Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Икона Воскресения Христова
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Среда, 27.10.2021, 16:53 | RSS
 
Форма входа
Логин:
Пароль:

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Икона Воскресения Христова

Автор: Геннадий Алексеев

На Руси первые сцены Сошествия во ад появляются в качестве иллюстрации к тексту Псалтири. Так, уже в миниатюре Хлудовской Псалтыри в центре миниатюры изображён Христос, протягивающий руку Адаму и стоящей рядом Еве. На Псковской иконе конца XIV века из собрания Русского музея Христос в ярко-красной одежде изображён почти фронтально, в резкой динамичной позе, протягивающий обе руки: правую Адаму, а левую - Еве. Эти три фигуры образуют ясный треугольник, образующий центр композиции, по сторонам которого расположены симметричные ряды ветхозаветных праведников. Среди них мы легко узнаём изображения Давида, Соломона и Предтечи. На более поздних иконах появляется множество деталей: многочисленное ангельское воинство, Ангелы, несущие крест, как на иконе круга Дионисия из Русского музея, крупная фигура сатаны в чёрной пещере ада, известная ещё по миниатюре Хлудовской псалтыри, восстающие из гробов мёртвые и т.д.

Композиция "Сошествие во ад" в древнерусском искусстве практически заменяла собой отдельное изображение Воскресения Христова и поэтому, как правило, имело двойное название: "Сошествие во ад - Воскресение Христово".

На иконе Христос изображён сходящим в преисподнюю, окружённый сиянием славы. Он, как солнце, сходит во ад стремительным движением - даже края одежды у Него развиваются и приподнимаются. Ад не смог вместить Бога и как бы взорвался изнутри: мы видим разбитые, сорванные с петель царские врата, крестообразно нависшие над бездной, в которую низринулись ад и смерть. Сошествие во ад на этой иконе производит впечатление смерча, пронесшегося над бездною. Фигура Христа - стремительная, лёгкая и динамичная, цвета раскалённого железа - светится неземной силою. Сын Божий кончиками правой ноги попирает и сокрушает ад.

Ад - это нечто непостижимое и страшное. Как же изобразить такое? Согласно утвердившейся ещё в Византии иконографии, ад на этой иконе изображается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские "сокровищи" - непроглядно мрачное пространство преисподней, ужасный "тартар". Но здесь ад уже разрушен. Мы видим Ангелов, которые сковывают сатану и выводят великое множество людей, идущих в мир вечной жизни.

На псковской иконе XIV века пространству ада отведено немного места. Он уже как бы и не заслуживает внимания - он уже попран и показан пренебрежительно, почти "между прочим".

Фигура Христа окружена ореолом (мандорлой). Этот ореол, первоначально символизировавший только "славу", как бы сияние благодати, стал обозначать ещё и особое пространство - пространство "не от мира сего", заполненное невидимыми бесплотными Ангелами, Херувимами и Серафимами. Эти невидимые силы весьма условно, но с неожиданной достоверностью изображены на иконе.

Таким образом, на иконе представлены сразу три пространства: пространство "не от мира сего", пространство ада (преисподняя) и пространство, в котором находятся праведники, выведенные Иисусом Христом из ада. И над всем безраздельно господствует Христос.

Пробела на одежде Христа стремительным потоком струятся вверх, как языки пламени, что усиливает напряжение иконы. Плавно очерченная фигура Христа - лёгкая, с очень узкими плечами, не вызывает ощущения физической силы. Сила Иисуса Христа - не телесная, Его сила - Божественная.

Крепость ада разрушена. Дьявол побежден Христом. И первым в рай вошёл раскаявшийся на кресте разбойник. На третий день ожило мёртвое тело Христа - Он Воскрес! Смерть побеждена!

Г. Алексеев



Воскресение Христово в иконографииВоскресение Христово в иконографии
Автор: епископ Балашихинский Николай
В искусстве древнехристианского периода Воскресение Христово изображалось в символических формах.
По сравнению с другими праздниками, иконография Воскресения Христова формировалась в течение длительного периода; изображение видоизменялось на протяжении III-XVII вв. В основе изображения Воскресения Христова лежат тексты Священного Писания, святоотеческие творения, гимнография, а также апокрифы, главной темой которых является победа воскресшего Христа над адом и смертью. Однако создание иконографии таинственного события, очевидцев которого на земле не было, представляло сложную задачу.



Почему я ВЕРЮ?Почему я ВЕРЮ?
Автор: Наталия Гусева
Что же такое вера? Почему я верю? Наверное, и скорее всего, это действительно так, - это не моя заслуга... Это величайший дар, это великая радость и великая ответственность. Но, наверное, Господь как-то разглядел некие предпосылки, в соответствии с которыми Он решил эту ответственность предложить каждому из нас... В своей комсомольско-молодежной школьной юности, помню, меня всегда удивляли уроки физики и химии, на которых нам объясняли, что после нашей смерти нам суждено превратиться в травку. Ну никак у меня не укладывалось это в голове: а как же я? Ну, травка - это мое тело, а я? Притом, что росла я в атеистической среде, была даже некрещеной, все же почему-то подсознательно разделяла свой тленный организм и свое "я".




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Духовное просвещение | Добавил: Pravklin (11.04.2015) | Автор: Геннадий Алексеев
Просмотров: 2257
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2021 Яндекс.Метрика