Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Фильм «Монах и бес»: смотреть или не смотреть?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 29.06.2017, 01:37 | RSS
 
Форма входа


Петров пост
Петров пост
12 июня - 11 июля
Петров пост



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Фильм «Монах и бес»: смотреть или не смотреть?

Автор: протоиерей Александр Союзов

На 14-м фестивале православного кино «Покров», который проходил в Киеве, художественный фильм российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес» получил гран-при. Картина рассказывает о том, как в мужском монастыре появляется новый послушник Иван. Но вместе с ним в обитель попадает и бес, который искушает монаха, чтобы сбить его с пути служения Богу. Оценки тех, кто успел посмотреть этот фильм, противоречивы: одни считают его талантливым и готовы пересматривать, другие вообще не рекомендуют смотреть, так как, по их мнению, он вреден и антиправославен. Мы попросили поделиться своим впечатлением от просмотра этой картины клирика Скорбященской церкви протоиерея Александра Союзова.

Фильм является определенным знаковым явлением, потому что Православие в нашей стране начинает глубоко проникать в сознание общества, и свидетельством тому является новая картина «Монах и бес». Фильм, думаю, хотя снят на очень специфическую тему и пронизан соответствующими диалогами, будет интересен широкому кругу зрителей. Возможно, в дальнейшем эта работа будет отмечена не только наградами фестиваля православного, но и каких-то других, может быть, даже международных.

Что касается вопросов: нужно ли его смотреть или не нужно, полезен он или не полезен, – мне кажется, сейчас у нас не так много людей, которые спрашивают благословения своего духовника на просмотр той или иной картины. Я считаю, что фильм, безусловно, полезен, потому что вводит нас в определенное культурно-социальное пространство, знакомит зрителя с его целями и задачами, а главная цель – спасение души – важна для каждого человека. И хотя история, рассказанная в картине, разворачивается в XIX веке, такие события происходили, происходят и будут происходить, пока стоит мир.

В фильме показаны всевозможные чудеса, которые многих верующих смущают. Вопрос чуда всегда был большой проблемой. Многим чудо нужно для того, чтобы поверить. Но чудо, если возвращаться к Евангелию и к евангельскому смыслу чудес, является не праздным явлением, которое вырывается из ряда обычных законов физики, биологии, химии и разрывает обычное естественнонаучное представление о мире. Оно, как правило, не развлекает, а направлено, в первую очередь, на спасение людей. Если говорить о чудесах, которые творил Христос, то они являют людям состояние Царствия Божия. Человек после грехопадения поражен нищетой, болезнью, смертью; человеческая природа обречена на страдания и, в конце концов, на смерть. Христос, придя в мир, преодолевает это: Он насыщает (дарует чудесный улов рыбы, кормит несколько тысяч людей пятью хлебами), чтобы люди не голодали, не чувствовали давления со стороны стихии природы; Он исцеляет; Он воскрешает людей. Господь являет нам Царствие Божие, потому что в нём нет смерти, нет болезни, нет нищеты! Но когда мы видим чудеса, которые просто развлекают, можно предположить, что их устраивает лукавый по попущению Божиему. В фильме чудеса происходят для того, чтобы погубить душу главного героя, удивить монахов, тем самым завоевать их доверие и пленить их души.

Главная тема фильма – смысл христианского спасения. Многие считают, что задача человека, вставшего на монашеский путь, путь христианского беззаветного и бескорыстного служения – приобретение даров Святого Духа, при помощи которых можно совершать какие-то чудеса. А в фильме совершенно четко показано, что по мере приближения главного героя к финалу, чудес становится всё меньше и меньше, наконец они прекращаются совсем, и в этот момент наступает кульминация.

А еще, фильм о том, что любовь побеждает всё. Та самая бескорыстная любовь – главная добродетель любого христианина. Сейчас, как и во все времена, она воспринимается как юродство. Таких людей мир называет «блаженными», дурачками, недалекими людьми. И опять это главная тема фильма: христиане – юродивые для мира, то есть они не живут по ценностям этого мира, стараются от них отойти. Хотя эти ценности проникают даже и в монастырь.

Несколько слов о стилистике фильма. Самая хорошая форма говорить о серьезных вещах – это притча, как правило, имеющая элемент здорового юмора. Мы можем это увидеть на примере евангельских притч, например, притча о сеятеле. Для нас это серьезная притча, заставляющая морщить лоб. А Христос рассказывал ее людям, которые два раза в год сеяли пшеницу. В ситуации, когда из четырех зерен только одно попадает на хорошую почву и дает урожай, а три пропадают, что с таким сеятелем сделает господин? В советские времена эту притчу можно было бы переименовать в притчу о пьяном трактористе, который вместо поля разбросал зерно по обочинам и оврагам. Юмор, мне кажется, Православию был свойственен всегда. Главное, чтобы юмор поднимал человека над повседневностью, обыденностью, пошлостью, а не погружал в это еще глубже; чтобы это была именно добрая улыбка, а не злой сарказм. Фильм «Монах и бес», безусловно, носит притчевый характер. Несомненным плюсом картины является и лесковско-гоголевский язык. Хорошо, что такие фильмы появляются. Очень рекомендую посмотреть эту новую кино-притчу-историю.



"Левиафан": путь в никуда
Автор: Ирина Филиппова
Радует и режиссерский гений, и филигранная операторская работа, и смысловые крючки, которыми ох как цепляет автор неокрепших душой зрителей. Огорчает другое - слишком далеко от России отстоит это самое кино. Как же? - возразит мне оппонент, - разве не наша правдивая действительность изображена в картине?



«Необыкновенные приключения Серафимы»: мои впечатления
Автор: Ольга Леонова
Интересно выстроена сюжетная линия – на протяжении всей истории прослеживается связь девочки Серафимы с ее святым покровителем Серафимом Саровским. Показано состояние страны, поправшей свою религию, свою веру; последствия этого – духовенство в заключении, война, разруха, поломанное детство детей, которые оказались в детских домах.




Перепечатка в Интернете разрешена только при условии наличия активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при условии указания источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: pravklin (29.11.2016) | Автор: протоиерей Александр Союзов
Просмотров: 403
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск


Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2017 Яндекс.Метрика