Клин православный

Московская епархия Русской Православной Церкви

Икона Крещения Господня
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 29.02.2020, 13:24 | RSS
 
Форма входа


Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Икона Крещения Господня

Автор: протоиерей Борис Балашов, настоятель Скорбященского храма г. Клина

Величайший из пророков Ветхого Завета Иоанн Креститель засвидетельствовал окружавшим его людям, что пришедший к нему креститься Иисус есть Сын Божий, берущий на Себя грех мира, есть Свет, просвещающий людей. С этого момента началось общественное служение Спасителя. Об этом историческом событии рассказывает нам икона праздника.


 

Православная Церковь в своей таинственно-благодатной жизни не только рассказывает о Христе и совершённом Им спасении человеческого рода, но и приобщает христиан к делу обновления человеческой природы силой Божией, делает их духовными участниками священных событий.

Одним из средств освящения верующих является традиционная православная икона – окно в мир Небесного Царства, открывающееся нам во время молитвы.

В центре иконописного образа Крещения Господня, или Богоявления, – Сам Богочеловек Иисус Христос. Он пришел к величайшему пророку Ветхого Завета Иоанну Крестителю, прося у него крещения в водах Иордана, которое тот совершал над людьми, скорбевшими от множества своих грехов и открыто приносившими свое покаяние после погружения в речные воды. Этим они подготавливались к тому духовному очищению и обновлению своих душ, которое будет совершать Сын Божий в Своей Православной Христовой Церкви.

В праздничном богослужении от имени пророка звучат такие слова: «Как светильник может освещать Свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на Себя грехи всего мира, Ты Сам освяти Меня и воды» (вечерняя стихира праздника Крещения в русском переводе).

Христианская жизнь как путь к спасению начинается с таинства Крещения, которое отнюдь не является обычным омовением тела или купанием.

На многих иконах Крещения мы видим символические, соответствующие греческой традиции, изображения реки в виде человека с кувшином (пифосом), изображающим растерянность и изумление, и изображение моря как человека, сидящего на морских животных, быстро удаляющихся в страхе и изумлении. Эти образы выражают мысли древнего псалмопевца: «Море увидело и побежало; Иордан возвратился назад» (Пс. 113, 3). «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» (Пс. 76, 17).

Земные воды, некогда райские и живительные, ныне затемненные из-за человеческих грехов, становятся нередко грозными и губительными. Встретившись же со Христом во время Его Крещения, они преобразуются, освящаются. Эти воды становятся носительницами благодати Божией, способными очищать людей, верующих во Христа и Его Евангелие, от греховной нечистоты.

В праздничной стихире на литии говорится, что Сын Божий захотел «ради нас сделаться подобным нам и ныне погружается в воды Иордана, не Сам нуждаясь в них для очищения, но в Своем лице устраивая нам возрождение. О, чудо! Переплавляет без огня и воссоздает без разрушения, и спасает крещающихся во имя Его Христос Бог и Спаситель наших душ» (русский перевод). Господь обновляет искаженную грехопадением человеческую природу через погружение в Иорданские воды. Он делает их живительными и освящающими духовную чистоту людей. Для этого, быв и оставась Богом, Сын Божий становится человеком. Он открывает вечные истины нам, людям, заблудившимся во тьме грехов и ошибок, просвещает находящихся в духовном мраке. «Ныне Владыка погребает в водах человеческий грех». «Ныне Владыка пришел освятить водную природу» (запевы на 8-й песни утрени Крещения в русском переводе).

С тех пор в церковном богослужении Сам Иисус Христос освящает воды в день Крещенского сочельника, а также в сам день праздника, делая их такими же иорданскими водами, как те, в которые Он погружался две тысячи лет назад.

Подобное же происходит и с водой, освящаемой при совершении таинства Крещения.

Рядом со Спасителем на иконе часто изображаются склонившиеся в трепете и изумлении ангелы, удивляющиеся и радующиеся смирению и любви своего Владыки – Творца мира.

В верхней части праздничного образа мы видим символ небесной сферы, откуда раздается голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Эти слова обращены ко всем народам земли: во Христе нам открывается любовь Божия, и только через живую связь с Богочеловеком можно прийти к Богу и обрести вечную жизнь.

В праздничном тропаре возвещается: «На Иордане во время Крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троицы; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истину слова. Явившийся, Христе Боже, и мир просветивший, слава Тебе» (русский перевод).

Образ Крещения Господня не только рассказывает об этом удивительном событии, но и в полном смысле является иконой Новозаветной Троицы.

Перед нашим духовным взором является воплотившийся и ставший Человеком Сын Божий, мы слышим сердцем слова Бога Отца, указывающие нам на Христа, и видим Того, Кого в принципе нельзя увидеть: Духа Святого, Который как бы в виде голубя свидетельствует миру о Спасителе, подтверждая слова Бога Отца. По этой причине праздник Крещения называется еще и Богоявлением.

Нередко на иконах Крещения изображаются дерево и лежащая рядом секира (боевой топор). Это грозный символ Божьего суда: если народ или отдельные люди не приносят доброго плода богоугодных дел и благочестия, они срубаются, как засохшие деревья, уступая место другим на земле. О вечной участи таковых лучше и не рассуждать…

Бог – Источник жизни – открывает нам Себя, чтобы в Нем мы обрели вечную жизнь и с Его помощью исправляли жизнь земную.

 


Купель спасения
От воды и Духа
Православное Таинство Крещения
Вопросы, связанные с праздником Крещения Господня и освящением воды

 

 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: jula (18.01.2020)
Просмотров: 199
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2020 Яндекс.Метрика