически понимаются Церковью как прообраз иудейского и языческого мира.

На иконах Сретения также представлена праведная Анна: И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2:38). «Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа, Творца небу и земли» (припев 9-й песни канона). Несмотря на столь значимые проречения, на иконах Сретения ей отводится скромная роль; она всегда на втором плане.

Сретение Господне. Фреска церкви св. Димитрия Маркова монастыря (ныне – Македония). Третья четверть 14 века

В кратком изводе икон Сретения нередки варианты, когда Богомладенец находится еще на руках Пречистой Девы Марии. Однако и в этом случае Он словно уже ведет со св. Симеоном тот диалог, который так умилительно передан в каноне праздника Сретения Господня; напомним его своеобразный эпиграф — его же краестрочие: Христа радостне старец объемлет. Припевы и тропари девятой песни канона описывают эту беседу так: Объемлет руками старец Симеон Содетеля закона, и Владыку всяческих. Не старец Мене держит, но Аз держу его: той бо от Мене отпущения просит.

Воздал еси мне, вопияше Симеон, спасения Твоего Христе радование, восприими Твоего служителя, сению претружденнаго, новая благодати священнопроповедника тайнаго, во хвалении величающа…

Из атрибутов храма в ранних иконах Сретения можно видеть только Престол (нередко — с киворием); позднее появляются архитектурные детали — стена, части здания.

К концу XVI в. получает распространение развернутый иконографический вариант Сретения Господня; позднее его будут широко использовать старообрядцы. В композиции появляются новые лица, а также эпизоды, раскрывающие евангельское событие Сретения в Иерусалимском храме: св. Симеон Богоприимец, переписывающий пророчество Исаии, усомнился в правильности текста пророчества Исаии о рождении Сына от Девы, и Ангел Божий вразумляет его. Иногда изображают пророка Исаию.

Еще один сюжет, встречающийся в развернутом варианте икон Сретения Господня: к Богоматери с Младенцем на руках подлетает Ангел и возвещает о грядущих страданиях Иисуса; он подносит Младенцу символическое изображение Креста.

Сретение Господне, XIX в. Из Богоявленского собора Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме

Литературный источник расширенного варианта иконографии Сретения — литургические тексты, Минеи Четьи и святоотеческие слова о празднике. Св. старец Симеон, которому было обещано Духом Святым (Лк. 2:26), что он не вкусит смерти до тех пор, пока не встретит Мессию, или Христа, провозвещенного ветхозаветными пророками — в первую очередь Исаией, — согласно преданию, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык. Он, в числе других семидесяти толковников, трудился над переводом Библии по приглашению египетского царя Птолемея Филадельфа в Александрии Египетской. Св. Симеон переводил книгу пророка Исаии — «ветхозаветного евангелиста», как называли его святые отцы. Дойдя до слов о рождении Мессии: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил (Ис. 7:14), он решил в переводе вместо слова «Дева» написать «Жена», но чудным видением Ангела был не только удержан от этого намерения, но и получил обещание увидеть Христа Господня, рожденного Пречистой Девой.

Евангельский текст дает о св. Симеоне самые скудные сведения, но святоотеческая традиция называет его священником Иерусалимского храма или — если он и не был священником, то более чем священником.

Немаловажным сюжетом расширенной иконографии Сретения является изображение преисподней. Святитель Афанасий Великий говорил, что св. Симеон первым принес в преисподнюю радостную весть о долгожданном Избавителе: «Грядет искупление, грядет Избавитель, грядет оставление, грядет Освободитель. Не плачь, природа человеческая, яко грядет наш Заступник, грядет и не задержится». Св. Симеон, по словам свт. Афанасия, спешил туда, чтобы опередить Вифлеемских младенцев, которых вознамерился избить злодей Ирод: «младенцы быстры и расторопны, а он уже стар, медлителен и неповоротлив». Праведный Симеон Богоприимец первым принес узникам ада весть о приходе на землю Христа Спасителя, Который в скором времени, претерпев смерть на кресте, сойдет во ад и освободит всех узников преисподней.

Богоматерь с Младенцем из «Сретения». Фреска церкви св. Пантелеимона в Нерези

Хочется обратить внимание еще на одну важную деталь иконографии Сретения Господня — действие происходит в Иерусалимском храме. Даже в самых кратких изводах это очевидно; это может быть лаконичное изображение Престола уготованного или величественные архитектурные формы — но это Дом Божий.

Именно в Дом Божий зовет сегодняшних христиан замечательный праздник Сретения Господня. Глубокий смысл видится в том, что именно день Сретения Господня избран днем особого попечения о молодежи — о тех, кто, придя в храм, удостоится встречи с Богом.

Источник: www.mepar.ru

Из истории иконографии Сретения Господня
Автор: епископ Балашихинский Николай
Окончательно иконография Сретения складывается лишь в IX-X вв. - это та иконографическая традиция, которая практически не изменилась до нашего времени. В нашей заметке приведены примеры иконографии Сретения Господня из некоторых провинциальных музейных собраний России.



Праздник дивной встречи и первой разлукиПраздник дивной встречи и первой разлуки
Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Одновременно этот праздник - первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай начался еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (15.02.2017) | Автор: епископ Балашихинский Николай
Просмотров: 1681
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика